Текущие расклады интересов
В середине июня 2019 года в г.Бишкеке состоится очередной саммит глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Предыдущий в июне 2018 года проходил в г. Циндао (КНР), следующий в 2020 году пройдет также в июне уже г. Челябинске. Саммиты ШОС традиционно проводятся в июне в связи с тем, что сама организация была образована в июне 2001 года в Шанхае. Очередность саммитов установлена в алфавитном порядке.
Контуры ШОС
Основы для создания ШОС были заложены в 90-х годах «Шанхайской пятеркой» – Китай плюс Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. После распада СССР в 1991 году перед этими странами встал вопрос новых границ с Китаем (протяженность границы с Россией составила 4300 км, с Казахстаном – 1740 км, Кыргызстаном – 900 км, Таджикистаном – 400 км). В связи с этим возникла необходимость в урегулировании приграничных вопросов, в том числе связанных со спорными территориями (например, Таджикистаном после достижения договоренностей в 2011 году было передано Китаю 1,1 тыс. кв. км спорных территорий, что составляет 0,77% от общей территории республики, хотя Китай претендовал на 30 тыс. кв. км или пятую часть территории РТ), а также в обеспечении стабильности на приграничных территориях. В этих целях, помимо двусторонних соглашений по делимитации границ, страны «Шанхайской пятерки» в 1996 году в Шанхае подписали многостороннее «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы», а в 1997 году в Москве «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы».
Учитывая, что вопросы обеспечения безопасности и стабильности в регионе были для «Шанхайской пятерки» приоритетными, они не могли полноценно решаться без участия Узбекистана. В связи с этим в 2001 году страны «пятерки» и Узбекистан в г. Шанхае подписали Декларацию об образовании ШОС, в 2002 году в г. Санкт-Петербурге – Хартию ШОС, в 2007 году – «Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС», а в 2015 году приняли «Стратегию развития ШОС до 2025 года».
Данные документы содержат схожие положения, среди которых можно выделить следующие цели, направления и принципы деятельности ШОС, которые определяют основные приоритеты в деятельности организации:
- региональная безопасность имеет приоритетное значение для ШОС и включает совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
- экономическое сотрудничество предусматривает поддержку и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий, а также эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов и развитие энергетических систем.
Важным в деятельности ШОС является принцип принятия решений на основе консенсуса, когда решение считается принятым, если ни одно из государств-членов в процессе предварительного согласования не возразило против него, что ставит стран-участниц в равное положение. В то же время, в случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, неучастие в них отдельных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества.
В основных принятых государствами-участниками организации документах географические рамки ШОС ограничиваются регионом. Организация также открыта для приема других государств региона. При этом учитывая, что понятие «регион» и его границы в принятых ШОС документах не оговариваются, это дает возможность как для расширения географии новых членов ШОС, так и для спектра рассматриваемых ими вопросов, от региональной до глобальной тематики.
Несмотря на то, что официальными и рабочими языками ШОС приняты русский и китайский, с принятием в члены ШОС Индии и Пакистана к ним может добавиться также и английский язык.
Что есть ШОС?
ШОС представляет собой международную региональную организацию, при которой созданы Советы глав государств (высший орган), правительств, министров иностранных дел, национальных координаторов, проводятся совещания руководителей министерств и (или) ведомств, на постоянной основе функционируют Региональная антитеррористическая структура (РАТС) и Секретариат (административный орган). На уровне указанных Советов проводятся ежегодные саммиты, которые дают возможность их участникам собираться вместе на одной площадке и выдвигать инициативы и предложения, а также делать общие заявления по актуальным вопросам взаимного сотрудничества.
В ШОС входят восемь государств: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Еще четыре страны имеют статус государства-наблюдателя: Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия и шесть стран являются партнерами по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Заявку на получение статуса партнера по диалогу в октябре 2018 года подала Саудовская Аравия, ранее свою заинтересованность в участии в ШОС также выражали Бангладеш, Сирия, Египет, Израиль, Мальдивы, Украина, Ирак, Вьетнам, Бахрейн, Катар и другие страны.
