Государственный долг Узбекистана составил $19,2 млрд.

Государственный долг Узбекистана составил $19,2 млрд.
В условиях ускоренной интеграции Узбекистана в мировую финансовую систему, сохранение на безопасном уровне и эффективное управление государственным долгом является одним из основных условий обеспечения устойчивого экономического роста.

С начала 2019 года совокупный государственный долг Республики Узбекистан увеличился на 4,5 млрд. долларов США или на 30,9 процентов, говорится в обзоре, который опубликовал Минфин республики.

По состоянию на 1 октября 2019 года остаток заимствований, привлеченных от имени Правительства Республики Узбекистан или под её гарантию, составил 19,2 млрд. долларов США или 33,6 процентов к валовому внутреннему продукту (ВВП).

За последние 9 месяцев, государственный внешний долг увеличился на 3,7 млрд. долларов США или на 37,4 процентов по сравнению с началом года, составив 13,6 млрд. долларов США или 23,8 процента к ВВП, в т.ч.: Внешний долг, привлеченный от имени Правительства - 9,6 млрд. долларов США; Внешний долг, гарантированный Правительством - 4 млрд. долларов США.

С начала года государственный внутренний долг увеличился на 830,9 млн. долларов США или на 17,3 процентов, составив по состоянию на 1 октября т.г. в эквиваленте 5,6 млрд. долларов США или 9,9 процентов к ВВП, в т.ч.:

  • Внутренний долг, привлеченный от имени Правительства – 1 947 млрд. сум;
  • Внутренний долг, гарантированный Правительством – 5,4 млрд. долларов США.
Факторы формирования государственного долга

Динамика государственного долга Республики Узбекистан в январе сентябре объясняется следующими факторами:

- освоено в рамках соглашений о внешних заимствованиях, подписанных от имени Правительства Республики Узбекистан - 1,7 млрд. долларов США, а также под гарантию Правительства Республики Узбекистан - 1,5 млрд. долларов США.

В частности, проект “Производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского газохимического комплекса (ГХК)” профинансирован на сумму 1,1 млрд. долларов США под гарантию Республики Узбекистан. Реализация данного проекта обеспечит дополнительное производство 1,52 млн. тонн топлива и создаст более 1 300 рабочих мест.

На строительство и модернизацию Тахиаташской, Навоийской и Туракурганской тепловых электростанций было направлено 407 млн. долларов США. При этом, только запуск парогазовой установки мощностью 230-280 МВт на Тахиаташской теплоэлектростанции создаст возможность ежегодно экономить 488,6 млн. м3 топлива, удовлетворяя дополнительный спрос на электроэнергию.

Ввод в эксплуатацию парогазовых установок мощностью 450 МВт и 900 МВт соответственно на Навоийской и Туракурганской тепловых электростанциях позволит стабилизировать электроснабжение в Бухарской и Самаркандской областях, а также на территории Ферганской долины.

- в феврале 2019 года выпущены суверенные международные облигации на сумму 1 млрд. долларов США.

Следует отметить, что основная часть средств, полученных от суверенных международных облигаций размещена на депозиты коммерческих банков. Ввиду того, что данные средства направлены со стороны коммерческих банков на финансирование инвестиционных проектов по рыночным ставкам, затраты по обслуживанию (процентные выплаты и погашение) суверенных международных облигации не увеличивают расходы государственного бюджета.

- на внутренних финансовых рынках размещены государственные ценные бумаги (ГЦБ) на общую сумму 1 550,0 млрд. сум

Размещение государственных ценных бумаг со сроком обращения от 6 месяцев до 3 лет на 15 электронных аукционных торгах, проведенных в феврале-августе т.г., направлены в том числе на формирование “бенчмарка” по доходности долговых ценных бумаг с минимальным риском и развитие внутренних финансовых рынков.

- профинансированы стратегические инвестиционные проекты под внутренние государственные гарантии на сумму 738,3 млн. долларов США.

В частности, государственные гарантии, выданные в рамках реализации крупных инвестиционных программ государственных предприятий (Узбекистон темир йўллари, Узбекистон хаво йуллари, Узбекнефтегаз и др.), реализуемых за счет средств Фонда реконструкции и развития (ФРРУ) и коммерческих банков Республики Узбекистан составляют 97 процентов внутреннего государственного долга.

- на обслуживание государственного внешнего долга направлена сумма в размере 555,3 млн. долларов США

Уровень задолженности по международным стандартам

Следует отметить, что за последние годы увеличение государственного долга в нашей стране не происходило из-за финансирования дефицита государственного бюджета, а было связано в основном с привлечением заемных средств для решения неотложных социальных задач и реализации стратегически значимых проектов, в т.ч.:

- привлечение долгосрочных внешних заемных средств от имени Правительства на льготных условиях для реализации проектов, направленных на улучшение условий жизни населения страны (обеспечение питьевой водой и устойчивой электроэнергией, жилищное строительство в сельской местности, развитие сферы образования и здравоохранения и др.);

- привлечение внешних заемных средств на льготных условиях под гарантии Правительства для реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое экономическое значение и направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.

Несмотря на динамику роста за последние годы, государственный долг Республики Узбекистан по международным стандартам (33,6 процентов к ВВП), в том числе государственный внешний долг (23,8 процента к ВВП) остается на умеренном уровне.

В частности, в отчете “Анализ устойчивости долга", опубликованном Международным валютном фондом в апреле 2019 года отмечается, что риски по государственному внешнему долгу и общему государственному долгу Республики Узбекистан находятся на низком уровне.

Вместе с тем, в целях дальнейшего совершенствования системы управления государственным долгом Республики Узбекистан на основе международных стандартов и поддержания на уровне, безопасном для макроэкономической стабильности, а также выработки механизмов обеспечения эффективного использования привлекаемых заемных средств, осуществляются следующие меры:

  • Совместно со Всемирным банком и Международным валютным фондом разработан проект Среднесрочной стратегии управления государственным долгом;
  • На основе инструкции Международного валютного фонда по внедрению фискальных правил, осуществлены расчеты по максимально допустимому уровню государственного долга к ВВП, а также безопасному уровню государственного долга для макроэкономической стабильности на основе многосценарных прогнозов (на стр. 31); - Разработаны меры по сохранению государственного долга на безопасном для макроэкономической стабильности уровне в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • Продолжается процесс автоматизации мониторинга, обслуживания, учета и отчетности государственного долга Республики Узбекистан (установлен программный комплекс “Система управления долгом и анализа финансового положения" - “DMFAS-6”);
  • Осуществляются меры по обеспечению открытости и доступности данных о государственном долге;
  • В целях предотвращения негативного воздействия рисков, связанных с государственным долгом, на стабильность государственного бюджета, разрабатываются дополнительные меры по совершенствованию системы предоставления государственных гарантий на основе изучения международного опыта.

Поделиться постом

Похожие новости