В преддверии 34-й годовщины независимости корреспондент УзА побеседовала с директором Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, академиком Каландаром Абдурахмановым, который поделился своим взглядом на достижения страны, а также рассказал о роли образования и научно-технического прогресса в формировании современной экономики.
– Каландар Ходжаевич, расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете путь социально-экономического развития, который прошел Узбекистан за 34 года независимости?
– Для нашего древнего края, история которого исчисляется тысячелетиями, последние 34 года стали временем огромных перемен и преобразований. С обретением независимости Узбекистан вступил в новый период своего развития, и вот уже четвертый десяток лет уверенно идет по пути масштабных экономических и социальных реформ, последовательно продолжая процессы трансформации экономики, обеспечения благоприятной инвестиционной и бизнес-среды, развития регионов, решения вопросов изменения климата и борьбы с коррупцией. С первых же лет независимости приоритетами были определены преодоление бедности, обеспечение занятости, создание новых рабочих мест и роста реальных доходов населения, формирование благоприятной предпринимательской, социокультурной и экологической среды. Средством достижения этих целей стал переход экономики Узбекистана на современный путь развития, в основе которого лежит процесс внедрения результатов научно-технической деятельности во все сферы жизнедеятельности общества. По всей республике возросло число свободных экономических зон, в которых созданы налоговые, таможенные, кредитные льготы для ведения как малого, так и масштабного бизнеса, демонстрирующие впечатляющие достижения и продолжающие привлекать зарубежных инвесторов.
Рост экономики и высокие экономические показатели, постоянное увеличение ВВП страны, растущий уровень жизни народа, выход на международный рынок, соответствие отечественного товара мировым стандартам и многое другое являются ярким тому доказательством. В результате демократических процессов, происходящих в стране, укрепляются позиции Узбекистана в международных рейтингах, возрастает интерес инвесторов и крупных международных корпораций, открываются широкие перспективы для сотрудничества в области торговли и промышленности. Сегодня республика продолжает демонстрировать свою приверженность международному партнерству, готовность к открытому диалогу и обмену опытом, а также принципиальную позицию относительно того, что каждый политический шаг, бюджет и реформа должны формироваться с учетом принципов и стандартов в области прав человека.
– Какую роль, на ваш взгляд, сыграла система образования в становлении современной экономики страны?
– В век глобализации и информационных технологий, когда уровень развития страны определяется не только социально-экономическими и культурными показателями,внимание к сфере образования во всем мире становится особенно актуальным. Ведь именно научно-технический прогресс, основы которого закладываются в образовательной среде, является центральным звеном устойчивого развития и процветания. Правительство страны уделяет особое внимание поддержке молодых людей и предоставлению возможностей для их самореализации. Сегодня наше молодое поколение – это гигантский кадровый ресурс для последующих лет с перспективой становления высококвалифицированными специалистами. Происходящие в стране изменения экономических, политических, технологических процессов требуют активации интеллектуального капитала, интеграции образования и науки, организации непрерывного процесса передачи знаний в процессе обучения, трансфера научно-технической информации из научных центров в реальный сектор экономики, проведения фундаментальных прикладных исследований для поддержания конкурентоспособности экономики страны. Для выполнения этих задач необходима мобилизация молодежи. Наша молодежь – это прежде всего основа будущего воспроизводства и развития. Высокий уровень ее интеллектуального потенциала – база для квалифицированного труда, возможность участвовать в сложных наукоемких производственных и технологических процессах. Особое значение в формировании интеллектуального потенциала молодежи имеет высшее образование, раскрывающее и развивающее потенциальные возможности. Такая социальная группа, как студенты, непосредственно ориентирована на его развитие своего интеллектуального потенциала. А он, в свою очередь, отражает интеллектуальную сторону человеческой деятельности, что тесно связано с вопросами профессиональной компетентности.
– Какие реформы в образовательной сфере последних лет вы считаете наиболее значимыми для будущего Узбекистана?
– Руководство страны предпринимает активные действия и меры по реформированию системы высшего образования. Особое внимание отводится модернизации образовательной системы, внедрению современных педагогических технологий, повышению качества учебного процесса, адаптации его к международным образовательным стандартам. Современное образование – это инвестиции, необходимые для того, чтобы дать своим гражданам возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Именно поэтому в рамках концепции «Новый Узбекистан» под руководством Президента Шавката Мирзиёева в республике системно реализуются масштабные реформы системы образования, охватывающие все уровни.