ШОС, в соответствии с положениями подписанных при ее создании документов, не является ни военным блоком, ни экономическим или таможенным союзом, ни зоной свободной торговли, ни открытым форумом или регулярным совещанием, в котором при желании могли бы участвовать другие государства. Учитывая, что в названии организации не обозначена сфера сотрудничества, это дает возможность странам-участникам ШОС взаимодействовать по многим направлениям, представляющим для них взаимный интерес. Страны с наиболее крупной экономикой в ШОС – Китай, Россия и Индия, имеют различные взгляды и приоритеты по дальнейшему развитию организации, которые, в основном, совпадают по вопросам, связанным с обеспечением безопасности и стабильности в регионе.
ШОС в мировом пространстве
В настоящее время ШОС стала одним из крупнейших региональных объединений. Общее пространство ШОС после присоединения Индии и Пакистана составляет около 25% всей мировой территории суши, общее население входящих в нее стран составляет порядка 3,2 миллиарда человек, или 43% от мирового, а на Евразийском континенте страны ШОС занимают около 60% его территории. В ШОС входят четыре страны, обладающие ядерным оружием, две из которых являются постоянными членами СБ ООН.
Суммарное ВВП стран-членов ШОС составляет почти 18 трлн. долл. (22,3% мирового ВВП), из них ВВП Китая – 13,28 трлн. долл. (2-е место в мире после США – 20,4 трлн. долл.), Индии – 2,6 трлн. долл. (6-е место), России – 1,58 трлн. долл. (11-е место). При этом во всех странах-членах ШОС наблюдается рост ВВП, наиболее динамичный – в Индии, Таджикистане и Китае (6-7%).
Макроэкономические показатели стран-членов ШОС за 2018 год
|
Страны | ВВП (млрд. долл.) | Рост ВВП (%) | Экспорт (млрд. долл.) | Импорт (млрд. долл.) | Сальдо (млрд. долл.) | Население (млн. чел.) | ВВП на душу нас. (долл.) |
1 | Китай | 13280,0 | 6,6 | 2487,7 | 2135,6 | + 352,1 | 1409,5 | 8827 |
2 | Индия | 2597,0 | 7,2 | 292,0 | 417,0 | - 125,0 | 1339,2 | 1940 |
3 | Россия | 1576,5 | 2,3 | 443,1 | 248,6 | + 194,4 | 146,8 | 10743 |
4 | Пакистан | 305,0 | 5,2 | 24,8 | 55,6 | - 30,9 | 204,5 | 1548 |
5 | Казахстан | 170,5 | 4,1 | 54,7 | 29,7 | + 15,0 | 18,4 | 8837 |
6 | Узбекистан | 48,6 | 5,1 | 14,3 | 19,6 | - 5,3 | 33,3 | 1504 |
7 | Кыргызстан | 8,0 | 3,5 | 1,5 | 4,4 | - 2,9 | 6,4 | 1220 |
8 | Таджикистан | 7,3 | 7,3 | 1,1 | 3,2 | - 2,1 | 9,1 | 801 |
| Итого | 17992,9 | - | 3319,2 | 2913,7 | + 395,3 | 3167,2 | - |
Источник: данные статистических ведомств стран и других открытых источников
При этом в суммарной экономике (ВВП) стран-членов ШОС экономика Китая составляет 73,8%, Индии – 14,4%, России – 8,7%, Пакистана – 1,7%, Казахстана – 0,95%, Узбекистана – 0,27%, Кыргызстана – 0,044% и Таджикистана – 0,04%. В связи с этим Китай, Россия и Индия являются главными игроками и конкурентами на экономическом поле ШОС и во многом определяют направления дальнейшего развития организации.
Слабая экономическая составляющая
Сотрудничество в торгово-экономической и инвестиционной сферах между странами-членами ШОС ведется в соответствии с утвержденной еще в 2003 году «Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС». В связи с этим в 2018 году главами правительств ШОС было принято решение «О разработке новой редакции Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС», в которой будут учтены новые современные методологии и формы сотрудничества, внедрение цифровых технологий в торговле, таможенном оформлении и других сферах торгово-экономической деятельности, а также подключение к программам и планам в данной области новых членов – Индии и Пакистана.
