Фактор сокращения себестоимости в условиях нарастающей конкуренции

Фактор сокращения себестоимости в условиях нарастающей конкуренции

В течение последних лет во всех основных отраслях экономики Узбекистана реализуются программы модернизации и повышения конкурентоспособности.

В результате проводимой работы по итогам прошлого года темп экономического роста страны составил 5,6 процента. За счет мер по защите прав и законных интересов владельцев частной собственности, расширения объемов кредитования субъектов предпринимательства и налогового стимулирования в 2019 году были созданы 93 тысячи новых субъектов предпринимательства, что почти в 2 раза больше, чем в 2018 году.

С учетом необходимости расширения международной экономической интеграции в июле текущего года после пятнадцатилетнего перерыва возобновлен диалог со Всемирной торговой организацией, в обществе и среди экспертов активно обсуждается вопрос налаживания взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом. Одними из важнейших вопросов, связанных с выходом наших товаров и услуг на внешние рынки и расширением доступа на внутренний рынок зарубежных субъектов экономической деятельности, являются финансовая устойчивость предприятий, конкурентоспособность качества и себестоимости их продукции.

Актуальная проблема

В целях ускоренного внедрения на предприятиях с участием государства современных методов управления, их разгосударствления и приватизации, сокращения участия государства в экономике и дальнейшего улучшения конкурентной среды 27 октября 2020 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов». Указом утвержден перечень крупных предприятий, в которых намечено внедрить корпоративное управление и финансовый аудит, повысить операционную эффективность, а также список активов, приватизируемых на основе адресных программ повышения их инвестиционной привлекательности.

Как отмечается в преамбуле, указ был подготовлен на основе изучения деятельности около трех тысяч предприятий с участием государства. В документе отмечается, что, несмотря на последовательные меры по совершенствованию инвестиционного климата в стране, защите прав владельцев частной собственности, осуществляемые в последние годы, имеет место запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и ведущих предприятий. Сохранение государственной доли в экономике препятствует росту конкурентоспособности предприятий, их своевременному технологическому развитию, повышению производительности, созданию новых высокодоходных рабочих мест.

В настоящее время общепризнанным фактом является то, что в условиях отсутствия рыночной конкуренции у собственников и менеджеров хозяйствующих субъектов нет достаточных стимулов для сдерживания издержек и роста объемов прибыли, и, соответственно, управленческие решения принимаются на основе простой интуиции без должного финансового учета и системы отчетности. Этот феномен, получивший название «X-эффективность», впервые описан в 1966 г. в известной статье Харви Лейбенстайна «Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью» в журнале American Economic Review. Есть основания полагать, что именно эта статья и последовавшие за ней научные и общественные дискуссии дали импульс началу процессам приватизации государственной собственности в Великобритании и других странах Европы в 80-х годах прошлого столетия и затем во всем мире.

В контексте последовательных шагов по расширению экономической интеграции, обеспечению конкурентоспособности узбекских предприятий представляется своевременным рассмотреть проблему совершенствования управления предприятиями с позиции отдельных наиболее общепризнанных моделей принятия решений.

В данной статье на основе теоретико-игровой модели Курно для широкой аудитории руководителей и экономистов предприятий представлено доступное алгебраическое описание поведения фирмы в условиях конкуренции (см. врезку «Модель Курно»). Отдельные выводы, которые следуют из модели, представляются актуальными с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предприятий в контексте их предстоящей трансформации и повышения инвестиционной привлекательности с учетом перспектив углубления интеграции страны в мирохозяйственные связи в ближайшие годы.

Практические выводы

Из представленного описания поведения фирмы в условиях конкуренции следуют важные практические выводы.

- В условиях рисков, обусловленных ростом конкуренции, меры по снижению себестоимости продукции необходимо рассматривать в числе стратегически важных задач, стоящих перед руководителями всех уровней.

- Обеспечение поддержания или роста доли предприятия на отраслевом рынке требует постоянного отслеживания как себестоимости продукции самого предприятия, так и себестоимости продукции конкурентов.

- Обеспечение поддержания и повышения конкурентоспособности продукции требует внедрения системы мотивирования менеджеров и работников в разработке и осуществлении мер по снижению себестоимости.

В стране/Конкуренция

Улугбек Сайдиев, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №1 (253) 2021


Поделиться постом

Похожие новости