Экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может дать рост ВВП еще на 1,7%

Экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может дать рост ВВП еще на 1,7%

Полноценная интеграция Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) потенциально может увеличить ВВП республики еще на 1,4 – 1,7% в год, следует из доклада Евразийского банка развития, который был презентован 1 июля.

Доклад дает оценку потенциальных эффектов от интеграции Республики Узбекистан с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а также выявляет перспективные направления сотрудничества действующих стран – членов Союза с Узбекистаном. Авторы проанализировали основные индикаторы социально-экономического развития Узбекистана, торговое и инвестиционное сотрудничество республики и ЕАЭС, а также представили подробный обзор двух важных для Узбекистана и для Центральной Азии в целом секторов: транспорта и водно-энергетического комплекса.

Аналитиками сделан вывод, что без участия Узбекистана как крупного и стратегически расположенного игрока на пространстве Центральной Азии решение вопросов развития региона не будет иметь сильной динамики. Более глубокая экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером инвестиционного и торгового сотрудничества.

Узбекистан является крупной экономикой на пространстве Центральной Азии с объемом ВВП 57,7 млрд долларов и населением 34,6 млн человек в 2020 году. Страна богата природными ресурсами и обладает развитой производственной базой. Объем долларового ВВП Узбекистана эквивалентен немногим более 3% совокупного ВВП стран ЕАЭС и сопоставим с белорусским.

В исследовании банка говорится, что рост экономики Узбекистана составлял 6,6% в среднем за 2011–2019 годы. Это выше, чем в странах ЕАЭС. Однако, несмотря на высокие темпы роста ВВП, разрыв в уровне доходов между республикой и странами — членами ЕАЭС остается значительным. Увеличению производительности экономики препятствует недостаток инвестиций, технологий и текущее состояние инфраструктуры.

Потенциальные эффекты интеграции для экономики Узбекистана

Потенциальный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в Узбекистан оценивается в 1–1,5 млрд долл. ежегодно. Это обеспечит дополнительные 0,3–0,4 п.п. прироста реального ВВП республики в год. Узбекистан привлекателен с точки зрения расширения бизнеса и направления ПИИ из действующих государств – членов Союза: республика обладает существенными природными и трудовыми ресурсами, а также производственной базой. Привлечение инвестиций будет способствовать увеличению производительности труда в Узбекистане как за счет обновления физической инфраструктуры, так и благодаря внедрению новых технологий.

Доступ к общему рынку труда ЕАЭС даст дополнительный приток денежных переводов в Узбекистан в размере 1,5–2 млрд долл. в среднем в год. Дополнительный вклад в ежегодный прирост реального ВВП составит 0,3–0,4 п.п. Увеличение объема денежных переводов приведет к повышению благосостояния населения Узбекистана. Это, в свою очередь, положительно скажется на потребительском спросе. Трудовая миграция в государства – члены ЕАЭС позволит смягчить негативные социально-экономические последствия в республике, вызванные безработицей и неполной занятостью.

Расширение внутриотраслевой торговли и промышленная кооперация между Узбекистаном и действующими государствами – членами ЕАЭС будут способствовать диверсификации структуры экономики и экспортной корзины Узбекистана.

Экспорт Узбекистана в страны – участницы ЕАБР дополнительно может вырасти на 1,2 млрд долл. Именно в таком объеме оценивается нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению к действующим государствам – участникам Банка.

Наращивание экспортных поставок товаропроизводителями Узбекистана возможно не только в ключевом торговом партнере – России, но и во всех странах – участницах ЕАБР. По итогам 2020 г. экспорт республики в страны – участницы ЕАЭС составил 3 млрд долл.

Ключ к интенсификации взаимной торговли и взаимовыгодному снижению нетарифных барьеров – гармонизация технических регламентов и фитосанитарных стандартов Узбекистана с требованиями, действующими в ЕАЭС. Трудности институциональных преобразований и адаптации национальной правовой базы Узбекистана могут быть нивелированы организационной, финансовой и технической поддержкой со стороны действующих государств – членов ЕАЭС.

Аналитики подчеркивают, что без участия Узбекистана как крупного и стратегически расположенного игрока на пространстве Центральной Азии решение вопросов развития региона затруднено. Это в полной мере относится к транспорту, логистике и водно-энергетическому комплексу, где без координации усилий и взаимопонимания невозможно прийти к оптимальному разрешению проблемных вопросов. От глубины и интенсивности участия Узбекистана в региональных и евразийских интеграционных процессах будет зависеть их сбалансированность и успех. Более активная экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером инвестиционного и торгового сотрудничества.

