Uzbekistan’s chairmanship in the CIS

Uzbekistan’s chairmanship in the CIS

President's Address to the country's parliament for 2020, emphasized the historical significance of Uzbekistan as a chairmanship in the CIS and the need to further increase the effectiveness of Uzbekistan's participation in this organization.

By this initiative, Uzbekistan in 2020 for the first time performed the functions of the chairing country in the CIS.

The updated Concept of video conference was held on 18 December by head of Commonwealth Council Head States chaired by the President of Uzbekistan. The main action plan for further development and implementation of the CIS was approved.

The President of Uzbekistan was the first to speak at the meeting of the Council of CIS Heads of State and made proposals for expanding multifaceted cooperation within the Commonwealth, including in the economic sphere, which can be summarized as follows:

- the fastest recovery of economies, trade and cooperation ties between the CIS countries;

- widespread introduction of the practice of "green" and simplified corridors, as well as the launch of a single platform and the adoption of the "Roadmap" for the development of electronic commerce within the Commonwealth;

- development of the "Comprehensive program of industrial cooperation of the CIS countries", which provides, the creation of joint clusters in the agro-industrial sector, in the field of mechanical engineering, electrical engineering, light and food industries, pharmaceuticals and other priority sectors;

- increasing the competitiveness of transport corridors, harmonizing regulations and standards, pursuing an agreed tariff policy and mutual granting of preferences;

- the earliest possible resumption of air traffic on a reciprocal basis in compliance with all sanitary requirements;

- ensuring social and legal protection of citizens of the CIS countries carrying out labor activities in the states of the Commonwealth, creating a single mechanism for the mutual recognition of documents of labor migrants and adopting a separate Program in this area;

- comprehensive support for the outlined peace process in Afghanistan, which will provide new opportunities for the development of trade and economic cooperation between the CIS countries and the states of South Asia.

Acting as chairman

It should be noted that the country's chairmanship in the CIS means that in 2020 Uzbekistan simultaneously chaired the Councils of Heads of State, Heads of Government, Foreign Ministers, as well as the Economic Council of the CIS and its Commission. In order to effectively perform the functions of the chairman of the CIS by Uzbekistan, the Uzbek side has developed a Concept of chairmanship in the Commonwealth, as well as an Action Plan for the implementation of this Concept.

The Concept identified as priority areas, the development and full functioning of the CIS free trade zone, the creation of favorable conditions for further economic cooperation, the development of industrial cooperation, the simplification of customs procedures, the wider introduction of "green" corridors in the mutual supply of agricultural products.

The Action Plan for the implementation of the Concept included 6 events, including the holding of the Economic Forum and the Forum of the Regions of the CIS countries, the preparation and adoption of the Strategy for the Economic Development of the CIS for the period up to 2030, the Concept for the further development of the CIS and the Plan of main measures for its implementation, Priority areas of cooperation CIS countries in the field of transport for the period up to 2030, the Concept of interregional and cross-border cooperation of the CIS until 2030 and others.

Despite the coronavirus pandemic, which did not allow the developed Plan to be fully implemented, the Uzbek side made every effort to organize and conduct many events planned for 2020. Under the chairmanship of Uzbekistan in the CIS, many events were successfully held, both in person, in compliance with the rules of epidemiological safety and in the format of videoconferences.

In total, over 200 different events were held within the CIS and at the bilateral level with the Commonwealth countries during 2020, including meetings of the CIS Economic Council, one of which was held in Moscow (March 13) and two by video link (June 30 and September 15) ; meetings of the Council of Foreign Ministers (May 12, December 10), the Council for Cooperation in the Field of Health (July 30, October 28); "Week of Business Initiatives" (September 9-15); CIS Economic Forum (March 13 and September 9); meeting of the Council for Interregional and Cross-Border Cooperation (September 10) and other meetings. At the same time, the topic of cooperation in combating coronavirus infection and post-crisis economic recovery was one of the main topics in all events held within the CIS.

During the year, under the chairmanship of Uzbekistan, two meetings of the Council of CIS Heads of Government were held in the format of a videoconference: on May 29 and November 6. At the first, the "Strategy for the economic development of the CIS for the period up to 2030" was approved, at the second - the Action Plan for the implementation of the first stage of this Strategy, which covers the period from 2021 to 2025, as well as the Concept of interregional and cross-border cooperation of the CIS countries for the period until 2030 of the year.

