Business climate of Uzbekistan in annual dynamics

Business climate of Uzbekistan in annual dynamics

In April 2020, the Center for Economic Research and Reforms (CERR) introduced a new tool for assessing the sentiment of the business community in Uzbekistan, based on the German Business Climate Index methodology developed by the IFO Institute in Munich.

For the past year, CERR has been conducting a monthly survey among 1,000 enterprises in various sectors of the economy (a breakdown by sectors of agriculture, industry, construction and services was introduced in July 2020). The survey clarifies the issues of the current state of the business, changes in demand for goods/services, the dynamics of the number of employees, as well as the expectations of entrepreneurs about changes in the general state of their business and possible price changes in the future.

Methodology

The business climate assessment includes an assessment of three main indicators. The first indicator is an assessment of the current state of the business, which is calculated as the difference between the answers "good" and "bad" as a percentage of the population of the sample. The value of the current state varies from -100 points (all respondents assess the current state as bad) to 100 points (all respondents assess the current state as good). The second indicator is the expectation of business development prospects for the next 2-3 months. As in the first case, it is calculated as the difference between the answers "will improve" and "worsen" in percentage terms from the population of the sample. The expectation value also ranges from -100 points (all respondents expect their business to deteriorate further) to 100 points (all respondents expect their business to improve further).

And finally, a summary indicator of the business climate, which is calculated based on the average balance sheet values of the current state and business expectations. The business climate value can fluctuate between -100 points (all respondents assess the current state as bad and expect further deterioration of their business) and 100 points (all respondents assess the current state as good and expect further improvement of their business). The relationship between the balance sheet values of the current state and expectations helps determine the prospects for economic development in the country for the next 3 months.

Dynamics of business environment assessment

Given the annual dynamics of indicators, we can see how the coronavirus pandemic has affected the state of the business environment in Uzbekistan (Figure 1).

Figure 1. Dynamics of business environment indicators for 2020-2021

All three indicators were low when a pandemic hit the country in April last year. In addition, in May 2020, the business climate index and expectation index made their lowest for the entire period, at 22 points and 30 points, respectively. The minimum value of the current situation is set in July 2020 - 12 points. The minimum values of the indicators coincided with the introduction of the first nationwide lock in April 2020, which lasted until the end of the month.

Factors influencing the state

In 2020, Uzbekistan provided small business loans and financial assistance in the amount of 120 trillion soums. As a result, 104 thousand companies restored activity, and the turnover of private enterprises increased by 33%, in comparison with the previous year. The volume of microcredits in legal entities increased by 21.7% and at the beginning of April 2021 amounted to 11.2 trillion soums.

A sharp increase in diseases in the summer led to the introduction of new quarantine measures throughout the republic from July 10 to August 1, 2020.

The July results of assessing the business climate in the country can be interpreted as a consequence of the second lockdown - a decrease in the composite indicator to 37 points. The next three months are marked by a phase of moderate economic recovery. During this period, the business climate indicator is kept at 49 points and in November drops to 38 points. Until April 2021, the composite indicator remains above 50 points, and in January it reaches its maximum of 69 points, which is mainly explained by optimistic expectations among entrepreneurs about the prospects for their business.

According to Figure 2, the minimum "improvement" in demand was recorded in May 2020 (15%), and it rose to 35% the next month. This indicator remained at the level of 32 to 42% in other periods.

Figure 2. Dynamics of estimates of demand for goods/services for the last 3 months

Figure 3. Dynamics of the number of employees over the last 3 months

The smallest increase in the number of employees was also noted in May 2020 (9%), and the largest one - in March 2021 (28%) (Fig. 3). Figure 4 gives an idea of the values of the current state and waiting. In general, the relationship between the values of the current situation and expectations for April 2021 means that, according to the estimates of business entities, a positive trend in economic development will continue in the next 3 months.

