В июне 2021 года спрос населения на авторынке показал умеренный рост, увеличившись на 13,7% по сравнению с маем месяцем текущего года.
По сравнению с июнем 2020 года этот показатель вырос на 12,9%, а рост по сравнению с июнем 2019 года составил 29,6%.
Рис.1. Индекс изменения количества зарегистрированных и перерегистрированных автомобилей в июне 2021г.
За отчётный период количество зарегистрированных и перерегистрированных автомобилей увеличивалось высокими темпами во всех регионах (кроме Сырдарьинской области). Самыми высокие темпы роста были зафиксированы в Наманганской (22,6%), Навоийской (20,9%), Самаркандской (18,8%), Ферганской (16,2%) и Ташкентской (16,4%) областях.
Рис.2. Взаимосвязь между автокредитами и спросом на авто за январь-май 2021г.
Примечание: Объем пузыря показывает количество автокредитов
Результаты анализа показывают, что существует значительная корреляция между объемом автокредитов и спросом на автомобили.
Увеличение автокредитов на 10% приводит к увеличению количества зарегистрированных и перерегистрированных автомобилей на 4%.
Следует отметить, что за январь-май т.г. по республике выданы автокредиты населению на сумму 2,67 трлн. сумов, что больше на 40,5%, чем за аналогичный период 2020 года. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в г. Ташкенте (рост – на 104,2% или до 1,1 трлн. сум), в Хорезмской (на 66,5% или до 155,7 млрд. сум), Бухарской (на 49,8% или до 152,2 млрд. сум), в Андижанской (на 42,7% или до 95,2 млрд. сум) областях и в Республике Каракалпакстан (на 56,3% или до 173 млрд. сум).
В июне 2021 года зарегистрировано 18,9 тыс. новых автомобилей. Из них 1171 (6,2%) - иномарки.
Регионами, в которых было продано больше всего иномарок стали г. Ташкент (11,8% новых автомобилей), Ташкентская (5,7%), Самаркандская (3%) и Хорезмская (2,4%) области.
Рис.2. Доля продаж новых отечественных авто и иномарок за январь-июнь 2021г.
С учётом того, что в предыдущий год узбекский авторынок поднимался, влияние коронавируса можно считать минимальным. Самая жёсткая фаза карантина в республике пришлась на апрель и привела к падению продаж автотранспортных средств на 73,8%, но уже в июне дилерские центры вновь заработали, а во втором полугодии рынок и вовсе перешёл в рост.
Поскольку дефицит полупроводников (компьютерные чипы, используемые в современных автомобилях для управления все более сложной электроникой) продолжал замедлять поставки и увеличивать время ожидания, почти каждый бренд продолжает бороться за поставку новых автомобилей, и есть много клиентов, которые уже разместили заказ и ждут, когда их машина будет доставлена.
У многочисленных дилеров имеется значительное количество заказов, которые должны быть доставлены в ближайшие месяцы, что указывает на возможный рост во второй половине года.
*Детальный анализ рынков недвижимости и автомобилей может быть предоставлен по запросу в Центр экономических исследований и реформ.
Халилуллох Хамидов, главный научный сотрудник ЦЭИР
тел: (78) 150-02-02
Оставить комментарий