Uzbekistan, as the chairman in the CIS, represented the Commonwealth in the international arena and introduced a special resolution "Cooperation between the UN and the CIS” in the 75th session of the UN General Assembly, held on September 22-29 in the format of a videoconference. The resolution confirming the importance of strengthening interaction and coordination between these two organizations, invites specialized agencies and other organizations, programs and funds of the UN system, as well as international financial institutions to develop partnerships with the CIS.

Economic cooperation within the CIS

The CIS space is a capacious market with a population of about 290 million people (3.8% of the world). In 2019, the total GDP of the CIS countries amounted to 2.16 trillion. dollars (2.5% of the world), and at purchasing power parity - 6.03 trillion. dollars (4.4% of the global), the total foreign trade turnover - about 1.1 trillion. dollars (about 3% of the world).

In the "Strategy for the economic development of the CIS for the period up to 2030" is noted, that the CIS countries have enormous aggregate resources for future economic development and occupy 16% of the world territory. The CIS countries account for almost 30% of the world's reserves of natural gas and coal, 20% of oil, 36% of uranium, 20% of gold, 13% of arable land, etc.

All CIS countries (except Azerbaijan and Turkmenistan) are parties to the 2011 CIS Free Trade Zone Agreement, which provides for a duty-free trade regime.

The foreign trade turnover of the CIS countries in goods (excluding trade in services) increased from 2017 to 2019 from 889.8 to 1043.4 billion dollars, or 17.3%, and the volume of mutual trade from 171.4 to 195.1 billion dollars, or 13.8%.

At the same time, the share of domestic trade between the CIS countries of the total foreign trade of the CIS countries in terms of turnover is on average 19%, for exports - 16%, for imports - 22%.

Moreover, it should be noted that over 81% of the total trade of the CIS countries, including over 84% of their exports, falls on third countries. This is largely due to the fact that the structure of exports of the CIS countries is still dominated by raw materials, which are supplied by them mainly to the markets of third countries (Europe, China, etc.).

In the context of the CIS countries, there is a different degree of dependence of their foreign trade on the internal market of the Commonwealth.

So, at the end of 9 months of 2020, Russia had the smallest share in trade with the CIS countries - 13.0%, (both for exports (14.3%) and imports (10.9%)), although in terms of the nominal volume trade with the CIS countries, it is in first place - $ 52.4 billion.

Azerbaijan also has a low dependence on the markets of the CIS countries, in terms of trade turnover - 16.3%, which supplies to the markets of the CIS countries only 9.4% of its export products, while 25.6% of imports are covered by supplies from the Commonwealth countries. Ukraine also has a low share of trade with the CIS countries - 14.1%.

Tajikistan is most dependent on the markets of the CIS countries - 63.0%, Belarus - 58.4%, and Kyrgyzstan - 52.4%.

Uzbekistan and Kazakhstan occupy an intermediate position - 31.0% and 27.2%, respectively. At the same time, Kazakhstan exports less - 17.6%, but imports more - 39.64% from the CIS countries.

Foreign trade of Uzbekistan with the CIS countries

The foreign trade turnover of Uzbekistan with the CIS countries over the past three years has grown by almost 60%, and the share of the CIS countries in the total trade turnover is on average 30%.

The main trading partners of Uzbekistan in foreign trade with the CIS countries are Russia, Kazakhstan and Kyrgyzstan, which accounted for 53%, 27% and 6.6% of the total trade turnover with the CIS countries in 2019.

It should be noted that, along with trade, an important indicator in foreign trade is also the volume of Uzbekistan's exports to the CIS countries, which increased in 2017-2019 from 3.7 to 5.3 billion dollars, or 43.2%, and the share of the CIS countries in total exports averaged 30%.

At the end of 11 months in 2020, compared to the same period last year, exports to the CIS countries decreased from 4.8 to 3.5 billion dollars, or by 27.1%, and the share of CIS countries in total exports was 26%.

The main trading partners for exports to the CIS countries also became Russia, Kazakhstan and Kyrgyzstan, which accounted for 80% of all exports with the CIS countries.

Thus, about 30% of the total export of goods of Uzbekistan falls on the CIS countries, and if we do not take into account raw materials in the total volume of exports, the share occupied by the CIS states in Uzbekistan's foreign trade will be much higher.

At the same time, it should be noted that in recent years Uzbekistan has had a negative balance in foreign trade (it sells less than it buys), including with the CIS countries. For example, at the end of 11 months, Uzbekistan's exports to the CIS countries amounted to $ 3.5 billion, and imports - $ 6.6 billion, as a result of which the negative balance amounted to $ 3.1 billion.

