В Ташкенте обсудили текущее состояния и динамику внешнего долга Узбекистана

В Ташкенте обсудили текущее состояния и динамику внешнего долга Узбекистана

Международная встреча, посвящённая текущему состоянию и динамике внешнего долга страны проходит в формате открытого диалога.

На мероприятии представлена подробная информации о состоянии и динамике внешнего долга Узбекистана, выборе проектов, финансируемых за счет внешнего долга, мониторинге их реализации, а также о мерах по обеспечению эффективности этих проектов.

По мнению мировых экспертов, безопасный уровень государственного внешнего долга Узбекистана считается не более 60 % по отношению к ВВП.

Сейчас уровень совокупного внешнего долга страны составляет 36,5% к ВВП, структура долга является исключительно благоприятной для республики, что обуславливает поддержание кредитоспособности страны на высоком уровне.

Государственный долг Узбекистана на 1 января 2021 года составил $23,3 млрд или 40,4% к валовому внутреннему продукту (ВВП), следует из отчёта Министерства финансов. Из них $21,1 млрд или 36,5 % от ВВП – государственный внешний долг. Из этой суммы $15,1 млрд. (71,4%) — долг, привлеченный от имени правительства, $6 млрд. (28,6%) — под гарантию Узбекистана. Внутренний долг увеличился на 5,4% до $2,2 млрд или 3,9 % к ВВП. Государственный долг Узбекистана на 1 января 2020 года составлял $17,8 млрд или 30,8% от ВВП.

Долг Узбекистана перед Азиатским банком развития составляет $5 млрд., Всемирным банком – $3,7 млрд, Китайским экспортно-импортным банком – $2,2 млрд., Японским агентством по международному сотрудничеству – $1,9 млрд, Китайским государственным банком развития и другими – $2 млрд, Исламским банком развития – $0,9 млрд и другими международными финансовыми институтами – $2,4 млрд.

70% внешних долгов Узбекистана привлечены в долларах США, 11,3% - в японских иенах, 9,5% – в СДР, 5,1% - в евро и 4,1% - в других валютах.

При этом 12,4% привлеченных средств ($2,6 млрд) направлены на развитие энергетики, 13,7% ($2,9 млрд) – электроэнергетики, 11,5% ($2,4 млрд) – транспортной инфраструктуры и 11% ($2,3 млрд) на развитие жилищно-коммунального сектора.

В 2020 году 17,5 % государственного внешнего долга или $3,7 млрд израсходовано на поддержку государственного бюджета. Также, в прошлом году было направлено на:

  • $2,6 млрд – энергетику;
  • $2,9 млрд – электроэнергетику;
  • $2,4 млрд – транспорт и транспортную инфраструктуру;
  • $2,3 млрд – жилищно-коммунальное хозяйство;
  • $1,7 млрд – суверенные международные облигации;
  • $1 млрд – химическую промышленность;
  • $0,7 млрд – образование и здравоохранение;
  • $0,3 млрд – финансовую сферу;
  • $0,2 млрд – коммуникации;
  • $1,1 млрд – другие сферы.

В 2020 году Узбекистан направил $1,1 млрд на обслуживание внешних долгов: $656,5 млн долга и $405,1 млн – проценты по привлеченным кредитам. При этом $315,9 млн. были выделены из государственного бюджета.

Также Узбекистан направил $666,9 млн на обслуживание внутреннего долга: $515,5 млн долга и $151,4 млн на проценты.

Озабоченность населения по государственному долгу

В отличие от развитых и некоторых развивающихся стран, Узбекистан привлекает заимствования из внешних источников только с целью финансирования проектов стратегического социально-экономического значения, в том числе развития инфраструктуры и в свою очередь, обслуживание государственного внешнего долга осуществляется за счет средств, полученных от реализации инвестиционных проектов.

Например, в 2017-2019 годах два скоростных пассажирских поезда «Талго-250» и четыре обычных вагона были приобретены на 63,2 млн долларов за счет средств внешнего долга государства. В то же время было бы несправедливо утверждать, что народ Узбекистана должен вернуть 63,2 млн долларов, потраченных на развитие транспортной системы. Наоборот, обслуживание данного долга осуществляется за счет поступлений от транспортных услуг. Более того, высокоскоростные пассажирские поезда «Талго-250» обслуживают население и туристов и создают основу для развития внутреннего и внешнего туризма.

Как налогоплательщики, прежде чем беспокоиться об этих цифрах, мы должны поинтересоваться на что эти ресурсы были потрачены? И насколько благосостояние населения изменится от реализации проектов, финансируемых за счет этих инвестиций?

Ответ на эти комплексные вопросы намного сложнее, чем простое сравнение общих цифр без анализа структуры и условий внешнего долга.

Так почему же государственный внешний долг увеличился в 2020 году?

Во-первых, с Азиатским банком развития подписано кредитное соглашение на 500 млн долларов для поддержки бюджета по борьбе с пандемией коронавируса. Процентная ставка по кредиту составляет 6 месяцев LIBOR + 0,5%, срок погашения – 15 лет (льготный период 3 года).

Во-вторых, Правительство Узбекистана и Международный валютный фонд подписали соглашение о предоставлении льготного кредита в размере 375 млн долларов для поддержки экономики (из них 125 млн долл. по 0%, 250 млн долл. – по 1,05%).

В-третьих, Всемирный банк согласился предоставить льготный кредит в размере 100 млн. долларов под 1,25% годовых для финансирования проекта «Обод кишлок».

В-четвертых, была достигнута договоренность о привлечении льготных кредитов Всемирного банка в размере 500 млн долларов в целях модернизации аграрного сектора Республики Узбекистан.

Кроме того, сигналы с финансовых рынков предполагают, что у правительства не должно возникнуть проблем с заимствованием огромных сумм денег на выгодных условиях, если деньги используются правильно, а причитающиеся проценты остаются относительно низкими.

Поделиться постом

Похожие новости