О реформах внешней торговли и дальнейшей траектории ее развития
В последние три года в период 2017–2019 годов в ходе проведения реформ в области внешней торговли происходили важные изменения в таких направлениях, как диверсификация структуры и географии экспорта, либерализация внешнеторговой деятельности, расширение экспортного потенциала отраслей экономики и территорий.
Торговая география
Одним из важных аспектов проводимой политики в эти годы являлась высокая приверженность Узбекистана развитию экономического сотрудничества с соседними государствами, что существенно изменяет региональный ландшафт в Центральной Азии и за ее пределами.
Происходящие социально-экономические преобразования в Узбекистане создают возможности для улучшения региональных энергетических, транспортных, водных, цифровых и экономических связей. Трансграничные перевозки и торговля с Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном последовательно растут. С правительством Афганистана обсуждается возможность строительства новой железнодорожной линии, которая обеспечит Узбекистану и Афганистану выход к морю. А строительство железной дороги Узбекистан–Кыргызская Республика–Китай соединит Узбекистан и Афганистан с Китаем.
Среди стран мира основными торговыми партнерами в экспорте являются Китай (19,0%), Россия (16,9%), Казахстан (8,9%), Турция (6,4%), Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, на долю которых приходятся 60,6%, в импорте – Россия, Китай, Республика Корея, Казахстан, Турция, Германия, Япония, на долю которых приходятся 68,3%.
Усилия по либерализации режима внешней торговли повысились в рамках активизации процесса вступления Узбекистана в ВТО. В настоящее время Узбекистан представил в секретариат ВТО Меморандум о режиме внешней торговли, что сделает возможным начать переговорный процесс. Кроме того, ведется работа по подготовке графика специфических обязательств по услугам.
Либерализация ВЭД
Во внешнеторговой деятельности Узбекистана за период 2017-2019 гг. произошли беспрецедентные изменения в результате либерализации внешней торговли и более эффективного использования экспортного потенциала республики. Это выражается в следующих качественных изменениях.
Отменены таможенные платежи на все экспортируемые товары и услуги, упрощена система лицензирования и экспорта. Установлена нулевая ставка таможенных платежей для более чем 60% видов товаров. Таким образом, в Узбекистане ставка таможенного сбора снижена до 6,45%.
Заработал национальный веб-сайт для проведения экспортных и импортных операций по принципу «одно окно», дающий возможность подать электронный запрос и произвести оплату различных разрешительных документов, включая сертификат происхождения товара и фитосанитарные сертификаты. С внедрением этих новых механизмов общее время оформления экспортных документов сократилось со 174 до 96 часов.
Созданы условия для дальнейшей либерализации внешней торговли, увеличения номенклатуры экспорта продукции, пользующейся большим спросом на мировом рынке. Например, в целях поощрения экспорта устранен порядок предоплаты за продукцию и создана система доставки продукции на внешний рынок без поручительских обязательств. Отменены устаревшие процедуры лицензирования, расширены налоговые льготы для экспортеров.
Единый срок расчета просроченной дебиторской задолженности по экспортным контрактам продлен до 120 дней. Для предпринимателей создан ряд удобств и при таможенном досмотре.
В целях либерализации экономики созданы возможности для свободной конвертации национальной валюты. Начиная с сентября 2017 года, отменен порядок обязательной продажи части валюты, поступившей от экспорта, что обеспечивает дальнейшее стимулирование малого бизнеса и частного предпринимательства и внедрение в производство современных технологий.
В рамках Инвестиционной программы на 2019 год ожидается введение в строй (при условии выхода на проектную мощность) 68 инвестиционных проектов на общую сумму более 800 млн. долл., направленных на импортозамещение, и 48 инвестиционных проектов на общую сумму более 450 млн. долл., направленных на наращивание экспорта.
Позиции внешнего сектора
Вместе с тем позиции внешнего сектора Узбекистана стали умеренно слабее в краткосрочном периоде, отражая некоторые структурные сдвиги и изменения во внешнеторговой политике.
