Комментарий Центра экономических исследований и реформ к интервью директора ЦЭИР О.Хакимова изданию «Кун.уз» (+видео)

Комментарий Центра экономических исследований и реформ к интервью директора ЦЭИР О.Хакимова изданию «Кун.уз» (+видео)

Состояние медиасферы в Узбекистане сегодня развивается быстрыми темпами, но существует ряд аспектов над которыми стоит еще поработать для повышения роли журналистики в обществе.

Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) поддерживает начатые преобразования и готов к диалогу со всеми предствителями СМИ и общественности. Мы уважаем гражданскую позицию и открытость каждого журналиста и блогера в нашей стране.

В связи с этим, Центр экономических исследований и реформ официально заявляет, что всегда готов к конструктивному диалогу со СМИ и в целях разъяснения всех тезисов, которые представлены в интервью О.Хакимова изданию «Кун.уз», сегодня была организована пресс-конференция для журналистов и блогеров в здании АИМК.

Ниже приводим коментарий Центра экономических исследований и реформ к интервью О.Хакимова изданию «Кун.уз»:

****

В интервью изданию «Кун.уз» О.Хакимов перечислил критерии бедности и их определение. В частности, он предоставил информацию о критериях, по которым рассчитывается количество бедных в стране.

Он говорит о нескольких методах выявления бедности, один из которых - рассчитать долю населения, зарабатывающую менее 3,2 доллара США, по паритету покупательной способности (ППС), используемому Всемирным банком.

ППС — это соотношение валют разных стран, которое устанавливается по их способности купить одинаковый набор товаров и услуг. В частности, в 2018 году стоимость 1 доллара США по ППС для Узбекистана составила 1784 сум, а в 2019 году составила 2091 сум. Отметим, что Всемирный банк еще не объявил официальные данные на 2020 год.

Например, хлеб в США стоит 2,5 доллара, в Узбекистане - 0,2 доллара (2000 сумов). Другими словами, цена на хлеб в Узбекистане в 13 раз дешевле. Чтобы избежать такой разницы, Всемирный банк разработал ППС - паритет покупательной способности.

Есть несколько подобных методов. Причина, по которой существует так много методов, в том, что нет идеальных методов. Потому что в мире нет единого определения бедности. В интервью было перечислено несколько методов, но не было сказано, какой метод подходит для Узбекистана.

У каждой страны в мире существуют свои национальные критерии и пороговые значения определения и измерения уровня бедности. При этом следует различать такие понятия как «бедность», «малообеспеченность», «нищета», «крайняя нищета» и др.

Один из способов, который использует Всемирный банк для сопоставления стран мира по уровню «бедности», состоит в измерении «бедности» по критерию или пороговому значению равному 3,2 долл. в день (для развивающихся стран ниже среднего уровня доходов – таких как Узбекистан).

Основное внимание в той части интервью директора ЦЭИР О.Хакимова изданию «Кун.уз», которое было буквально «вырвано из контекста», а затем неправильно интерпретировано и распространено в СМИ и социальных сетях и вызвало большой общественный резонанс, уделяется такому понятию как Паритет покупательной способности.

В частности, были приведены данные Всемирного банка:

ВБ устанавливает три международных линии уровня бедности. 1,9 доллара в день по паритету покупательской способности — для самых бедных стран, 3,2 доллара по ППС — для стран с ниже средним уровнем доходов, 5,5 доллара по ППС — для стран с выше средним уровнем доходов

По критериям ВБ, если доход составляет 3,2 доллара на душу населения, или более 5600 сумов, то этот человек не относится к числу бедных.

*Стоимость ППС в размере 3,2 доллара США может составлять от 5 500 до 6 000 сумов с учетом экономических и социальных изменений в этом году. К примеру, тот набор товаров и услуг, который в США можно купить за 3,2 долл, в Узбекистане согласно расчетам Программы международных сопоставлений стоит 5600 сум в 2018 году. Следовательно, определение уровня бедности по критерию 3,2 долл.в день – для Узбекистана не есть точное измерение бедности.

Другой способ определяет уровень бедности по количеству потреблённых килокалорий в день. Так, считается, что «бедным» является человек, потребляющий менее 2100 килокалорий в день.

Узбекистану еще предстоит определить свой национальный критерий и пороговое значение уровня бедности. О.Хакимов в своем интервью перечислили разные существующие методы, обращая внимание аудитории на существование различных методов определения уровня бедности в разных странах.

Говоря о текущей ситуации, О.Хакимов, отметил, о неправильности оценивать доходы населения Узбекистана в сравнении с минимальными расходами, потреблением людей за рубежом. По его словам, есть другие показатели, которые рассчитаны Центром экономических исследований и реформ совместно со Всемирным банком.

В своем интервью О.Хакимов сообщил, со ссылкой на предварительные итоги по пилотному проекту ЦЭИР, что расчёты показали, что житель Букинского района Ташкентской области потребляет 2300 килокалорий в день, что составляет 9,3 тысяч сумов. По его словам, в городах и районах этот показатель может варьироваться, в зависимости от цен на продовольствие в данном регионе. Он отдельно почеркнул, что речь идет не о минимальной потребительской корзине и Министерство экономического развития и сокращения бедности работает над этим вопросом.

О.Хакимов добавил, что результатом исследования ЦЭИР по апробации пилотного проекта в Ташкентской области стала разработка критериев оценки бедности.

****

Тот факт, что блогеры и некоторые СМИ, не изучив материал целиком, распространяют отдельно взятые из контекста и общего содержания данные в СМИ и социальных сетях, искажают смысл и выводы, позволяет сделать вывод о профессионализме, объективности и ангажированности участников медиа сферы.

Очевидно, что в этой погоне за трендом, введенными в заблуждение оказались сотни тысяч читателей и потребителей информации.

Служба по связям с общественностью ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости