Активное обсуждение вопросов вступления Узбекистана в ЕАЭС как повод освежить в памяти постсоветские интеграционные процессы и ближе ознакомиться с этой организацией.
Процессы формирования экономического пространства имеют свою логику. Было время, когда определенные диспропорции в экономическом развитии административно-командной экономики СССР привели к его распаду. Но логика экономического взаимодействия стран постсоветского пространства требует восстановления эффективных хозяйственных связей на основе взаимовыгодных для всех участников торгово-экономических отношений. Именно поэтому последние десятилетия на постсоветском пространстве активно происходят интеграционные процессы. Именно поэтому сейчас активно обсуждаются вопросы вступления Узбекистана в ЕАЭС.
Начало постсоветской интеграции
В советское время все бывшие союзные республики были экономически тесно связаны друг с другом и взаимодействовали по многим вопросам. Разрыв экономических связей, последовавший за распадом СССР, наиболее негативно отразился на центральноазиатских республиках, экономики которых носили преимущественно сырьевой характер, будучи при этом отрезанными от моря. Кроме того, перед странами нашего региона остро встали вопросы водно-энергетических отношений, которые ранее в рамках Союза были достаточно гармонизированы.
Поэтому именно в нашем регионе раньше всех на постсоветском пространстве была осознана необходимость согласованных действий. Еще до распада СССР руководители республик Казахстана и Средней Азии на встрече в Алма-ате в 1990 году приняли решение о создании условий функционирования механизма по интегрированию национальных экономик в рамках обновленного Союза, проведения согласованной политики в осуществлении социальных и экономических реформ. Поэтому в первые годы после распада СССР процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве наиболее динамично протекали именно в Центральной Азии.
Несмотря на то, что после распада СССР добиться согласованных решений, особенно в многостороннем формате, было весьма сложно, уже 10 января 1994 года в Ташкенте главами государств был подписан Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан. А 16 января того же года к этому договору присоединилась Кыргызская Республика. 30 апреля 1994 года в Чолпон-Ате был подписан новый Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой. 28 июня 1998 года в Бишкеке, в связи с принятием Таджикистана, было изменено название этого интеграционного образования на Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). 27-28 декабря 2001 г. в Ташкенте было принято решение о создании на базе ЦАЭС Организации Центральноазиатский союз (ОЦАС), которое окончательно было закреплено на встрече президентов 28 февраля 2002 г. в г. Алматы.
В октябре 2004 года на саммит ОЦАС в Душанбе по предложению президента Узбекистана Ислама Каримова в ОЦАС была приглашена Россия, которая с 1996 г. имела статус наблюдателя в Межгоссовете и других уставных органах ЦАЭС (в июне 1999 г. статус наблюдателя был предоставлен также Грузии, Турции и Украине). На Душанбинском саммите президент Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации.
Слияние параллельных форматов
А между тем параллельно шло развитие отношений и в рамках другого интеграционного формата Еврази́йского экономи́ческого соо́бщества (ЕврАзЭС), в котором участвовал ряд государств, входивших в ОЦАС.
Еще в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект евразийского союза государств, но только 10 октября 2000 года в Астане главами Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Кыргызстана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, который вступил в силу 30 мая 2001 года. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
После принятия России в ОЦАС следующий саммит организации прошел 7 сентября 2005 года уже в Санкт-Петербурге. И на этом саммите было принято решение объединить Организацию «Центральноазиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС ввиду практически идентичного состава участников и дублирования функций. А 24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС.
В общем, недолгое время просуществовав параллельно евразийский и центральноазиатский форматы постсоветской интеграции слились. ЕврАзЭС «поглотил» ОЦАС. На этом, можно сказать, проект центральноазиатской интеграции завершился. Но ЕврАзЭС в сформировавшемся тогда виде тоже просуществовал весьма недолго. Уже в августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трех, готовых к этому, государств,— Беларуси, России и Казахстана.
6 октября 2007 года в Душанбе прошел саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза — наднационального органа. Россия получила в нем 57% голосов, а Казахстан и Беларусь — по 21,5%.
В итоге оказалось так, что Узбекистан вступал в одну организацию с равноправным партнерством всех ее членов, а спустя короткое время оказался в несколько другой, в которой обособилась группа государств, имеющих несколько иные интеграционные установки. Поэтому в октябре 2008 года Узбекистан заявил о том, что приостанавливает свое членство в ЕврАзЭС из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения. На заседании межгосударственного совета стран ЕврАзЭС 12 ноября 2008 года по просьбе Президента Ислама Каримова официально было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС продержался недолго
Далее ЕврАзЭС развивался уже без Узбекистана, но тоже недолго. В 2009 году начала работу Комиссия Таможенного союза – наднациональный орган этой организации, учрежден Антикризисный фонд ЕврАзЭС, создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, был подписан пакет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза. В декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
Но, как и было указано при выходе Узбекистана из ЕврАзЭС о сомнениях в деятельности этой организации, разноскоростные форматы интеграции групп стран в ней не обеспечивали эффективности и результативности ее деятельности. 24 октября 2013 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество, поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Беларуси и Казахстана ЕврАзЭС становится не нужна из-за дублирования функций. А 10 октября 2014 года главы России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 1 января 2015 года.