Во-первых, либерализация торговли и валютного рынка привели к устранению факторов, которые подавляли импорт в прошлом. В сентябре 2017 года были сняты существовавшие долгие годы ограничения на конвертацию валюты. Девальвация узбекского сума составила 2,5% в годовом исчислении. В результате международные рейтинговые агентства Standard&Poors и Fitch отметили растущий внешнеторговый оборот страны и значительные чистые валютные резервы и объявили среднесрочный прогноз роста экономики Узбекистана стабильным.
Объем внешнеторгового оборота Узбекистана в 2018 году вырос на 27,3%, по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года до 33,8 млрд. долларов, тогда как экспорт составил 14,3 млрд. долларов, а импорт – 19,5 млрд. долларов. Дефицит торгового баланса вырос с 1,5 млрд. долл. США в 2017 году до 5,3 млрд. долл. США к концу 2018 года в связи с фактором удовлетворения отложенного спроса. Это связано с повышенным спросом на импортные товары. Например, местные предприятия пользуются новыми возможностями, созданными недавними реформами обменного курса валюты и либерализации торговли, для удовлетворения своих потребностей в импорте.
Во-вторых, реальный обменный курс снизился примерно на 50%, что повысило внешнюю конкурентоспособность по издержкам и компенсировало искажения в экономике, существовавшие прежде.
В-третьих, нейтральная политика накопления валютных резервов замедлила наращивание валютных резервов. Центральный банк Узбекистана допустил некоторую гибкость номинального обменного курса.
И, в-четвертых, политика кредитной экспансии привела к дополнительному увеличению импорта (особенно капитальных товаров) в целях модернизации экономики. Сочетание этих изменений увеличило дефицит платежного баланса в 2018 году до 7% ВВП после профицита в 2,25% ВВП в 2017 году. Норма внешнего дефицита 2018 года для Узбекистана составила 4,5% ВВП, по сравнению с базовым дефицитом платежного баланса в 5,5% ВВП.
Нерешенные проблемы
Сохраняются проблемы системного характера, решение которых будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных экспортеров и экспортного потенциала отраслей экономики, в том числе:
- в Узбекистане очень мало эффективно работающих мультимодальных транспортно-логистических терминалов, складских комплексов международного уровня, наблюдается множество разрозненных складских операторов, которые не в полной мере удовлетворяют международным требованиям. В ближайшем будущем с увеличением экспорта и, соответственно, грузоперевозок они будут востребованы;
- как дважды анклавное государство, не имеющее выхода к морю, Узбекистан сталкивается с высокими торговыми издержками в связи с географическим расположением и действующими правилами торговли, которые увеличивают затраты ведения бизнеса, таможенный контроль и создают неопределенность для ведения бизнеса для иностранных инвесторов;
- наряду с объективным географическим расположением республики, возможности расширения экспортной деятельности ограничены высокими транспортными расходами (до 10% от себестоимости готовой продукции), нетарифными барьерами, а также высоким уровнем конкуренции, агрессивной ценовой политикой отдельных игроков и защитными мерами на внешних рынках;
- уровень внедрения в отрасли международных стандартов и сертификации продукции является недостаточным, что серьезно ограничивает возможности экспорта на рынки стран дальнего зарубежья;
- неэффективные процедуры пересечения границы и таможенного оформления создают серьезные препятствия для дальнейшего развития торговли в Узбекистане;
- существующая система антимонопольного регулирования и регулирования рынка не обеспечивает эффективной защиты конкуренции.
Направления решений
В числе стоящих задач – увеличение объемов общего экспорта республики до 17 млрд. долл. США, а объемов экспорта сельскохозяйственной продукции до 3 миллиардов долларов в 2020 году. Решению этих задач будет способствовать реализация следующих действий.
Внедрение принципов ВТО, в том числе Соглашений по упрощению процедур торговли, поможет устранить недостатки регулирования торговли и лицензирования импорта.
Для этого необходимо создание Национального комитета по упрощению процедур торговли, который в том числе будет обеспечивать межведомственное взаимодействие в вопросах таможенно-тарифного регулирования в процессе вступления в ВТО. Важными задачами во взаимоотношениях с ВТО являются либерализация сектора услуг и принятие соответствующих обязательств в сфере услуг. Это позволит перейти к дальнейшим ступеням на пути процесса вступления в ВТО.