Как отметил глава государства, сегодня наши реформы, сама жизнь диктуют необходимость ускоренного развития системы высшего образования. В 2019 году были утверждены такие ключевые документы, как Концепция развития системы народного образования до 2030 года и Концепция развития системы высшего образования до 2030 года. Целью этих документов являются вхождение Узбекистана в тридцатку ведущих стран по рейтингу PISA, обновление содержания образования, внедрение цифровых технологий, повышение квалификации кадров и развитие государственно-частного партнерства в сфере. Они направлены на превращение системы высшего образования в хаб для реализации международных образовательных программ в Центральной Азии, повышение инвестиционной привлекательности и внедрение передовых образовательных технологий. В условиях цифровизации роль высших образовательных учреждений в вопросах подготовки кадров для экономики будущего постоянно растет. Важным направлением на сегодняшний день является внедрение технологий искусственного интеллекта в социальную сферу и отрасли экономики. Международный опыт показывает, что успешная интеграция ИИ в образовательный процесс позволяет не только повысить качество знаний, но и устранить цифровой разрыв, развить критическое мышление и подготовить конкурентоспособные кадры. В стране была утверждена Стратегия развития технологий искусственного интеллекта до 2030 года, которая определяет ключевые направления и приоритеты в этой области на долгосрочную перспективу. Наше правительство продолжает поощрять инновации и совершенствование образовательной системы для обеспечения успешного развития и формирования качественных кадров для будущего.
– По вашему мнению, какие качества особенно важны для молодых специалистов, чтобы они стали конкурентоспособными?
– Современные молодые специалисты являются важным стратегически ценным ресурсом для любой организации. Молодежь обладает мобильностью, легко обучается, осваивает передовые технологии и знания в профессиональной подготовке, и в этой связи начинающий специалист особенно востребован. Каждый работодатель в своей организации хочет видеть профессиональных и конкурентоспособных сотрудников, желательно молодых, которые благодаря своим компетенциям, навыкам и умениям способствуют эффективному и успешному функционированию компании. Важно отметить, что на сегодняшний день основополагающим фактором эффективности любой трудовой деятельности является наличие выраженных лидерских и профессионально значимых качеств молодого работника. Часто конкурентоспособного специалиста определяют как личность, которая готова и способна достигать поставленных перед ней целей в разнообразных изменяющихся условиях за счет хорошего владения широким набором методов решения различных профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств. Необходимо выделить те из них, которые способствуют компетентной работе: устойчивость к стрессовым ситуациям, коммуникабельность, уверенность в себе, исполнительность, стремление к профессиональному самосовершенствованию, ответственность, трудолюбие, инициативность, готовность к инновациям, открытость новому опыту и другие.
– И напоследок: каким вы видите Узбекистан через следующие 10–15 лет, и какую роль в этом будущем должны сыграть университеты?
– Абсолютно уверен в том, что роль и значение образовательных учреждений в Узбекистане будет расти и развиваться. Сегодня мир стремительно меняется, информация быстро устаревает. Иногда знания, полученные студентами на первом курсе, уже неактуальны к окончанию университета. На мой взгляд, главный ответ на вызов неопределенности – концентрация на знаниях, которые не устаревают. Отсюда важнейшая характеристика – адаптивность, способность наших выпускников отвечать на новые вызовы. В век технологий куда важнее приобрести гибкие навыки и умение быстро реагировать на изменения. Думаю, главное в университетах сегодняшнего и завтрашнего дня – это адаптация к вызовам и спросам рынка, подвижность, гибкость образования. Будущее за теми университетами, которые способны создавать новые рынки, решать экономические, экологические, социальные проблемы, определять приоритеты научно-технологического развития страны, быстро и качественно реагировать на запросы промышленности. Университет должен быть инновационным, давать знания, которые будут применяться завтра, то есть быть впереди. При этом вузы будущего должны найти равновесие между процессом глобализации, разрушающим всякую локальную замкнутость, и необходимостью помнить и чтить свои традиции. Об этом еще в начале восемнадцатого века сказал французский мыслитель Вольтер: «Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя».
Думаю, что сочетание традиций и инноваций будет основой образования. Важно, чтобы каждый студент понимал, что это не услуга, которую хочешь получить, а инвестиция в персональное развитие, следовательно, свое светлое будущее и будущее страны.
Беседовала Азиза Алимова, УзА
Оставить комментарий