ЕАЭС привлекает внимание
Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, созданной в целях модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик. ЕАЭС призван обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики государств-членов в отраслях экономики.
С 1 января 2015 года государствами-членами ЕАЭС являются Россия Казахстан, Беларусь. Со 2 января 2015 года к государствам-членам присоединилась Армения, с 12 августа 2015 года присоединился Кыргызстан. С 14 мая 2018 года Молдова является государством-наблюдателем ЕАЭС.
Одной из характерных особенностей ЕАЭС является стремление к расширению форматов торгово-экономического сотрудничества со странами, не входящими в эту организацию, созданию с ними зон свободной торговли. Также весьма характерным является и стремление целого ряда других стран к расширению экономического сотрудничества с ЕАЭС. 29 мая 2015 года ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли, а 21 июля того же года Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС.
Весьма важным для стран ЕАЭС является расширение взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с такой экономикой, как китайская, имеющей к тому же общие границы с рядом стран ЕАЭС. Переговоры на эту тему начались в 2015 году и завершились подписанием 17 мая 2018 года соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве Китая и ЕАЭС. Переговоры с Ираном о создании зоны свободной торговли начались в 2015 году, а временное соглашение подписано 17 мая 2018 года в Астане.
Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и правительством Республики Куба был подписан в Гаване 31 мая 2018 г. и предусматривает координацию усилий по увеличению оборота торговли и инвестиций, а также устранению барьеров, препятствующих развитию торговли. 25 октября 2019 года между Сербией и ЕАЭС было подписано соглашение о зоне свободной торговли, а соглашение с Сингапуром было подписано 1 октября 2019 года
С целым рядом стран ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС, которые находятся на различных стадиях процесса. В числе этих стран – Египет, Таиланд, Монголия, Индия. Кроме того, интерес к углублению сотрудничества с ЕАЭС выражают Венгрия, Израиль, Камбоджа, Лаос, Пакистан, Перу, Республика Корея, Сирия, Тунис, Чили, Япония, Индонезия. По словам главы Министерства иностранных дел России Сергея Лаврова, порядка 50 стран уже выразили желание сотрудничать с ЕАЭС.
Столь широкое международное внимание к ЕАЭС и стремление к сотрудничеству с ним, объясняется в первую очередь экономическими факторами – размерами экономического потенциала стран ЕС и рынков, входящих в него стран. Площадь территории стран ЕАЭС занимает 14% мировой суши. Численность населения на конец 2018 года составила 184 миллиона человек.
Объем ВВП стран-членов ЕАЭС в 2018 году достиг 1,9 триллиона долларов, из них объем промышленного производства – 1,2 триллиона долларов, объем сельскохозяственного производства– 108,8 миллиарда долларов. Объем взаимного товарооборота в странах ЕАЭС по итогам 2018 года составил 59,7 миллиарда долларов, а объем внешней торговли товарами с третьими странами – 753,4 миллиарда долларов.
Организационные контуры ЕАЭС
Председательство в ЕАЭС переходит от страны к стране. В настоящий момент до 31 декабря 2019 года председательствует Армения (Никол Пашинян), в 2020 году организацию возглавит Беларусь (Александр Лукашенко), в 2021-м – Казахстан (Касым Жомарт-Токаев), в 2022-м – Кыргызстан (Сооронбай Жээнбеков), в 2023-м – Россия (Владимир Путин).
Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (главы государств-членов), Евразийский межправительственный совет (главы правительств), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия), а также Суд ЕАЭС, который находится в г. Минске. Все решения Высшего, Межправительственного советов и Совета Комиссии принимаются консенсусом, что позволяет учитывать интересы каждого государства-члена. И, как крайняя мера, любой вопрос может быть оспорен в Суде ЕАЭС.
Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов (Армения – 1,11%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,11%, Кыргызстан – 1,9%, Российская Федерация – 85,32%). В 2018 году бюджет Союза превысил 8,1 миллиарда рублей, в 2019 году – 8,7 миллиарда рублей.
Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.
Планы и перспективы ЕАЭС
Подобный объем совокупных экономик, размер территорий, а также географическое положение между основными сегментами мировой экономики – европейским, тихоокеанским и южноазиатским, предполагают и дальнейшее углубление торгово-экономических связей и расширение интеграционных процессов ЕАЭС с другим интеграционными образованиями. Весьма важное значение для развития стран ЕАЭС в этом плане имеет сопряжение развития ЕАЭС с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути, о чем лидеры России и Китая договорились еще в мае 2015 года. Подобное сопряжение позволяет странам ЕАЭС эффективно сотрудничать в обновлении транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, добычи ресурсов и высоких технологий, а Китай получает надежную железнодорожную связь с ЕС, как дополнение и страховку морской торговли, в случае углубления разногласий с США.
По мнению экспертов, возможно заключение соглашения ЕАЭС со Всестороннем региональном экономическим партнерством (ВРЭП). ВРЭП – это соглашение о «зоне свободной торговли плюс», охватывающее 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония). ВРЭП охватывает 4 развитые и 12 развивающихся государств.
Весьма характерно, что планы на расширение сотрудничества с другими странами и интеграционными форматами в самом ЕАЭС весьма обширны. Так, в ходе саммита Россия—АСЕАН в Сочи 19-20 мая 2016 года, посвященного 20-летию диалогового партнерства России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Владимир Путин выдвинул предложение «интеграции интеграций», подразумевающее сопряжение развития интеграционных форматов ЕАЭС, АСЕАН и ШОС. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 года Владимир Путин предложил образовать так называемое «большое партнерство» в Евразии, в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие государства континента. А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на том же форуме призвал создать форум ЕАЭС — ЕС. Стоит добавить, что предложенные в те годы планы в определенной мере постепенно реализуются, если исходить из соглашений о сотрудничестве и зонах свободной торговли, заключенных после обнародования этих планов.
Резюмируя вышеизложенное
Резюмируя основные моменты в развитии и переплетении постсоветских интеграций, стоит остановиться на следующих. Российская экономика из-за своих размеров и структуры является не столько конкурирующей, сколько взаимодополняющей по отношению к центральноазиатским экономикам, для которых она является емким рынком сбыта, источником дополнительных инвестиций и целого ряда важных товаров. И именно этот экономический фактор обусловил и приглашение России в ОЦАС, и последующее слияние ОЦАС с ЕврАзЭС.
Выход же Узбекистана из ЕврАзЭС в 2008 году был оправдан рядом важных факторов. Коллективные обязательства в интеграционном формате, ядро которого в недостаточной степени учитывает интересы других участников, ограничивали возможности отстаивать свои интересы по развитию ряда важных для Узбекистана направлений. В частности, открытие своих рынков ограничивало возможности поддержки развития потенциально конкурентоспособных отраслей и производств, а также расширения экономического сотрудничества с другими странами, что в интеграционном формате требует согласования с другими странами, если это сотрудничество может отразиться на ситуации на их рынках. В то время подобные ограничения могли достаточно негативно отразиться на развитии экономического потенциала страны, так как экономика развивалась преимущественно в закрытом режиме, что снижало конкурентоспособность отраслей.
Сейчас ситуация в узбекской экономике весьма существенно изменилась. В течение последних трех лет проводятся кардинальные реформы, направленные на повышение открытости и конкурентоспособности экономики. Введена конвертация, либерализован режим внешнеэкономической деятельности, снято большинство заградительных барьеров. И бизнес, и предприятия уже успели в значительной степени адаптироваться к произошедшим изменениям, укрепив свой экономический и экспортный потенциал. Дальнейшая логика экономического развития страны требует наращивания экспорта, расширения экспортных возможностей, что сдерживается во все большей степени заградительными мерами для узбекского экспорта, применяемыми другими странами. Видимо, именно это и является главным фактором того, что вопрос о возможности вступления в ЕАЭС вышел на повестку дня именно в настоящий момент.
Вступление Узбекистана в ЕАЭС может значительно снизить барьеры для выхода узбекской продукции на рынки стран ЕАЭС и связанные с этим издержки для экспортеров. И расширение ЕАЭС, создание зон свободной торговли этой организации с другими странами может также облегчить выход узбекского экспорта на рынки этих стран. А если рассматривать далеко идущие обширные планы ЕАЭС по созданию зон свободной торговли с другими странами, то вступление Узбекистана в эту организацию может оказаться весьма и весьма перспективным, учитывая емкость открывающихся рынков.
Но при этом необходимо учитывать, что вступление влечет за собой и большую открытость внутреннего рынка, где наши производители будут конкурировать с продукцией из других стран, и слабые отрасли и предприятия могут нести определенные убытки. Поэтому главным в повестке дня остается вопрос укрепления конкурентоспособности отечественного бизнеса, что предопределяет превентивную выработку тактики вступления, предусматривающую, с одной стороны, меры по укреплению конкурентоспособности отраслей, а с другой – согласование условий вступления, учитывающих необходимость переходного периода для тех или иных секторов экономики для более успешной адаптации к рамочным условиям деятельности в ЕАЭС.
Виктор Абатуров, ЦЭИР
Экономическое обозрение №11 (239) 2019
Оставить комментарий