В Узбекистане назрела острая необходимость кардинально улучшить законодательные и институциональные основы защиты прав интеллектуальной собственности. Ее неразвитость служит одной из главных причин, по которой иностранные инвесторы не вкладывают свои средства. Одним из эффективных направлений на этом пути является приведение законодательства по защите прав на интеллектуальную собственность в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Для того, чтобы более эффективно встраиваться в международные цепочки добавленной стоимости и поставок, для Узбекистана является весьма важным участие в зонах свободной торговли со странами, которые имеют выход к морю. В этом направлении необходимо целенаправленно работать над подписанием двусторонних соглашений о свободной торговле как с отдельными странами, так и с экономическими объединениями региона. Также следует использовать иностранные инвестиции на развитие транспортных коммуникаций для того, чтобы инвесторы были заинтересованы перенести свои производства в Узбекистан.
Ухудшение американо-китайских отношений влечет за собой изменение структуры производственных и экспортно-импортных связей между этими странами, что открывает для Узбекистана «окно возможностей» успешно встроиться в выводящиеся из Китая звенья цепочек добавленной стоимости и поставок.
Для того, чтобы извлечь из этой ситуации дивиденды, Узбекистану необходимо в кратчайшие сроки кардинально улучшить свой деловой и инвестиционный климат и повысить квалификацию своей рабочей силы с прицелом на специфику компаний, которые выводят свои производства из Китая. Это одна из уникальных ситуаций (скорее всего, не повторимая еще ближайшие несколько десятилетий), которая позволит создать новые производства и развивать имеющиеся производства – основу технологического развития страны.
Для более полноценной реализации экспортного потенциала и наращивания объемов экспорта необходимо поощрение экономическими стимулами частных фирм, осуществляющих информационную и консультационную поддержку экспортеров и их иностранных контрагентов по вопросам маркетинга, ценообразования, транспортной логистики, сертификации, стандартизации и контроля качества, налогового и таможенного администрирования.
Отраслевые акценты конкурентоспособности
Для повышения конкурентоспособности экспортеров всех отраслей требуются реформы корпоративного управления, а также большие инвестиции в качественную инфраструктуру, чтобы отечественные фирмы могли соответствовать зарубежным стандартам. Кроме того, необходимы большая прозрачность и соблюдение международных стандартов на продукцию, процессы и экологические требования.
Расширение экспортного потенциала отдельных отраслей экономики связано со следующими акцентами в проведении отраслевой политики.
В цветной металлургии: сокращение сырьевой направленности экспорта драгоценных металлов и полудрагоценных камней, максимально возможное использование добываемых в стране драгоценных металлов и камней в ювелирных изделиях, в том числе для экспорта.
В фармацевтической промышленности: организация совместных производств фармацевтической продукции с корпорациями-производителями мирового значения для развития фармацевтической отрасли в республике и увеличения экспорта отечественной фармпродукции.
В легкой промышленности: реализация кластерной модели развития, предусматривающей увеличение объемов внутренней переработки хлопка-волокна и соответствующее увеличение экспорта текстильной и швейной продукции (полный отказ от экспорта хлопка-волокна).
В пищевой промышленности: разгосударствление и приватизация крупных предприятий пищевой промышленности: в масложировой (23 предприятия), мукомольной (44) и винодельческой (12) отраслях. Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности отрасли и рыночной мобильности предприятий, увеличит их конкурентоспособность и экспорт продукции, будет способствовать внедрению современных и инновационных технологий, быстрой имплементации международных стандартов качества, менеджмента и безопасности пищевых продуктов.
В сфере сельского хозяйства: совершенствование системы страхования сельхозпродукции от стихийных бедствий, развитие и укрепление материально-технической базы производства, заготовки, переработки, хранения и экспорта сельхозпродукции. Также необходимы социальные и управленческие стандарты для возможностей развития рыночных методов в области садоводства и сельскохозяйственной переработки.
Нодира Курбанбаева, ЦЭИР
Оставить комментарий