Importance of CIS export markets for Uzbekistan

In the structure of Uzbekistan's exports, raw materials (gold, energy and oil products, as well as non-ferrous metals and products from them), which account for more than 50% of exports are supplied mainly to the markets of third countries.

At the same time, the main products of agriculture (fruit and vegetable) and manufacturing (textile, automotive, electrical and other industries) are mainly supplied to the CIS countries. For the export of services, the main share belongs to the CIS countries - 41.9%.

Thus, mainly finished products of the manufacturing industries of Uzbekistan are supplied to the CIS countries. Thus, at the end of 11 months of 2020, the share of CIS countries in total exports in terms of the “machinery and equipment, including parts and components” product range (mainly cars) amounted to 80.2%; "Fruits and vegetables" - 72.8%, "textile" - 63.4%, "chemical" - 41.2% and "products from ferrous metals" (also includes household gas stoves) - 38.8%.

Taking into account the prospects for the development of economy in Uzbekistan, the markets of Uzbekistan can become the main consumers for finished products with high added value, including electrical, automotive, textile, leather and footwear, pharmaceuticals and others.

In this regard, the further liberalization of foreign trade relations with the CIS countries quite essential, since it will be more difficult to break through to the markets of third countries with the finished products of these industries due to tariff barriers, high transport costs, as well as due to high competition in these markets and product quality requirements.

In the structure of imports of Uzbekistan, the main share of energy carriers and oil products (95.4%), ferrous (68.9%) and non-ferrous (63.0%) metals and products from them, as well as food products (78.8%) is imported from CIS countries.

Perspectives identified under the chairmanship of Uzbekistan

In the "Strategy for the Economic Development of the CIS for the Period up to 2030", the main goal is the creation of favorable conditions for sustainable economic development, an increase in the standard of living, the well-being of citizens of the CIS countries, taking into account the coincidence of many strategic interests and goals of economic development, including the following:

- building up efforts to deepen industrial cooperation, create new joint high-tech and high-tech industries, including those with a focus on export to third countries;

- increasing the volume of mutual trade and decreasing dependence on imports from third countries of a wide range of goods in strategic sectors of the economy;

- development of transport and logistics infrastructure, introduction of advanced transport technologies, digitalization of transport complexes, including for expanding export and transit opportunities, implementation of joint transport projects.

One of the most important criteria for economic integration in the Strategy is the growth of mutual trade, for which it is necessary to create conditions to ensure freedom of movement of goods, services, capital and labor within the CIS.

The Plan for the implementation of the first stage of the Strategy provides the following activities:

- development and implementation of joint measures and specific projects to maintain and expand mutually beneficial industrial cooperation ties between enterprises and technologically related industries;

- support for investment and scientific cooperation;

- ensuring the digitalization of the national economy;

- intensification of cooperation in the field of innovations;

- facilitating the transit of cargo transportation through the state borders of the CIS countries;

- development of mutual trade in goods and services;

- ensuring the smooth operation of national payment systems.

The adoption by the CIS countries of the "Strategy for the Economic Development of the CIS for the Period up to 2030" indicates the interest of the Commonwealth countries in the preservation and development of this organization in the future.

The implementation of the proposals put forward by the President of our country at the last summit aimed at expanding multifaceted cooperation will further unleash the potential of the CIS to increase the volume of mutual trade, cooperation in the transport and investment spheres, industrial cooperation, e-commerce, which will undoubtedly be responsible long-term interests of all member countries of the Commonwealth.

Cooperation in the CIS

Yuri Kutbitdinov, Leading researcher, CERR


Share this post

Similar news

Год председательства Узбекистана

Год председательства Узбекистана

В Послании Президента парламенту страны на 2020 год были подчеркнуты историческое значение для Узбекистана миссии председательства в СНГ и необходимость дальнейшего повышения эффективности участия Узбекистана в этой организации.

По инициативе главы нашего государства Узбекистан в 2020 году впервые выполнял функции страны-председателя в СНГ.

Итогом председательства Узбекистана в СНГ стало проведение 18 декабря под председательством Президента Узбекистана заседания Совета глав государств Содружества в формате видеоконференции, на котором была одобрена обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ и утвержден План основных мероприятий по ее реализации.

