Автомобильная промышленность Узбекистана, созданная в годы независимости с «нуля» является одновременно и гордостью Узбекистана и достаточно большой проблемой, вызывающей многочисленные нарекания ввиду ее недостаточной конкурентоспособности на внешнем рынке. Для решения этой проблемы разработана Концепция развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан до 2025 года предусмотрен широкий ряд мер по развитию отрасли. Однако, достижение поставленных в данном направлении целей может быть затрудненно в связи с негативными тенденциями на мировом рынке автомобильной промышленности.
Кризисное давление
Согласно недавно опубликованному докладу американской консалтинговой фирмы «Алих партнерз» (AlixPartners) надвигается мировой автомобильный кризис. В 2018году сокращение продаж впервые затронуло три главных рынка — Китай, США и Европу. На ведущем рынке мира в Китае падение продаж в сравнении с 2017 годом составило 6%, в Германии - на 10%.
Только в первом квартале 2019 года глобальные продажи автомобилей упали на 5,5%, в Германии во втором квартале текущего года — на 13,4%.Особенно сильно сократились продажи «Даймлер», «Фольксваген», «Дженерал моторс» и «Форд».
Согласно прогнозам в этом году продажи автомобилей во всем мире упадут на пять процентов. Причем, в Китае может быть продано менее 25 миллионов автомобилей — на два миллиона меньше, чем в 2018 году, и эта тенденция сохранится до 2023 года.
Целый ряд аналитиков считают, что главным фактором сокращения автомобильного спроса в мире является замедление китайского экономического роста, поскольку на Китай приходится более четверти мирового автомобильного производства. Немецкий эксперт Фердинанд Дуденхёфер считает, что ближайшие 5-10 лет станут самыми тяжелыми за все время существования автомобильной отрасли. Основную причину кризиса он видит в таможенных и санкционных действиях США и в Брексите.
Экологические напряжения
Серьезным фактором, осложняющим положение дел, является то, что автомобильная отрасль находится в процессе перехода к все более ожесточающимся экологическим требованиям. В Евросоюзе предлагают полностью запретить дизельные автомобили уже к 2030 году. Если в 2012 году во Франции семь из десяти машин были дизельными, сейчас их доля упала до 34%. Эти меры затронут миллионы дизельных автомобилей в Германии, из них половина — марки «Фольксваген». Главы «Даймлер», «Фольксваген», «Бэ-эм-вэ», «Порше» и «Ауди» считают, что дизельная технология уже находится под угрозой исчезновения.
Наблюдаемое сокращение продаж и переход к более экологичным автомобилям привели к тому, что за последние три года в мире было закрыто 16 автомобильных заводов и потеряли работу свыше 120 тысяч человек. Американский «Форд» объявил о закрытии к 2020 году шести заводов в Европе и сокращении 12 тысяч рабочих мест.
Не смотря на расширение нормативных ограничений дизельных автомобилей, переход на электромобили медленно. Они продолжают оставаться дорогими и уступают по многим параметрам дизельным. Необходимы значительные инвестиции в новые технологии, прежде всего электромобили, и беспилотные автомобили. По оценке специалистов, глобальные инвестиции в новые технологии в автомобилестроении в ближайшие пять лет должны составить 240 миллиардов евро, из которых 80% придется на «электрификацию» автотранспорта. Запланировано, что к 2021 году должно появиться более 30 новых моделей электрокаров, разработка которых вряд ли сможет окупиться ввиду сокращения глобального рынка.
По некоторым прогнозам в будущем мировой автопром может столкнуться с еще более серьезными вызовами, так как может произойти отказ от индивидуального автотранспорта, когда будут массово применяться вызов такси, каршеринг и другие формы коллективного пользования автомобилей. По прогнозам технического университета Мюнхена, число автомобилей в мире при этом может сократиться на 90%.
Последствия для Узбекистана
Как этот негативный мировой тренд может сказаться на узбекской автомобильной промышленности, на достижении запланированных целей? Во-первых, в условиях сокращения мирового рынка будет очень сложно добиться запланированных показателей экспорта, тем более, что в странах, куда мы экспортируем свои автомобили, активно развивается и свое автомобильное производство.
Во-вторых, затруднится привлечение иностранных инвестиций в развитие отрасли ввиду того, что ведущие иностранные автомобильные компании при сокращении доходов от продаж вынуждены вкладывать инвестиции в разработку новых технологий для своих предприятий, перепрофилированию их на выпуск электромобилей. Это сокращает их потенциальные возможности вкладываться в развитие автомобильной промышленности Узбекистана.
