На сегодняшний день сотрудничество между Узбекистаном и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) развивается по многим направлениям. Обе страны активно сотрудничают в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, а также в сферах повышения эффективности государственного управления, разработки долгосрочных стратегий развития и внедрения инноваций в деятельность государственных органов.
Одним из приоритетных направлений сотрудничества между двумя странами является деятельность Правительственного Акселератора. Это направление было определено в числе других 17 ключевых направлений Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 24.06.2019 г. № Р-5480.
Правительственный Акселератор ОАЭ, запущенный в октябре 2016 года, является платформой органов государственной власти для решения проблем и достижения поставленных целей в 100-дневный срок. Деятельность Правительственного Акселератора направлена на ускорение реализации стратегических программ, решение ключевых проблем общества путем консолидации всех необходимых ресурсов, разработки необходимой политики и нормативных актов, а также повышения качества государственных услуг. В рамках деятельности Правительственного Акселератора ОАЭ с момента его создания и до сегодняшнего дня было решено 47 проблемных вопросов при участии свыше 800 государственных и 425 представителей частного сектора, в решение которых также были вовлечены 11 академических учреждений.
Старт узбекского Акселератора
Исходя из положительного опыта Правительственного Акселератора ОАЭ, Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению качества и роли экономических исследований в социально-экономическом развитии» № ПП-4471 от 3 октября 2019 года при Администрации Президента Республики Узбекистан создан Акселератор социально-экономических реформ.
Целью Акселератора является мобилизация ресурсов государственных органов и организаций для оперативного и эффективного решения острых проблем в сфере социально-экономического развития. Механизм деятельности Акселератора предусматривает периодичное составление перечня проблемных вопросов, требующих решения на межотраслевом и межведомственном уровнях.
Перечень формируется на основании проводимых исследований Центром экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан (ЦЭИР), мониторинга хода реализации социально-экономических реформ и оценок их результативности, изучения материалов СМИ и социальных сетей, а также предложений министерств и ведомств. Перечень проблемных вопросов, после согласования с подразделениями Администрации Президента Республики Узбекистан, публикуется в СМИ и на официальном веб-сайте ЦЭИР.
Для решения каждой из проблем из перечня создаются рабочие группы экспертов, которые ведут работу в тесном взаимодействии с соответствующими подразделениями Администрации Президента Республики Узбекистан.
Проблемы в разработке генпланов в Узбекистане
Существует следующие системные проблемы в сфере разработки генерального плана городов, требующие комплексного подхода к решению:
- отсутствует нормативно-правовой документ по определению стоимости разработки генеральных планов, что приводит к необоснованному снижению стоимости разработки генеральных планов со стороны заказчиков;
- отсутствуют конкретные сроки обязательного пересмотра генеральных планов;
- на практике участие граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности остается на низком уровне;
- не проработана система поощрения и стимулирования кадров, которые занимаются деятельностью по разработке генеральных планов;
- существует необходимость в кадрах узкого направления (экономисты, градостроители, инженеры всех специальностей, инженеры-транспортники и т.д.);
- красные линии улиц и магистралей, а также границ участков при строительстве зданий и сооружений часто нарушаются, что усугубляет проработку генплана при ее корректуре;
- в регионах отсутствует стратегическая линия развития градостроительства;
- отсутствие или предоставление заказчиком неполноценных данных усугубляют процесс проектирования, срывают сроки выпуска проектной продукции. На сегодняшний день, не существует механизма получения достоверных исходных данных, как текстовых, так и графических от заказчика, с привлечением соответствующих служб района (города, области). Имеется необходимость в создании электронной системы для краткосрочного и качественного сбора данных в сотрудничестве с Министерством экономического развития и сокращения бедности, ведущими проектными институтами и региональными администрациями;
- имеется необходимость в создании современной электронной платформы для обеспечения согласования с министерствами и ведомствами градостроительной документации (генерального плана). Данная платформа может быть создана по аналогии с Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов project.gov.uz, посредством которой можно было бы проводить всенародное обсуждение и межведомственное согласование проектов генеральных планов;
- сроки согласования генеральных планов затягиваются;
- имеется необходимость в разработке генеральной схемы размещения производительных сил в системе республики, области, района совместно с профильными министерствами и ведомствами;
- для своевременной разработки генеральных планов необходимо обеспечить их финансирования в самом начале года;
- отсутствует электронная система базы данных по существующим и планируемым инженерным сетям в регионах;
- отсутствует электронная система мониторинга выполнения разработанных и утвержденных генеральных планов;
- требуется принять меры по актуализации норм и правил по разработке генеральных планов в соответствии с современными требованиями;
- условия доступности для лиц с особенными потребностями при проектировании и строительстве крайне редко учитываются
- действующая система подбора и отвода земельных участков, уплотнение существующей застройки, застройки вдоль существующих магистральных и внутриквартальных дорог не отвечает современным требованиям градостроительства.