На правах председательствующего первым на заседании Совета глав государств СНГ выступил Президент Узбекистана и высказал предложения по расширению многопланового сотрудничества в рамках Содружества, в том числе в экономической сфере, которые кратко можно изложить в следующем виде:

- скорейшее восстановление экономик, торговых и кооперационных связей между странами СНГ;

- широкое внедрение практики «зеленых» и упрощенных коридоров, а также запуск единой площадки и принятие «Дорожной карты» по развитию электронной торговли в рамках Содружества;

- разработка «Комплексной программы промышленной кооперации стран СНГ», предусматривающей, в частности, создание совместных кластеров в агропромышленном секторе, в области машиностроения, электротехники, легкой и пищевой промышленности, фармацевтике и других приоритетных отраслях, которую Президент предложил презентовать в ходе Форума по данной тематике в Ташкенте;

- повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, гармонизация регламентов и стандартов, проведение согласованной тарифной политики и взаимное предоставление преференций;

- скорейшее возобновление авиасообщения на взаимной основе с соблюдением всех санитарных требований;

- обеспечение социальной и правовой защиты граждан стран СНГ, осуществляющих трудовую деятельность в государствах Содружества, создание единого механизма взаимного признания документов трудовых мигрантов и принятие отдельной Программы в этой сфере;

- всесторонняя поддержка наметившегося мирного процесса в Афганистане, что предоставит новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества стран СНГ с государствами Южной Азии.

Исполняя функции председателя

Следует отметить, что председательство страны в СНГ означает, что Узбекистан в 2020 году одновременно председательствовал в Советах глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ, а также в Экономическом совете СНГ и его Комиссии. С целью эффективного выполнения Узбекистаном функций председателя в СНГ узбекской стороной была разработана Концепция председательства в Содружестве, а также План мероприятий по реализации данной Концепции.

В Концепции в качестве приоритетных направлений были определены, в частности, развитие и полноценное функционирование зоны свободной торговли СНГ, создание благоприятных условий для дальнейшего экономического сотрудничества, развитие производственной кооперации, упрощение таможенных процедур, более широкое внедрение «зеленых» коридоров при взаимных поставках сельскохозяйственной продукции и др.

В План мероприятий по реализации Концепции были включены 6 мероприятий, среди которых проведение Экономического форума и Форума регионов стран СНГ, подготовка и принятие Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации, Приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества СНГ до 2030 года и другие.

Несмотря на пандемию коронавируса, которая не позволила в полной мере реализовать разработанный План, узбекской стороной был приложен максимум усилий для организации и проведения многих запланированных на 2020 год мероприятий. В рамках председательства Узбекистана в СНГ многие мероприятия были успешно проведены, как в очном порядке с соблюдением правил эпидемиологической безопасности, так и в формате видеоконференций.

Всего в рамках СНГ и на двустороннем уровне со странами Содружества в течение 2020 года были проведены более 200 различных мероприятий, среди которых заседания Экономического совета СНГ, одно из которых состоялось в Москве (13 марта) и два по видеосвязи (30 июня и 15 сентября); заседания Совета министров иностранных дел (12 мая, 10 декабря), Совета по сотрудничеству в области здравоохранения (30 июля, 28 октября); «Неделя деловых инициатив» (9-15 сентября); Экономический форум СНГ (13 марта и 9 сентября); заседание Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству (10 сентября) и другие совещания. При этом тема сотрудничества по борьбе с коронавирусной инфекцией и посткризисного восстановления экономик была одной из главных в ходе всех проводимых в рамках СНГ мероприятий.

В течение года под председательством Узбекистана были проведены два заседания Совета глав правительств СНГ в формате видеоконференции: 29 мая и 6 ноября. На первом была утверждена «Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года», на втором – План мероприятий по реализации первого этапа данной Стратегии, который охватывает период с 2021 по 2025 годы, а также Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества стран СНГ на период до 2030 года.

Узбекистан в качестве председателя в СНГ представлял Содружество на международной арене и внес в рамках 75-й сессии Генассамблеи ООН, проходившей 22-29 сентября в формате видеоконференции, специальную резолюцию «Сотрудничество между ООН и СНГ», которая была единогласно поддержана всеми государствами-членами ООН. Резолюция, подтверждая важность укрепления взаимодействия и координации между этими двумя организациями, предлагает специализированным учреждениям и другим организациям, программам и фондам системы ООН, а также международным финансовым институтам развивать партнерство с СНГ.