Figure 4. Relationship between the values of the current state and waiting

The leading indicator of the business climate in Uzbekistan made it possible to assess the prospects for economic development during a pandemic and promptly respond to unfavorable trends. Despite a difficult period for the country, the government's prompt response eased the consequences of the spread of coronavirus infection for business, as evidenced by the indicators of the business climate in Uzbekistan. The introduction of other similar indicators of a different nature in the future will help to assess the situation in a timely manner, prioritizing, to prevent future problems, which will maximize the use of time and resources.

Business Indicators

Feruzbek Davletov, CERR

Economic Review Magazine №6 (258) 2021

Share this post

Similar news

Бизнес-климат Узбекистана в годовой динамике

Бизнес-климат Узбекистана в годовой динамике

В апреле 2020 года Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) был внедрен новый инструмент оценки настроений бизнес-сообщества в Узбекистане, основанный на методологии «Индекса бизнес-климата» Германии, разработанной институтом ИФО (IFO) в Мюнхене.

Вот уже на протяжении года ЦЭИР ежемесячно проводит опрос среди 1000 предприятий различных отраслей экономики (разбивка по отраслям сельского хозяйства, промышленности, строительства и сектора услуг была внедрена в июле 2020 года). В ходе опроса выясняются вопросы текущего состояния бизнеса, изменения спроса на товары/услуги, динамики количества работников, а также ожидания предпринимателей об изменении общего состояния их бизнеса и возможном изменении цен в будущем.

Методология

Оценка бизнес-климата включает оценку трех основных индикаторов. Первый индикатор – оценка текущего состояния бизнеса, которая рассчитывается как разница ответов «хорошо» и «плохо» в процентном выражении от совокупности выборки. Значение текущего состояния варьируется от -100 пунктов (все респонденты оценивают текущее состояние как плохое) до 100 пунктов (все респонденты оценивают текущее состояние как хорошее). Второй индикатор – ожидание перспектив развития бизнеса на ближайшие 2-3 месяца. Так же, как и в первом случае рассчитывается как разница ответов «улучшится» и «ухудшится» в процентном выражении от совокупности выборки. Значение ожидания также варьируется от -100 пунктов (все респонденты ожидают дальнейшего ухудшения их бизнеса) до 100 пунктов (все респонденты ожидают дальнейшего улучшения их бизнеса).

И, наконец, сводный индикатор бизнес-климата, который рассчитывается на основе средних балансовых значений текущего состояния и ожиданий бизнеса. Значение бизнес-климата может колебаться между значениями -100 пунктов (все респонденты оценивают текущее состояние как плохое и будут ожидать дальнейшего ухудшения их бизнеса) и 100 пунктов (все респонденты оценивают текущее состояние как хорошее и ожидают дальнейшего улучшения их бизнеса). Взаимоотношение балансовых значений текущего состояния и ожидания помогает определить перспективы экономического развития в стране на ближайшие 3 месяца.

Динамика оценок бизнес-климата

Рассматривая годовую динамику индикаторов, можно заметить, как пандемия коронавирусной инфекции сказывалась на состоянии бизнес-климата в Узбекистане (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика индикаторов бизнес-климата за 2020-2021 гг.

Во время пика пандемии в стране в апреле прошлого года все три индикатора находились на низком уровне. Далее, в мае 2020 года, индикатор бизнес-климата и индикатор ожидания достигли своего минимума за весь период, составив 22 пункта и 30 пунктов, соответственно. Минимальное значение индикатора текущего состояния было зафиксировано в июле 2020 года – 12 пунктов. Минимальные значения индикаторов совпали с введением первого общереспубликанского локдауна в апреле 2020 года, который продлился до конца месяца.

Последствия распространения коронавирусной инфекции оказали негативное влияние на бизнес-климат в стране, особенно на малый и средний бизнес. Незамедлительно были приняты меры поддержки бизнеса и населения. Среди них – увеличение капитализации Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности до 500 млрд. сумов и выделение 400 млрд. сумов на покрытие процентов по кредитам. Также незамедлительно было приостановлено начисление ряда налогов и сборов, включая социальный налог для индивидуальных предпринимателей, туристические сборы, налог на имущество и землю. Принятые в то время пакеты антикризисных мер смягчили последствия первой волны пандемии, что четко отразилось в июньских результатах опроса. В частности, сводный индекс бизнес-климата поднялся на 29 пунктов и составил 51 пункт, в то время как индикаторы ожидания и текущего состояния возросли до 74 пунктов и 30 пунктов, соответственно.