Поэтому весьма важным в Концепции развития автомобильной промышленности является проработка вопроса об организации производства электромобилей и формирование необходимой инфраструктуры для их широкого распространения. Но при этом следует учитывать, что производство электромобилей требует меньше комплектующих, чем обыкновенный автомобиль, и на 30% меньше трудозатрат. По подсчетам мюнхенского института экономики IFO, запрет на дизельные моторы с 2030 года уничтожит только в Германии 620 тысяч рабочих мест.
Превентивная проработка мер в области привлечения инвестиций, внедрения новых технологий в отрасль и поддержки автомобильного экспорта с учетом возможности углубления негативного тренда в мировом автопроме, позволит минимизировать возможные издержки этого процесса для автомобильной промышленности Узбекистана. Особое значение при этом будет иметь выбор наиболее оптимального режима либерализации таможенного регулирования автомобильной продукции при переходе к нетарифным мерам защиты интересов отечественного автомобилестроения.
Траектория развития отрасли
В 2018 году объем производства автомобильной отрасли Узбекистана составил 26,8 трлн сумов. Экспорт - $59 млн, в том числе легковых автомобилей — $24 млн, автобусов и грузовиков — $21 млн. Было импортировано 2,8 тыс. легковых автомобилей на сумму $35,4 млн.
В отрасли действует 70 предприятий, трудоустроено более 25 тыс. человек. Автомобилестроение обеспечивает спрос на высокотехнологичную продукцию металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивая занятость более чем 200 тыс. человек.
Доля автомобилестроения в 2018 году составила в ВВП страны 6,6%, в промышленном секторе — 11,7%, выплаты в бюджет в виде налогов и других платежей составили 1,6 трлн сумов.
Проблемы отрасли
Модельный ряд производимой продукции морально устарел (в среднем 10−11 лет), а уровень автомобилизации составил 75 единиц на 1000 человек.
Малые объемы производства одной модели — менее 35 тыс. ежегодно при норме в 100 тыс. автомобилей в год, — не позволяют достичь уровня производственной безубыточности для более чем одного производителя и приводят к экономической неэффективности проектов локализации.
В настоящее время потенциальный объем импорта автомобильной продукции составляет не более 5%, который в будущем может вырасти до 25−30% при условии отсутствия государственной поддержки отечественных автопроизводителей, в том числе в виде нетарифных импортных барьеров, льготного автокредитования и др.
Возможности расширения экспортной деятельности, наряду с объективным географическим расположением республики, ограничены относительно высокими транспортными тарифами, таможенными и не тарифными барьерами (в среднем 6% от себестоимости автомобилей, тогда как в России — 1%).
Низкая рентабельность отечественных производителей не позволяет погасить имеющуюся задолженность по кредитам коммерческих банков в полном объеме.
Единоличным собственником крупнейшего участника рынка в отрасли — АО «Узавтосаноат» — является государство, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Ориентиры движения
Развитию конкурентной среды будет способствовать поэтапная реализация частным инвесторам, преимущественно иностранным, доли государственной компании АО «Узавтосаноат» в уставных фондах предприятий-производителей комплектующих, а также углубление государственно-частного партнерства.
В политике таможенного регулирования экспортно-импортных операций запланирован постепенный переход от тарифного регулирования к нетарифным мерам защиты интересов отечественных производителей.
Перспективным направлением станет проработка организации производства электромобилей и формирование необходимой инфраструктуры для их широкого распространения среди потребителей на территории республики.
К 2025 году в автомобильной промышленности планируется достижение следующих показателей:
- рост объема производства с текущих 220 до 300 тыс. автомобилей, или в 1,4 раза;
- увеличение объема экспорта — с текущих 4,7 до 25,7 тыс. автомобилей, или в 5,5 раза;
- увеличение «чистого» уровня локализации по легковым автомобилям до 55%, а по коммерческим — до 30%;
- производство автомобилей методом крупноузловой сборки в объемах, не превышающих 10% от общего объема производства;
- увеличение численности занятых с 25,5 до 35 тыс. человек, или в 1,4 раза.
- В результате уровень автомобилизации должен составить 116 ед. на 1000 человек.
Из Концепции развития автомобильной промышленности Республики Узбекистан до 2025 года
Виктор Абатуров
Экономическое обозрение №9 (237) 2019
Оставить комментарий