Взаимная торговля Узбекистана

Реформы правительства Узбекистана, проводимые c 2017 г., заметно активизировали внешнюю торговлю страны. Показатель открытости экономики (соотношение товарооборота внешней торговли и ВВП) увеличился с 24,8% ВВП в 2016 г. до 62% в 2019 г. (57,3% в 2020 г.). Одним из векторов «Стратегии действий по пяти направлениям дальнейшего развития Узбекистана на 2017–2021 гг.» является расширение внешнеэкономических связей, в первую очередь за счет укрепления сотрудничества с соседними странами. Три из них являются участницами ЕАБР – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Усиление двустороннего сотрудничества с Россией также входит в число приоритетов Стратегии
2017–2021. Другими важными направлениями являются импортозамещение, стимулирование
экспорта сельскохозяйственной продукции, географическая диверсификация поставок на зарубежные рынки, повышение в структуре экспорта доли товаров с высокой добавленной стоимостью, подготовка к вступлению в ВТО.

Потенциал взаимной торговли

Согласно данным Международного центра торговли (МЦТ) и ЮНКТАД, наибольшим потенциалом для экспорта товаров из Узбекистана обладают рынки Китая, Российской Федерации и Турции.

В топ-10 самых перспективных экспортных направлений вошли помимо России еще
три страны – участницы ЕАБР: Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

По данным МЦТ, нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению
к странам – участницам Банка суммарно оценивается в 1,2 млрд долл. Наиболее перспективным рынком сбыта продукции является Россия, нереализованный экспортный потенциал по
отношению к которой составляет 559 млн долл. Для сравнения: этот же показатель по отношению к Китаю – традиционно крупнейшему торговому партнеру республики – составляет 696 млн долл. Нереализованный потенциал экспорта Узбекистана в Казахстан составляет 363 млн долл., в Кыргызстан – 125 млн долл., в Беларусь – 61 млн долл.

Наибольшим потенциалом роста в случае полноценной экономической интеграции Узбекистана
с ЕАЭС обладают отрасли, которые на данный момент уже занимают существенное место в структуре экспорта и импорта со странами Союза. Например, экспорт продовольственных товаров в Россию может вырасти в три раза. Согласно данным Всемирного банка (2018), сравнительное преимущество Узбекистана в производстве плодоовощной продукции обуславливается как подходящими агроэкологическими условиями для выращивания высококачественных овощей и фруктов при низких затратах, так и растущим экспортом.

Конкурентное преимущество Узбекистана на рынках стран – участниц ЕАБР обусловлено
одновременно тарифными и нетарифными факторами. С одной стороны, поскольку в 2013 г.
Узбекистан вошел в зону свободной торговли СНГ, импортные пошлины во взаимной торговле
между государствами – участниками Договора не применяются. Это создает контраст с Китаем
и Турцией, которые активно применяют тарифные меры к импортируемым агропродовольственным товарам.

С другой стороны, анализ нетарифных барьеров по отношению к ключевым экспортным товарам
Узбекистана показывает, что количество нормативных требований торговых партнеров к импорту
из республики значительно варьируется. Например, данные МЦТ показывают, что в Китае импорт
из Узбекистана сталкивается с наибольшим количеством нетарифных требований, в то время как
нетарифные требования России и Казахстана во многом совпадают и невелики.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕАЭС

Полноценная интеграция Узбекистана с ЕАЭС даст увеличение потенциального ВВП республики на 1,4–1.7 п.п. в долгосрочной перспективе. Усиление инвестиционной активности и накопление капитала обеспечат 0,7 п.п. этого увеличения. Создание новых рабочих мест и вовлечение в производство трудовых ресурсов, необходимые при освоении инвестиций, добавят еще 0,2 п.п.

Рост производительности факторов производства за счет трансфера технологий и повышения конкуренции национальных производителей вследствие притока ПИИ обеспечит еще 0,5–0,8 п.п. В итоге темп прироста потенциального ВВП Узбекистана после вступления в ЕАЭС может повыситься до 6,9–7,2% в год – с 5,5% в настоящее время.