Экономическое сотрудничество в рамках СНГ

Пространство СНГ представляет собой емкий рынок с населением порядка 290 млн. человек (3,8% от мирового). В 2019 году суммарный ВВП стран СНГ составил 2,16 трлн. долл. (2,5% от мирового), а по паритету покупательной способности – 6,03 трлн. долл. (4,4% от общемирового), общий внешнеторговый товарооборот – около 1,1 трлн. долл. (около 3% от мирового).

В «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года» отмечено, в частности, что страны СНГ обладают огромными совокупными ресурсами для будущего экономического развития и занимают 16% мировой территории. На страны СНГ приходится почти 30% мировых запасов природного газа и угля, 20% нефти, 36% урана, 20% золота, 13% пахотных земель и пр.

Все страны СНГ (кроме Азербайджана и Туркменистана) являются участниками «Договора о зоне свободной торговле СНГ» от 2011 года, предусматривающего режим беспошлинной торговли.

Внешнеторговый оборот стран СНГ товарами (без учета торговли услуг) вырос с 2017 по 2019 гг. с 889,8 до 1043,4 млрд. долл., или на 17,3%, а объем взаимной торговли с 171,4 до 195,1 млрд. долл., или на 13,8%.

При этом доля внутренней торговли между странами СНГ от общей внешней торговли стран СНГ по товарообороту составляет в среднем 19%, по экспорту – 16%, по импорту – 22%.

В то же время следует отметить, что более 81% общего объема торговли стран СНГ, в том числе более 84% их экспорта, приходятся на третьи страны. Это во многом связано с тем, что в структуре экспорта стран СНГ по-прежнему преобладают сырьевые товары, которые поставляются ими, в основном, на рынки третьих стран (Европы, Китая и др.).

В разрезе стран СНГ наблюдается разная степень зависимости их внешней торговли от внутреннего рынка Содружества.

Так, по итогам 9 месяцев 2020 года наименьшую долю в торговле со странами СНГ имела Россия – 13,0%, (как по экспорту (14,3%), так и по импорту (10,9%)), хотя по номинальному объему товарооборота со странами СНГ она стоит на первом месте – 52,4 млрд. долл.

Низкую зависимость от рынков стран СНГ имеет также Азербайджан, по товарообороту – 16,3%, который поставляет на рынки стран СНГ только 9,4% своей экспортной продукции, при этом 25,6% импорта покрывает за счет поставок из стран Содружества. Низкую долю объема торговли со странами СНГ имеет также Украина – 14,1%.

Наибольшую зависимость от рынков стран СНГ имеют Таджикистан – 63,0%, Беларусь – 58,4%, а также Кыргызстан – 52,4%.

Узбекистан и Казахстан занимают промежуточную позицию – 31,0% и 27,2%, соответственно. При этом Казахстан меньше экспортирует – 17,6%, но больше импортирует – 39,64% из стран СНГ.

Внешняя торговля Узбекистана со странами СНГ

Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ за последние три года вырос почти на 60%, а доля стран СНГ в общем товарообороте составляет в среднем 30%.

Главными торговыми партнерами Узбекистана во внешней торговле со странами СНГ являются Россия, Казахстан и Кыргызстан, на которые в 2019 году пришлись 53%, 27% и 6,6% от всего торгового оборота со странами СНГ.

Следует отметить, что, наряду с товарооборотом, важным показателем во внешней торговле является также объем экспорта Узбекистана в страны СНГ, который вырос в 2017-2019 гг. с 3,7 до 5,3 млрд. долл., или на 43,2%, а доля стран СНГ в общем экспорте в среднем составила 30%.

По итогам 11 мес. 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт в страны СНГ снизился с 4,8 до 3,5 млрд. долл., или на 27,1%, а доля стран СНГ в общем экспорте составила 26%.

Главными торговыми партнерами по экспорту в страны СНГ также стали Россия, Казахстан и Кыргызстан, на которые пришлись 80% всего экспорта со странами СНГ.

Таким образом, около 30% от общего экспорта товаров Узбекистана приходятся на страны СНГ, а если не учитывать в общем объеме экспорта сырьевые товары, то доля, занимаемая государствами СНГ, во внешней торговле Узбекистана будет значительно выше.

В то же время следует отметить, что Узбекистан в последние годы имеет отрицательное сальдо во внешней торговле (продает меньше, чем покупает), в том числе со странами СНГ. Например, по итогам 11 мес. 2020 года экспорт Узбекистана в страны СНГ составил 3,5 млрд. долл., а импорт – 6,6 млрд. долл., в результате отрицательное сальдо составило 3,1 млрд. долл.