Необходимость разработки новой редакции Программы может свидетельствовать о том, что действующая не привела к заметной активизации экономического сотрудничества между странами ШОС. При этом следует отметить, что в 2005 году было подписано Соглашение «О межбанковском сотрудничестве (объединении) в рамках ШОС» с целью организации механизма финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, поддержанных правительствами, а в 2006 году учрежден Деловой совет ШОС – неправительственная структура, объединяющая наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС (в основном, через ТПП) с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, а также его постоянно действующий секретариат, который располагается в г. Москве.
Одним из положительных результатов сотрудничества в транспортной сфере можно считать подписание странами-членами ШОС в 2014 году «Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок», в соответствии с которым страны-члены ШОС предоставляют своим перевозчикам право на осуществление международных автомобильных перевозок по территории друг друга и некоторые льготы.
В то же время созданные при ШОС экономические структуры (Деловой совет, Межбанковское объединение, экономические форумы, в том числе региональные) не играют ведущей роли в экономических процессах, происходящих между странами ШОС. При этом в задачи Делового совета ШОС входит, например, оперативное информирование деловых кругов стран-участниц о бизнес-возможностях и нормативно-правовых особенностях ведения бизнеса в странах-партнерах, что должно способствовать привлечению частного капитала и прямых инвестиций крупных компаний в процессы экономической интеграции между странами-членами ШОС.
В целях увеличения объемов взаимной торговли между странами-членами Китай в 2015 году, а затем Казахстан в 2017 году предлагали поэтапное создание зоны свободной торговли ШОС. Однако, учитывая конкурентные преимущества китайских товаров, реализация данного предложения, в частности для Узбекистана, может привести к еще большему дисбалансу во внешней торговле. К тому же пять стран-членов ШОС (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), которые также входят в СНГ, уже являются участниками «Договора о зоне свободной торговли», подписанного между странами СНГ в 2011 году (Узбекистан присоединился к данному договору в 2013 году с оговорками, предусматривающими его освобождение от выполнения некоторых по нему обязательств до даты присоединения Узбекистана к ВТО или до конца 2020 г., в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее).
В принятой в 2015 году «Стратегии развития ШОС до 2025 года» в разделе «Торгово-экономическое сотрудничество» указывается, что государства-члены в целях обеспечения финансового сопровождения проектной деятельности продолжат работу по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС, однако до настоящего времени они не образованы. В то же время крупные компании могли бы проявить интерес к ШОС как к надежному заказчику, в частности, по реализации проектов в области инфраструктуры, в том числе в строительстве транспортных коридоров, а также энергетике, водопользовании и других сферах, при создании инвестиционного фонда ШОС, предназначенного для финансирования подобных масштабных совместных проектов.
Показатели взаимного товарооборота (ТО) стран-членов ШОС за 2018 год (млрд. долл.)
|
Страны | Общий внешний ТО |
| В том числе ТО: | Удельный вес ТО со странами ШОС в общем ТО (%) | ||
| со странами ШОС | с Китаем
| с Россией
| ||||
1 | Китай | 4623,0 |
| 255,0 | - | 108,3 | 5,7 |
2 | Россия | 691,7 |
| 144,9 | 108,3 | - | 21,0 |
3 | Индия | 709,0 |
| 96,1 | 81,7 | 11,0 | 13,5 |
4 | Пакистан | 80,4 |
| 22,1 | 19,0 | 0,7 | 27,5 |
5 | Казахстан | 84,4 |
| 35,2 | 11,7 | 17,6 | 41,7 |
6 | Узбекистан | 33,9 |
| 16,4 | 6,4 | 5,7 | 48,4 |
7 | Кыргызстан | 6,0 |
| 5,3 | 2,0 | 1,9 | 88,1 |
8 | Таджикистан | 4,3 |
| 2,9 | 1,5 | 0,9 | 67,4 |
| Итого | 6323,7 |
| 577,9 | 230,6 | 146,1 | 9,1 |
Источник: данные по материалам публикаций в сети интернет (могут отличаться от других источников)
В то же время товарооборот Китая с странами ШОС составляет только 5,7% от общего внешнеторгового оборота страны, что свидетельствует о низкой степени зависимости внешней торговли Китая от стран ШОС. При этом удельный вес взаимного товарооборота стран-членов ШОС от их общего товарооборота также составляет всего 9,1%. В то же время страны ШОС с меньшим объемом внешнеторгового оборота имеют большую зависимость от торговли со другими странами ШОС, например, удельный вес Кыргызстана в общем товарообороте стран-членов ШОС составляет 88%, Таджикистана – 67%, Узбекистана – 48%. При этом основная часть взаимного товарооборота стран ШОС приходится на Китай (40%) и Россию (25%). Например, у Кыргызстана 65% внешнего товарооборота приходится на эти страны, у Таджикистана – 56%, у Узбекистана – 40%.