Отдельным проблемным вопросом в сфере разработки генеральных планов, который еще предстоит решить, является разработка генплана города Ташкента.
Так, в феврале 2019 года Хокимият города Ташкента сообщал, что концепция генерального плана Ташкента будет подготовлена в формате 3D до конца апреля 2019 года, к разработке которого привлечены компании из Китая, Турции и Великобритании. Тогда основным отзывом пользователей интернета на данную новость стало необходимость соблюдения прав граждан на принадлежащую им собственность путем разделения территории города на две зоны: зона государственных и общественных нужд (т.е. потенциальные места для изъятия земельных участков) и зона жилых и частных домов (зоны для изъятия которых требуется согласие проживающих там жителей).
После этого, в октябре 2019 года хокимият города Ташкента сообщил, что генеральный план столицы планируется представить общественности в 2020 году. Однако, из-за его отсутствия население до сих пор не осведомлено о предстоящих сносах и рубке деревьев, что вызывает недовольство жителей города.
Решение проблем в сфере разработки генплана
В соответствии с распоряжением Администрации Президента Республики Узбекистан от 26.02.2020г. №АФ-139 для решения в рамках платформы Акселератора были выбраны проблемы в области разработки генеральных планов городов.
Группой Акселератора было принято решение о пересмотре норм и требований Инструкции «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации о планировании развития и застройке территорий (ШНК 1.03.02–04*).
Для решения указанного вопроса, были привлечены представители Министерства строительства, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства энергетики, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, ГУП “УзшаҳарсозликЛИТИ”, Институт «ТошкентбошпланЛИТИ», ООО “Қишлоққурилишлойиҳа” и Агентства кадастра при Государственном налоговом комитете.
В настоящее время, группой Акселератора разрабатываются предложения по внесению изменений и дополнений в ШНК 1.03.02–04*, в частности:
а) касательно сбора исходных данных о текущем состоянии территории для разработки градостроительной документации – упрощение сбора первичных данных местными хокимиятами по каждому району, городу и сельскому (аульному) поселению путем создания базы данных на сайте хокимията;
б) касательно упрощения объема работ по разработке градостроительной документации - часть состава материалов должна быть сокращена за счет упрощения установленной процедуры разработки генеральных планов;
в) касательно совершенствования процесса согласования разработанных градостроительных документов с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями – предлагается ввести согласование в электронной форме генеральных планов городов, включенных в перечень, с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями, утвержденных Указом Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2000 г. № УП-2595, а также ввести согласование градостроительных документов, разработанным по другим регионам, с Советом Министров Республики Каракалпакстан, областными хокимиятами и хокимиятом города Ташкента в течение 1 месяца;
г) касательно сокращения сроков разработки градостроительной документации – предлагается сокращение срока разработки генеральных планов с 12 до 10 месяцев после внесения заказчиком исходных данных о разработке градостроительной документации из регионов за счет сокращения представляемых материалов;
д) касательно экономии за счет эффективного использования средств, выделенных на разработку градостроительной документации – в результате сокращения представляемых материалов и сокращения срока разработки генеральных планов, планируется сократить средства, выделяемые на разработку генеральных планов с 3% до 19%.
По итогам работы группы Акселератора будет подготовлен проект инструкции в новой редакции и передан в Технический совет при Министерстве строительства Республики Узбекистан для рассмотрения.
Ожидается, что принятие вышеуказанных предложений будет способствовать упрощению процесса сбора первичных данных, сокращению объема работ по разработке градостроительной документации, сокращению сроков и экономии средств при разработки градостроительной документации.
Полную версии статьи читайте в 12 номере журнала «Экономическое обозрение»
Мухаммаджон Бабаджанов, ЦЭИР
Оставить комментарий