Важность для Узбекистана экспортных рынков стран СНГ

В структуре экспорта Узбекистана сырьевые товары (золото, энергоносители и нефтепродукты, а также цветные металлы и изделия из них), которые составляют более 50% экспорта, поставляются, в основном, на рынки третьих стран.

При этом основная продукция сельского хозяйства (плодоовощная) и обрабатывающей промышленности (текстильной, автомобильной, электротехнической и других отраслей), главным образом, поставляется в страны СНГ. По экспорту услуг также основная доля принадлежит странам СНГ – 41,9%, а по поездкам доля стран СНГ составляет 84,1%.

Таким образом, в страны СНГ поставляется, в основном, готовая продукция отраслей обрабатывающей промышленности Узбекистана. Так, по итогам 11 месяцев 2020 г. доля стран СНГ в общем экспорте по товарной номенклатуре «машины и оборудование, включая части и комплектующие» (в основном автомобили), составляла 80,2%; «плодоовощная продукция» – 72,8%, «текстильная» – 63,4%, «химическая» – 41,2% и «изделия из черных металлов» (относятся также бытовые газовые плиты) – 38,8%.

Учитывая перспективы развития в Узбекистане отраслей экономики, выпускающих готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе электротехнической, автомобильной, текстильной, кожевенно-обувной, фармацевтической и других, а также поставленные цели по значительному увеличению их экспорта, рынки стран СНГ могут стать основными потребителями данной продукции.

В связи с этим интересам Узбекистана отвечает дальнейшая либерализация внешнеторговых отношений со странами СНГ, так как с готовой продукцией указанных отраслей пробиться на рынки третьих стран будет сложнее из-за тарифных барьеров, больших транспортных расходов, а также из-за высокой на этих рынках конкуренции и требований к качеству продукции.

В структуре импорта Узбекистана основная доля энергоносителей и нефтепродуктов (95,4%), черных (68,9%) и цветных (63,0%) металлов и изделий из них, а также продовольственных товаров (78,8%) импортируется из стран СНГ. Из третьих стран, главным образом, завозятся машины и оборудование, а также химическая продукция и изделия из нее.

Перспективы, определенные под председательством Узбекистана

В «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года» в качестве основной цели указано создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан стран СНГ, с учетом совпадения многих стратегических интересов и целей экономического развития, в числе которых, в частности, следующие:

- наращивание усилий по углублению промышленной кооперации, созданию новых совместных наукоемких и технологичных производств, в том числе с ориентацией на экспорт в третьи страны;

- повышение объемов взаимной торговли и уменьшение зависимости от импорта из третьих стран широкого круга товаров в стратегических отраслях экономики;

- развитие транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение передовых транспортных технологий, цифровизация транспортных комплексов, в том числе для расширения экспортных и транзитных возможностей, реализация совместных транспортных проектов.

Одним из важнейших критериев экономической интеграции в Стратегии называется рост взаимной торговли, для которого необходимо создание условий для обеспечения в рамках СНГ свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В Плане по реализации первого этапа Стратегии предусматриваются, в частности, следующие мероприятия:

- разработка и реализация совместных мер и конкретных проектов по поддержанию и расширению взаимовыгодных производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически связанными производствами;

- поддержка инвестиционной и научной кооперации;

- обеспечение цифровизации национальной экономики;

- активизация сотрудничества в сфере инноваций;

- содействие транзиту грузоперевозок через госграницы стран СНГ;

- развитие взаимной торговли товарами и услугами;

- обеспечение бесперебойной работы национальных платежных систем.

Принятие странами СНГ «Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года» говорит о заинтересованности стран Содружества в сохранении и развитии данной организации на перспективу.

Таким образом, во время председательства Узбекистана в СНГ были приняты важные стратегические документы долгосрочного характера, определяющие цели и задачи по дальнейшему развитию сотрудничества между странами СНГ на период до 2030 года.

Реализация выдвинутых Президентом нашей страны на прошедшем саммите глав государств СНГ предложений, направленных на расширение многопланового сотрудничества, будет способствовать дальнейшему раскрытию потенциала СНГ по наращиванию объемов взаимной торговли, сотрудничества в транспортной и инвестиционной сферах, промышленной кооперации, электронной торговле, что, несомненно, будет отвечать долгосрочным интересам всех стран-членов Содружества.

Внешний вектор/Сотрудничество в СНГ

Юрий Кутбитдинов, ЦЭИР

Экономическое обозрение №1 (251) 2021


Поделиться постом

Похожие новости