21 ноября 2020 года было принято постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Ассоциации SOS Детские деревни Узбекистана».
Данный документ, является основополагающей базой для внедрения и развития сравнительно новых для Узбекистана альтернативных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, который соответствует государственной программе Деинституционализации на 2019-2023. В частности, были включены кратковременная и молодежная опека.
На протяжении 20 лет в тесном взаимодействии с государством, данные механизмы и формы услуг практически и теоретически развивались на базе подразделений Ассоциации SOS Детские деревни Узбекистана, используя методологию и практики международной организации SOS Детские деревни, в соответствии с приоритетами государства, Конвенции о правах ребенка и руководящими указаниями по альтернативному уходу за детьми. В целях корректного отражения функционала этих подразделений в их наименованиях, постановлением утвердились Положения об этих службах.
Соответственно, детские деревни, дома молодежи и социальные центры, именуются как «службы альтернативного ухода за детьми», «службы сопровождения молодых людей» и «службы предотвращения социального сиротства» c определенными задачами.
- Службы альтернативного ухода за детьми - создают условия ухода, подобные семейным, а также среды, способствующей умственному, эмоциональному и физическому развитию детей, воспитанию детей на основе национальных традиций, в духе любви к Родине, уважительного отношения к общечеловеческим ценностям. Службы оказывают поддержку в обеспечении охраны жизни и здоровья детей, социальной защиты и адаптации детей в обществе, формировании у детей трудовых навыков, создании условий для их профессионального самоопределения, получении общего среднего образования.
- Службы сопровождения молодёжи - оказывают сопровождение молодежи, окончившей общее среднее образовательное учреждение до достижения критерия самодостаточности или 21 летного возраста. Службы обеспечивают социальную защиту и адаптацию молодых людей в обществе, путем оказания им психолого-педагогической поддержки, развития у них ответственности за свое будущее и навыков разрешения конфликтных ситуаций, поддержки в социальной адаптации, формирования навыков противостояния стрессу, развития умений планирования индивидуального и семейного бюджетов, трудоустройства. Службы оказывают поддержку в обеспечении охраны жизни, оздоровление и укрепление здоровья молодых людей, воспитание здорового образа жизни и навыков здорового питания, личной гигиены, гигиены взаимоотношений, семейной гигиены, гигиены жилья.
- Службы поддержки семей - оказывают поддержку нуждающимся семьям и детям до 18 месяцев, за этот срок семья должна достичь уровня самодостаточности. Механизмы службы позволяют оказывать помощь детям в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, в реализации всех прав и интересов детей путем создания благоприятных условий для роста и развития детей в родных семьях; налаживание здоровых внутрисемейных отношений между всеми членами семьи; повышение уровня знаний родителей в воспитании детей и их родительских навыков; повышение потенциала сообщества в эффективном реагировании на проблемы детей и семьи; интегрирование социально-уязвимых семей в жизнь сообщества и преодоление изоляции и стереотипов; создание сети заинтересованных структур для обеспечения возможностей для детей проживать в условиях семейной заботы; обеспечение наилучшей среды для роста и развития детей в своей биологической семье; выполнение других мер для профилактики и предотвращения социального сиротства.
- Службы кратковременной опеки - подразумевают размещение детей, нуждающихся во временной поддержке, на период до 8 месяцев. Основной целью данного вида опеки является реинтеграция ребенка в родную семью или поиск альтернативных решений, которые соответствуют наилучшим интересам ребенка.
Согласно Постановления, создание новых служб в стране, осуществляется на основе решения Правления Ассоциации, при согласовании с министерством народного образования и соответствующими хокимиятами Республики Узбекистан.
Оставить комментарий