Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев от 28 мая на совещании, посвященном обсуждению приоритетных задач по обеспечению конкурентной среды в экономике и защите прав потребителей, подчеркнул важность вопроса конкуренции в процессе перехода фирмы к рыночной экономике Узбекистана и поставил ряд вопросов перед Правительством Республики Узбекистан:
- могут ли наши предприятия выдержать внешнюю конкуренцию?
- если поступят товары из-за рубежа, то может ли аналогичный продукт, произведенный в нашей стране, стать ей конкурентом?
Продолжая свою мысль глава государства, подчеркнул "Если не будет конкуренции, то не будет и качества, цена не будет падать. Времена меняются, но монопольные предприятия не меняются. Пора принять строгие меры".
Сегодня отношение между конкуренцией и монополией для нашей республики оставалось одной из актуальных проблем современной экономики и государственной экономической политики.
Как показывает мировой опыт, антимонопольная политика государства формируется десятилетиями и требует постоянного совершенствования в связи с изменчивостью экономической среды. Поэтому нам, исходя из мирового опыта, тоже нужно "принимать решительные меры" в борьбе с монополией.
Исходя из вышесказанного, остановимся на следующих основных проблемах, связанных с любой сферой в целом, например, с деятельностью системы предприятий энергетической системы:
- взаимоотношения электроэнергетических компаний с потребителями далеки от стандартов, принятых в мире;
- наличие дебиторской задолженности перед потребителями энергии на регулярной основе;
- отсутствие коммуникативной политики с потребителем и недостаточное внимание к интересам потребителей и т.д.
К сожалению, эти проблемы присущи многим нашим крупным компаниям.
Это связано с тем, что на протяжении многих лет формирование монополистических тенденций в нашей экономике было результатом неполной сформированности структуры внутреннего рынка и рыночных отношений, а также несовершенства внутреннего антимонопольного законодательства.
Это означает, что монополия не является основным средством развития для повышения эффективности производства для предприятий. Из этого мы можем сделать очень важный вывод:
- предприятие-монополист не стремится повысить качество предоставляемых услуг, не вкладывает средства в повышение профессионализма своих сотрудников, естественно все это накладывает негативный отпечаток на качество предоставляемых предприятием услуг.
За некачественное обслуживание потребители тоже не спешат производить платежи. В результате, финансовая нестабильность осложняет производственную деятельность системных предприятий. Это приводит к дорогостоящему техническому обслуживанию. Хуже всего то, что включение капитальных вложений в систему не позволяет осуществлять необходимые инновационные процессы в отрасли, производить расчеты за поставки, обеспечивать полное обслуживание существующих основных фондов и т.д.
Что могут сделать предприятия имеющие монопольное положение в более финансово "дефицитных" условиях, в-первую очередь - ограничить модернизацию объемов ремонтно-эксплуатационных услуг, заставив их "сократить" свои затраты, то есть выполняются только самые необходимые работы. Это, в свою очередь, приводит к "цепной реакции" потерь, связанных с техническими неисправностями.
Это значит, что в экономике, где уровень и роль монополий достаточна высока, экономический кризис имеет более негативные последствия, поскольку снижается гибкость рынка к изменяющимся условиям.
Необходимо внести изменения в целевое назначение, то есть деятельность должна быть направлена на оптимизацию использования потребителем электроэнергии, а не только на контроль использования электроэнергии потребителями, экономию энергии и тем самым снижение затрат.
Поскольку все важные сектора экономики избегают конкуренции из-за монополии, я считаю, что совершенствование нормативных документов при обсуждении других дополнительных регулирующих полномочий неэффективно.
Для того, чтобы развивать конкурентоспособность, мы должны провести структурные изменения в национальной экономике. Мы решительно настроены в борьбе с монополиями, чтобы создать полноценную конкурентную среду, монопольные компании должны быть "расформированы", а их активы выведены на рынок.
Нодир Жумаев,
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
доктор экономических наук, профессор
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Оставить комментарий