Фактор влияния государства

В 2020 году Узбекистан выделил малому бизнесу кредитов и финансовой помощи на 120 трлн. сумов. В результате более 104 тыс. компаний, пострадавших от пандемии, восстановили деятельность, а оборотные средства частных предприятий увеличились на 33%, по сравнению с прошлым годом. Объем микрокредитов юридическим лицам вырос на 21,7% и на начало апреля 2021 года составил 11,2 трлн. сумов.

Резкий рост заболеваний летом привел к введению очередных карантинных мер по всей республике с 10 июля до 1 августа 2020 года.

Июльские результаты оценки бизнес-климата в стране можно интерпретировать как следствие второго локдауна – снижение сводного индикатора до 37 пунктов. Последующие три месяца знаменуются фазой умеренного восстановления экономики. В этот период индикатор бизнес-климата держится в районе 49 пунктов и в ноябре снижается до 38 пунктов. Вплоть до апреля 2021 года сводный индикатор держится на уровне выше 50 пунктов, а в январе достигает своего максимума и составляет 69 пунктов, что, в основном, объясняется оптимистичными ожиданиями среди предпринимателей о перспективах их бизнеса.

Помимо оценки текущего состояния и ожиданий предпринимателей, опрос также включает в себя вопросы по другим направлениям. Среди них – оценка спроса на товары и услуги за последние 3 месяца.

Согласно рисунку 2, минимальное «улучшение» спроса было зафиксировано в мае 2020 года (15%), и он вырос до 35% в следующем месяце. Данный показатель сохранялся на уровне от 32 до 42% в остальные периоды.

Рисунок 2. Динамика оценок спроса на товары/услуги за последние 3 месяца

Рисунок 3. Динамика количества работников за последние 3 месяца

Самый минимальный рост числа работников был также отмечен в мае 2020 года (9%), а самый максимальный – в марте 2021 года (28%) (рис. 3). Рисунок 4 дает представление о значениях текущего состояния и ожидания. В целом, взаимоотношение значений текущей ситуации и ожидания за апрель 2021 года означает, что, по оценкам субъектов предпринимательства, положительная тенденция в развитии экономики сохранится в ближайшие 3 месяца.

Циклическую взаимосвязь между индикаторами текущего состояния и ожидания можно продемонстрировать на четырехквадрантной диаграмме, на которой выделены 4 фазы экономической активности, а именно: замедление, рецессия, подъем и форсированное развитие. Если оценки текущей ситуации и ожидания ниже нуля, то экономическая активность отображается в квадранте «Рецессии». Восстановление экономики характеризуется движением по часовой стрелке: после фазы «рецессии» экономическая активность переходит в квадрант «подъема» и далее в квадрант «форсированного развития». Следует отметить, что за весь рассматриваемый период взаимоотношения текущего состояния и ожиданий предпринимателей в Узбекистане оставались в фазе форсированного развития.

Рисунок 4. Взаимоотношение значений текущего состояния и ожидания

Опережающий индикатор бизнес-климата в Узбекистане позволил оценить перспективы развития экономики в период пандемии и своевременно среагировать на неблагоприятные тенденции. Несмотря на непростой для страны период, оперативная реакция правительства облегчила последствия распространения коронавирусной инфекции для бизнеса, о чем, собственно, и свидетельствуют индикаторы бизнес-климата в Узбекистане. Внедрение в будущем других подобных индикаторов различного характера поможет своевременно оценивать ситуацию, расставляя приоритеты, для предотвращения будущих проблем, что позволит максимально эффективно использовать время и ресурсы.

Бизнес-индикаторы

Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №6 (258) 2021

Поделиться постом

Похожие новости