Потенциальный объем инфраструктурных инвестиций ЕАЭС в Узбекистан может составлять 1–1,5 млрд долл. ежегодно. Это обеспечит дополнительные 0,3–0,4 п.п. прироста ВВП республики в год. Узбекистан имеет высокий инвестиционный потенциал, который используется далеко не в полной мере. Углубление кооперации со странами – членами ЕАЭС окажет содействие экономическому развитию Узбекистана. Республика является привлекательной для расширения бизнеса и направления прямых иностранных инвестиций из действующих стран – членов Союза благодаря наличию природных и человеческих ресурсов, а также производственной базы.

Привлечение инвестиций и переток технологий будут способствовать увеличению производительности труда Узбекистана – как вследствие обновления физической инфраструктуры, так и вследствие внедрения новых технологий.

Дополнительный приток в страну денежных поступлений от трудовых мигрантов оценивается в размере 1,5–2 млрд долл. в среднем в год после присоединения к Союзу. Это даст дополнительный вклад в ежегодный прирост ВВП в размере 0,3–0,4 п.п.

Став членом ЕАЭС, Узбекистан получит доступ к единому рынку труда со свободным передвижением рабочей силы. Условия пребывания трудовых мигрантов из Узбекистана будут улучшены до статуса трудящихся из других стран – членов ЕАЭС. В частности, требования российского законодательства в отношении них будут существенно смягчены, а сопутствующие издержки снижены. Потенциально трудовые мигранты из Узбекистана могут получить экономию более 1,5 млрд долл. в год только за счет отмены платы за трудовой патент в России. Рост притока денежных переводов приведет к росту благосостояния населения Узбекистана, что, в свою очередь, положительно скажется на потребительском спросе в республике.

Экспорт Узбекистана в страны – участницы ЕАБР может вырасти на 1,2 млрд долл.

Именно в таком объеме оценивается нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по
отношению к действующим государствам – членам Банка. При этом наращивание экспортных
поставок товаропроизводителями Узбекистана представляется вероятным не только в ключевом
торговом партнере – России, но и во всех странах – участницах ЕАБР. Увеличение экспорта положительно отразится на повышении благосостояния населения республики и ее экономическом
развитии.

Вместе с тем вступление Узбекистана в ЕАЭС потребует привести таможенные тарифы республики в соответствие с правилами Союза, а поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности будут зависеть от эффективности функционирования Союза в целом. Вопросы регулирования внешней торговли на союзном уровне перейдут в наднациональный орган – Евразийскую экономическую комиссию.

Гармонизация внутренних технических регламентов и фитосанитарных стандартов с требованиями, действующими в ЕАЭС, приведет к взаимовыгодному снижению нетарифных барьеров.
А это ключ к интенсификации взаимной торговли.

Интеграция предоставит Узбекистану усиление позиций во внешнеторговой политике с третьими странами. Доля Узбекистана в мировом ВВП по ППС составляет менее 1%.

Республика не имеет доступа к морским портам, что с учетом низкого эффекта масштабирования повышает стоимость внешнеторговых операций. Войдя в состав ЕАЭС, Узбекистан станет
частью емкого рынка с объемом ВВП около 2 трлн долл. Страна присоединится к действующим
соглашениям, заключенным ЕАЭС с третьими странами и торговыми объединениями.

Узбекистан — одно из ключевых государств на центральноазиатском перекрестке международных транспортных маршрутов по направлениям Запад — Восток и Север — Юг. Интеграция Узбекистана в ЕАЭС позволит активизировать дальнейшую достройку и эксплуатацию трансъевразийских транспортных коридоров, в том числе за счет участия республики в реализации инициативы «Один пояс, один путь». Совпадение интересов Узбекистана и стран — участниц ЕАБР и интенсификация их сотрудничества увеличивают потенциал привлечения финансирования в транспортно-логистическую инфраструктуру республики.

Аналитики ЕАБР делают вывод, что нехватка инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру Узбекистана имеет прямое влияние на продолжительность перевозок, качество транспортного сообщения и эксплуатационные издержки транспорта и транспортной сети. В результате экономика республики не до конца использует свой потенциал, имеет место неоптимальная региональная торговля. По оценкам, приведенным в докладе, объем необходимого финансирования транспортной инфраструктуры Узбекистана до 2030 года может составить около 2,1% ВВП в год.

Кроме того, вступление Узбекистана в ЕАЭС и ЕАБР будет способствовать скоординированному развитию водно-энергетического комплекса Центральной Азии.


Поделиться постом

Похожие новости