Медицинское страхование в модели реформы здравоохранения

Медицинское страхование в модели реформы здравоохранения

Здоровье населения в значительной степени влияет на процессы экономического, социального и культурного развития страны, демографическую ситуацию и состояние национальной безопасности, а также является важным социальным критерием степени развития и благополучия общества.

Выбор моделей реформирования системы здравоохранения в Узбекистане ориентирован на современные общественные потребности и соответствие международным нормам и стандартам. За последние три года было принято более 160 нормативно-правовых документов в этой сфере. Данные нормативные документы предполагают внедрение передовых медицинских методик, инновационных разработок и научных открытий, кардинальный пересмотр всей системы в целом и применение рекомендаций ВОЗ.

В результате во всех звеньях системы здравоохранения происходят важные изменения. Начиная с первичной медицинской помощи и заканчивая специализированными центрами, везде внедряются новые технологии, широко применяются достижения современной медицины. Эти изменения основаны, прежде всего, на Указе Президента Республики Узбекистан «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года. Этим указом были утверждены Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы и Программа мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019-2021 годах.

В некоторых странах реформирование здравоохранения длилось многие годы: во Франции – 60 лет, в Республике Корея – 40, Турция реформировала свою систему здравоохранения 10 лет. А в Узбекистане поставлена цель – реформировать здравоохранение в течение 7 лет, к 2025 году. Упор в преобразованиях делается на том, чтобы оптимизировать подходы к здоровью людей, обеспечить охват, доступность и качество медицинской помощи.

В рамках комплексных мер предусмотрена и разработка Кодекса здравоохранения, законов о трансплантологии, репродуктивном здоровье, государственно-частном партнерстве, об обязательном медицинском страховании, а также о здоровом образе жизни. Впереди – развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения.

По мнению главы представительства ВОЗ в Узбекистане Лиан Куппенс, «разработка данной реформы здравоохранения с вовлечением всех сторон включала проведение детального анализа ситуации, проблем и достижений в прошлом и стала инструментом определения дальнейших шагов для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения в Узбекистане. Основная цель – охватить каждого жителя страны для улучшения здоровья и благополучия. Это крайне важно. Мы были ключевым партнером в разработке Концепции, привлекли международных экспертов и консультантов для обеспечения соответствия международным критериям».

Аспекты финансирования

Развитие системы здравоохранения всегда требовало значительных средств. На самом деле бесплатные медицинские услуги – понятие относительное, потому что правительство оплачивает расходы медучреждения, принадлежащего государству, где гражданин лечится бесплатно. В большинстве стран источники финансирования для покрытия расходов на медицинское обслуживание разные. Решением данной задачи является внедрение медицинского страхования.

Директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Ханс Клюге в ходе визита в нашу страну в феврале 2020 года отметил работу по реформированию сферы здравоохранения, в том числе по внедрению системы обязательного медицинского страхования. Он выразил готовность содействовать реализации совместного пилотного проекта по новым моделям оказания медицинских услуг при поддержке экспертов ВОЗ. Эта практика будет применяться поэтапно по всей стране.

Также была достигнута договоренность по совершенствованию процесса финансирования медицинского сектора, формированию современной системы управления и кластерной модели организации здравоохранения в регионах, цифровизации системы здравоохранения, дальнейшему развитию профиля неинфекционных заболеваний, укреплению сотрудничества с Европейским региональным бюро ВОЗ.

С учетом зарубежного опыта

На современном этапе борьба с пандемией все еще находится в центре всеобщего внимания. При этом процесс подготовки к введению обязательного медицинского страхования не был приостановлен. В результате разработан проект закона об обязательном медицинском страховании. В этом направлении изучены модели медицинского страхования, сформировавшиеся в мире, в частности, Азербайджана, Германии, Израиля, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Норвегии, России, Сингапура, Турции, Франции, Эстонии, Южной Кореи, Японии. Была выбрана корейская бюджетная модель обязательного медицинского страхования, которая в настоящее время оценивается как оптимальная.

В Республике Корея существуют государственное медицинское страхование и благотворительное. Первое охватывает почти 96 процентов населения страны, а благотворительное, в основном, ориентировано на малообеспеченных и безработных граждан. Исходя из этого подхода, были изучены уровни занятости, налоговые ставки, ежемесячные доходы населения и на этой основе определены возможности использования современных информационных технологий в медицинских заведениях, система договоров с государственными и частными медучреждениями, объем гарантированных услуг и создание платежной системы на душу населения и каждого пациента.

В числе положительных эффектов внедрения системы медицинского страхования можно выделить: повышение качества и объема предоставляемых населению медицинских услуг; снижение вероятности распространения опасных заболеваний и увеличение средней продолжительности жизни населения; развитие страхового рынка за счет появления новых страховых продуктов; обновление автопарка службы скорой медицинской помощи; улучшение обеспечения медикаментами медицинских учреждений; поэтапное повышение зарплаты медперсонала.

О внедряемой системе

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает застрахованным гражданам равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Данный вид медицинского страхования контролируется государством, характеризуется бесприбыльностью, уплатой страховых взносов как работодателями, так и наемными лицами.

Внедряемое обязательное медицинское страхование предполагает конкуренцию за каждого пациента между государственными и частными медучреждениями, в связи с этим используются три принципа обязательного медицинского страхования: всеобщность, государственность, некоммерческий характер. Дополнить этот перечень можно принципом «обязательность». Обязательное медицинское страхование обеспечивает застрахованным гражданам равные возможности в получении медицинской помощи.

Эта система не привязывает пациента только к одному из медучреждений. При наличии медицинского страхового полиса гражданин может лечиться в любой клинике страны, получить консультацию у любого врача. Легко решаются такие вопросы, как обращение в профильный центр, соответствующий заболеванию, запись на прием к врачу, нахождение необходимых лекарств.

Система медицинского страхования переводит систему оплаты за оказанные медицинские услуги в зависимость от предпочтений самого потребителя, ведь только он решает, куда идти и сколько платить. В систему обязательного медицинского страхования могут войти не только государственные клиники, но и частные, что ведет к росту конкуренции между ними, что предполагает отсутствие коррупции.

При этом следует учитывать, что новизна системы медицинского страхования на первых этапах будет приносить определенные неудобства, пока не настроится и не трансформируется в реалии нашей жизни и в рамки существующей инфраструктуры, что является нормальным адаптационным периодом для любого инновационного процесса.

С 2021 года систему обязательного медицинского страхования планируется внедрять в нашей стране поэтапно. На первом этапе вводятся электронные карты во всех медучреждениях в системе Управления здравоохранения Сырдарьинской области. Второй этап в 2023 году охватит Республику Каракалпакстан, Ташкентскую, Самаркандскую, Навоийскую, Сурхандарьинскую и Ферганскую области и третий этап – охват с 2025 года всего Узбекистана.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что страхование рисков в здравоохранении позволит четко распределить ответственность за здоровье каждого гражданина между государством и населением, повысить ответственность медицинских учреждений за качество предоставляемых медицинских услуг, создать прозрачную систему привлечения средств в систему здравоохранения, упорядочить расходы населения на предоставленные медицинские услуги.

В стране/Здравоохранение

Дурдона Нарзуллаева, Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Наргиза Алимходжаева, Ташкентский государственный экономический университет

Журнал «Экономическое обозрение» №6 (258) 2021

Поделиться постом

Похожие новости