В связи с тем, что страны ШОС имеют разные размеры экономик и, соответственно, их товары имеют разные конкурентные преимущества, а рынки разную степень открытости друг для друга, происходит дисбаланс в во внешней торговле стран-участниц, естественно, в пользу крупных экономик и, в первую очередь, Китая и России.
Узбекистан в торговле с ШОС
Страны ШОС, за исключением Индии и Пакистана, входят в число стран – основных внешнеторговых партнеров Узбекистана. При этом в рейтинге первые три места занимают Китай (19%), Россия (16,9%) и Казахстан (8,9%), не столько по причине сотрудничества в рамках ШОС, сколько с развитием с ними торгово-экономических связей на двусторонней основе. По итогам первого квартала 2019 года данный рейтинг почти не изменился, удельный вес Китая в товарообороте с Узбекистаном немного вырос до 21,2%, а России (16,8%) и Казахстана (8,9%) остался на прежнем уровне.
Товарооборот (ТО) Узбекистана со странами-членами ШОС (млн. долл.)
| 2017 год | 2018 год | ||||||
экспорт | импорт | сальдо | уд. вес в ТО (%) | экспорт | импорт | сальдо | уд. вес в ТО (%) | |
Китай | 2239,3 | 2728,4 | - 489,1 | 18,5 | 2869,0 | 3558,9 | - 689,9 | 19,0 |
Россия | 2103,0 | 2708,3 | - 605,3 | 17,9 | 2193,1 | 3537,6 | - 1344,5 | 16,9 |
Казахстан | 1065,0 | 997,0 | +68,0 | 7,7 | 1457,8 | 1564,7 | - 106,9 | 8,9 |
Кыргызстан | 178,6 | 75,2 | +103,4 | 0,9 | 348,2 | 132,8 | +215,4 | 1,4 |
Таджикистан | 185,2 | 51,8 | +133,4 | 0,9 | 236,1 | 153,2 | +82,9 | 1,2 |
Индия | 32,6 | 291,0 | - 258,4 | 1,2 | 23,3 | 261,3 | - 238,0 | 0,8 |
Пакистан | 9,9 | 26,3 | -16,4 | 0,1 | 32,4 | 66,0 | - 33,6 | 0,3 |
Общее сальдо | - | - | -1064,4 | - | - | - | - 2114,6 | - |
Источник: данные Госкомстата РУз
Узбекистан со всеми странами-членами ШОС, кроме Кыргызстана и Таджикистана, имеет отрицательное сальдо во внешней торговле, которое по общему итогу в 2017 году составило минус 1,064 млрд. долл., а в 2018 году увеличилось почти в два раза до минус 2,114,6 млрд. долл.
В связи с указанным дисбалансом во внешней торговле не в пользу Узбекистана актуальным становится вопрос повышения эффективности участия нашей страны в ШОС для расширения торгово-экономического сотрудничества со странами-партнерами и получения большего доступа для отечественной продукции на их рынки.
Ориентиры ведущих экономик
Ведущие экономики ШОС – китайская, российская и индийская.
Китай развивает экономическое сотрудничество со странами ШОС, прежде всего, по направлениям, связанным с налаживанием надежных поставок в страну энергоресурсов, а также в области создания транспортных коридоров для экспорта китайской продукции как в страны Европы, так и на внутренние рынки стран-членов ШОС.
По данным таможенной статистики Китая, внешнеторговый товарооборот в 2018 году достиг 4,62 трлн. долл. (рост на 12,6%), из них экспорт – 2,49 трлн. долл. (рост на 9,9%), импорт – 2,13 трлн. долл. (рост на 15%), а положительное внешнеторговое сальдо – 351,7 млрд. долл. Основными торговыми партнерами Китая являются страны ЕС, товарооборот (ТО) составляет 682 млрд. долл. (14,8% от всего ТО), США – 633 млрд. долл. (13,7%), Япония – 327 млрд. долл. (7,1%), Южная Корея – 313 млрд. долл. (6,8%), Гонконг – 310 млрд. долл. (6,7%), Россия –108 (2,3%).
В связи с этим приоритетными рынками для Китая являются страны Евросоюза, США, Гонконг, Япония и Южная Корея, удержаться на которых для Китая – значит сохранить нынешние темпы роста экономики и обеспечить население рабочими местами, что важно для внутриполитической стабильности в стране.
Рынки Гонконга, Японии и Южной Кореи находятся рядом с Китаем, а для обеспечения надежной, безопасной и бесперебойной доставки китайских товаров на рынки стран Европы Китай реализует инициативу «Один пояс – один путь», в котором странам Центральной Азии, в основном, отводится роль транзитных стран, что также важно для развития их экономик.
Условия для поставок китайских товаров на американский рынок несколько осложнились в результате «торговой войны», начатой США, которые не раз обвиняли Китай в незаконном получении американских технологий и интеллектуальной собственности и на этой основе преимуществ в торговле, приведших к возникновению у США огромного торгового дефицита. Однако, учитывая важность для Китая американского рынка, компромисс по таможенным тарифам с американской стороной в конечном итоге Китаем будет достигнут.
Россия, прежде всего, заинтересована в развитии экономического сотрудничества со странами Евразийского экономического союза и его сопряжении с ШОС, а также китайской инициативы «Один пояс – один путь».
В 2018 году внешнеторговый оборот России составил 692,6 млрд. долл., из них экспорт – 452,1 млрд. долл., импорт – 240,5 млрд. долл., положительное сальдо – 211,6 млрд. долл. Основой российского экспорта традиционно являлись топливно-энергетические и сырьевые товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 63,7%.
Ведущее место во внешней торговле России занимают страны ЕС, товарооборот в 2018 году составил 294,2 млрд. долл. (42,7%), второе место – Китай – 108,3 млрд. долл. (15,6%), затем Турция – 25,6 млрд. долл., США – 25,0 млрд. долл. и Республика Корея – 24,8 млрд. долл.
Индия нуждается в надежных поставках сырьевых и энергетических ресурсов для своей быстрорастущей экономики и в данном вопросе заинтересована в сотрудничестве со странами региона, в том числе в рамках ШОС. Кроме этого, Китай и Россия являются также для Индии партнерами по другому объединению – БРИКС.
Товарооборот Индии в 2018 году составил 709 млрд. долл., наибольший удельный вес в нем (12,6%) приходится на Китай – 89,7 млрд.долл., в котором импорт составляет 76 млрд. долл., в результате Индия проигрывает Китаю в торговле с отрицательным сальдо в 63 млрд. долл. Товарооборот Индии с Россией составляет 10,6 млрд. долл., из которых 8,6 млрд. долл. импорт из России необработанных алмазов (3,4 млрд.долл.) и минеральных продуктов (2,1 млрд. долл.), с Казахстаном – около 1 млрд. долл., из которых 907 млн. долл. – также импорт казахской нефти и нефтепродуктов.
При этом основными потребителями индийских товаров за границей являются США, ОАЭ, Саудовская Аравия и Гонконг, а объем индийского экспорта, например, в США в 2018 году составил 47 млрд. долл., положительное сальдо в торговле – 21 млрд. долл.
