Наблюдая за ЕАЭС: перспективы транспортной отрасли Узбекистана

Наблюдая за ЕАЭС: перспективы транспортной отрасли Узбекистана

11 декабря текущего года решением Высшего Евразийского экономического совета Узбекистан получил статус государства-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

В свете дальнейшего развития отношений с ЕАЭС, Узбекистан заинтересован в развитии транспортно-логистической деятельности, интеграцию в транспортные коридоры стран ЕАЭС, комментирует эксперт ЦЭИР Мухсинжон Холмухамедов.

«Транспортные коммуникации и инфраструктура Узбекистана и стран ЕАЭС глубоко интегрированы и тесно взаимосвязаны. Согласованные подходы в сфере транспорта и транзита, позволит еще активнее задействовать транспортные коридоры, повысить их конкурентоспособность и существенно увеличить загрузку», - Шавкат Мирзиеев.

Согласно исследованию Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), обнародованному еще в начале этого года, было установлено, что в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС транспортные издержки для узбекской экономики снизятся, но при этом национальные перевозчики столкнутся с сильной конкуренцией.

Изменения для Узбекистана

Во-первых, Узбекистан получит возможность тесно сотрудничать с Евразийской экономической комиссией и ее рабочими органами в статусе наблюдателя в ВЗ и осуществлять повестку сотрудничества в широком масштабе. Это также создаст условия для полного использования преимуществ торгово-экономического сотрудничества со странами Союза, а также углубления сотрудничества, которое дает нашей стране статус наблюдателя.

Во-вторых, государства-члены ВЗ являются основными торговыми партнерами и близкими союзниками Узбекистана. Исходя из этого, можно сказать, что статус наблюдателя дает возможность своевременно участвовать в дискуссиях по различным темам, принимать обоснованные решения и вносить необходимые изменения в экономическую политику.

В-третьих, будет создан постоянный канал, который облегчит общение со всеми государствами-членами по обсуждению существующих проблем.

В-четвертых, у нас есть возможность наладить более конструктивный диалог с государствами-членами ВЗ в целях расширения торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества.

В целом участие в совете в статусе наблюдателя позволяет получить ценную информацию об интеграционных процессах, достижениях, проблемах и перспективах развития Союза.

В то же время приобретение Узбекистаном статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС не следует рассматривать как отдельное явление. Об этом свидетельствует намерение углублять взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах с объединенной организацией.

Получив статус наблюдателя, мы сможем стать более активным участником мероприятий ЕАЭС – на уровне глав государств, деловых кругов, экспертов, в том числе в консультациях по макроэкономической политике.

Торговля со странами ЕАЭС

В январе-ноябре 2020 года внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ЕАЭС составил 8,7 миллиарда долларов, что составляет почти 26,5 процента внешнеторгового оборота Узбекистана. Общий объем экспорта в страны Союза составил 2,868,9 млн долларов (Россия-1,323,4 млн долларов, Казахстан-818,8 млн долларов, Кыргызстан-685,7 млн долларов, Беларусь-37,7 млн долларов, Армения-3,3 млн долларов), а объем импорта - 5 880,0 млн долларов (Россия – 3 746,0 млн долларов, Казахстан – 1 801,7 млн долларов, Кыргызстан-13,6 млн долларов).

Анализ взаимодействия Узбекистана с ЕАЭС

В январе-ноябре 2020 года доля стран ЕАЭС в общем объеме внешнеторговых грузоперевозок Узбекистана составила 55 процентов (18,2 млн тонн), из которых 14,8 процента (2,6 млн тонн) были вынуждены перевозить экспортные грузы, 85,2 процента (15,6 млн тонн) - импортные.

По сравнению с аналогичным периодом 2019 года общий объем перевозок со странами ЕАЭС увеличился на 18,3%, из них объем экспортных грузов увеличился на 14,4% (из них Россия +11%, Казахстан +20%, Армения +9%, Кыргызстан +0,1%, Беларусь -9%), объем импортных грузов-на 19% (из них Россия +24,4%, Казахстан +20,3%, Армения +57,1%, Кыргызстан -4,4%, Беларусь +40,0%).

В январе-ноябре 2020 года со странами ЕАЭС было перевезено в общей сложности 33,2 млн тонн грузов. Железная руда из этого-20,8 млн тонн (относительно 2019 г. +22,5%), автотранспорта-3,5 млн тонн (относительно 2019 г. -0,9%), по воздуху – 1,1 тыс. тонн (относительно 2019 г. -20,2%).

Исходя из анализа, проведенного ЦЭИР, со вступлением Узбекистана в ЕАЭС:

- упрощаются процедуры во взаимной торговле,

- снимаются экспортные таможенные пошлины,

- увеличивается внешнеторговый оборот страны,

- снижается стоимость транспортировки грузов,

- привлекаются новые транзитные потоки,

- увеличивается экспорт плодоовощной продукции,

- снижается транспортная составляющая в экспортных-импортных расходах,

- повышается эффективность использования транспортных средств,

- ускоряются сроки доставки грузов, повышается качество обслуживания пассажиров,

- интеграция с транспортными коридорами ЕАЭС, возможно, ускорит строительство железных дорог в Кыргызстане и Афганистане, увеличит объемы перевозок государств-участников ЕАЭС в Китай, Индию, Пакистан и Афганистан,

- интеграция логистических центров Узбекистана с крупными распределительными центрами стран ЕАЭС даст возможность дистрибьюции экспортных товаров, в первую очередь плодоовощной продукции.

Кроме того, единое таможенное пространство создает конкурентные преимущества для всех маршрутов на территории ЕАЭС и способствует развитию логистики.

Получение Узбекистаном статуса наблюдателя открывает широкие возможности по более глубокому изучению механизмов регулирования транспортной системы ЕАЭС, получения доступа к транспортным коридорам, увеличение транзитных возможностей, унификации транспортных процедур, совместно развивать систему логистики, новых технологических стандартов цифровизации транспортных услуг на пространстве ЕАЭС, возможность равного доступа к трубопроводам и портам.

Мухсинжон Холмухамедов, ЦЭИР для Даре.уз
Перевод автора.

Поделиться постом

Похожие новости