В числе стран ЦА для Индии наиболее важным партнером может быть Туркменистан, который не является членом ШОС, но с которым Индия прорабатывает возможность строительства газопровода из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию (проект ТАПИ).
При этом Индия не участвует ни в проектах, ни в форумах «Один пояс – один путь», считая, что данная китайская инициатива противоречит принципам суверенитета и территориальной целостности Индии, имея в в виду китайско-пакистанский транспортный коридор, проходящий через Кашмирский регион «Гилгит–Балдистан», который Индия считает своей территорией.
Таким образом, если в товарообороте Китая удельный вес России и Индии составляет 15,6% и 9,6%, соответственно, то товарооборот указанных стран в китайском товарообороте составляет немногим более 2%, что свидетельствует о том, что Россия и Индия больше вовлечены в торговлю с Китаем, чем он с ними.
Вызовы расширения
ШОС открыта для приема новых членов, решение о приеме принимается на основе консенсуса стран-членов организации. В соответствии с принятыми в ШОС правилами каждой стране, подавшей заявку на присоединение к организации, первоначально присваивается статус «партнера по диалогу», а затем «наблюдателя». При этом число стран-«наблюдателей» не должно превышать количество стран-членов ШОС, а количество «партнеров по диалогу» – число стран-«наблюдателей». В 2017 году Индия и Пакистан, имевшие статус наблюдателя, были приняты в члены ШОС, которых стало восемь, число стран-«наблюдателей» стало четыре, а так как число «партнеров по диалогу» шесть, следовательно, как минимум одна из них теперь должна перейти в статус наблюдателей.
Вступление в ШОС Индии и Пакистана, с одной стороны, усилило вес и возможности ШОС, увеличило число стран ШОС, имеющих морские порты, создало возможности в перспективе расширить торгово-экономическое сотрудничество и кооперацию уже между восьмью странами, с другой стороны, возросла вероятность отвлечения внимания ШОС с экономических на политические вопросы. В данном случае имеется в виду военно-политическая напряженность на индийско-пакистанской границе, усилившаяся в конце февраля 2019 года. Этот фактор будет тормозить реализацию совместных экономических проектов с участием указанных стран.
При этом членство Индии в ШОС продвигала Россия с целью уравновесить потенциал Китая в ШОС, хотя бы по демографическому показателю, а принятию Пакистана содействовал Китай, который активно реализует в Пакистане свои экономические проекты и рассматривает Пакистан как противовес Индии, с которой у Китая имеется свой перечень проблемных вопросов.
Расширение ШОС может быть продолжено за счет оставшихся четырех стран-наблюдателей (Иран, Афганистан, Беларусь, Монголия) при ШОС, среди которых в настоящее время стать членами организации выражают желание Иран и Афганистан.
В то же время Иран снова попал под санкции США, которые запретили всем странам покупать иранскую нефть и тем самым осложнили сотрудничество с ним со стороны стран ШОС. Афганистан не отвечает необходимым критериям, так как афганское правительство не контролирует всю территорию страны и кроме этого в Афганистане находится американская военная база.
Монголия не торопится вступать в ШОС, так как хочет сохранить для себя возможность развивать сотрудничество также с «третьими соседями», т.е. западными странами. Не имея выхода к морю, Монголия фактически «зажата» между Китаем и Россией, которые являются для нее первым и вторым по значимости внешнеторговыми партнерами и более 70% всего импорта приходится на эти страны, а Китай является одним из главных инвесторов в монгольскую экономику.
Вступление в ШОС Беларуси возможно в случае, если географически она также будет считаться находящейся в регионе, о котором говорится в уставных документах ШОС. При этом Беларусь как страна-наблюдатель активно участвует в деятельности ШОС, а также совместно с Китаем в рамках инициативы «Один пояс – один путь» реализует проект по созданию белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» – международного экогорода с особой экономической зоной.
Наиболее вероятным кандидатом перехода в страны-наблюдатели может быть Азербайджан, который в апреле 2018 года подал заявку на то, чтобы стать членом ШОС как государство-наблюдатель. При этом Китай поддерживает придание Азербайджану статуса наблюдателя в ШОС, так как Азербайджан является экспортером энергоресурсов, рынком для сбыта китайских товаров, а также важным узлом Транскаспийского международного транспортного коридора (пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы), который в свою очередь является частью реализации китайской инициативы экономического развития «Один пояс – один путь» (Китай для Азербайджана является четвертым партнером по объему товарооборота, который в 2017 году составил 1,298 млрд. долл. (5,75% от всего азербайджанского товарооборота), при этом экспорт составил 433,8 млн. долл. (3,21% от всего экспорта), а импорт – 854,5 млн. долл. (9,73% от всего импорта).
Другим кандидатом могла быть Турция, которая с 2013 года имеет статус партнера по диалогу ШОС и ранее заявляла, что вступление в Евросоюз не является для нее единственным вариантом и она прорабатывает вопрос о вступлении в ШОС, а также в БРИКС, что обеспечит ей большую свободу действий.
При этом Россия, которая испытывает на себе санкционное давление Запада, заинтересована, как она выражается, в «интеграции интеграций», предусматривающей расширение как числа-участников ШОС, так и партнерства между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН и даже ЕС для создания т.н. «большой Евразии», в которой будет больше «игроков», экономическое доминирование Китая будет менее выражено, а международное сотрудничество России расширено.
Китай, наоборот, заинтересован в сохранении ШОС как региональной организации, где меньше участников, а значит, легче договариваться, а также можно по многим вопросам доминировать и, следовательно, продвигать реализацию своих проектов. В связи с этим Китай не заинтересован в партнерстве ШОС с АСЕАН и странами Южной Азии, так как в сотрудничестве с ними Китай применяет другие подходы, в основном, на двустороннем уровне. При этом Китай – сторонник развития торгово-экономического сотрудничества как в восточном, так и западном направлениях, что будет вести к глобализации международной торговли и способствовать расширению рынков сбыта для китайской продукции.
Перспективы двусторонних акцентов
В связи с тем, что необходимость урегулирования приграничных вопросов, а также обеспечение стабильности и безопасности в странах-участницах ШОС послужили основными причинами ее создания, данные вопросы в деятельности ШОС по-прежнему доминируют и влияют на активность развития сотрудничества в других сферах.
При этом реальное сотрудничество в экономической сфере между странами ШОС по-прежнему проводится на двустороннем уровне или в рамках ЕАЭС или БРИКС, куда входят отдельные страны ШОС, а на многостороннем уровне практически ни одного экономического проекта в рамках ШОС не реализовано.
В ближайшей перспективе приоритетные направления в деятельности ШОС будут определяться, исходя из геополитических и экономических интересов главных игроков, прежде всего, Китая, России и Индии по использованию данной организации в решении стратегических вопросов, связанных с долгосрочными планами своего развития.
В связи с этим наиболее реальным и значимым экономическим проектом, в реализацию которого уже вовлечены практически все страны ШОС (за исключением Индии), является китайская инициатива «Один пояс – один путь», которую Китай, несмотря на возникающие трудности, будет стремиться реализовывать с заинтересованными странами, так как создание новых маршрутов доставки китайских товаров на внешние рынки является одним из условий продолжения динамичного роста экономики Китая, а значит, и залогом внутриполитической стабильности в стране.
В этих условияхПри этом иностранные инвестиции и кредиты должны направляться, в первую очередь, на модернизацию и создание промышленных производств. Кроме этого, и для Узбекистана важны как активное участие в проектах инициативы «Один пояс – один путь», так и расширение, и диверсификация числа торгово-экономических и инвестиционных партнеров, в том числе за счет стран, не входящих в ШОС, что не позволит допустить доминирования в экономике Узбекистана капитала одной крупной страны. ностранные инвестиции в ключевых и стратегических отраслях экономики Узбекистана в конечном итоге не должны приводить к полному переходу (или контролю) собственности крупных компаний иностранной стороне.
Эдвард Романов
Экономическое обозрение №4 (232) 2019
Оставить комментарий