Традиционно это масштабное мероприятие проходит с 2010 года в Екатеринбурге и является главным в России форумом по новейшим инновационным технологиям и разработкам в сфере промышленности, а также главной экспортной площадкой для российских промышленных компаний.
В этом году впервые ИННОПРОМ прошел в Ташкенте. Его организаторами выступили Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан.
Выбор нашей столицы в качестве еще одной площадки для этого форума министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров объяснил тем, что Узбекистан – стратегический партнер, с которым «российские компании уже создают и будут совместно реализовывать крупные кооперационные проекты в различных отраслях экономики».
Основными разделами выставки стали машиностроение, энергетика, металлургия, химическая промышленность, фармацевтика и медицина, а ее участниками – более 300 промышленных компаний и бизнес-делегаций из России, Узбекистана, Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Франции, Чехии, Японии. Участниками выставки и деловой программы явились более 1000 отечественных компаний. Также были представлены 13 регионов России и 14 регионов Узбекистана.
Таким образом, в Ташкенте был опробован и показал свою эффективность новый для традиционного ИННОПРОМа формат – Российско-узбекский межрегиональный форум, в рамках которого губернаторы и хокимы договорились развивать межрегиональные контакты. По данным Министерства инвестиций и внешней торговли Узбекистана, главным итогом этого события стали достигнутые на полях форума договоренности о начале реализации 33 проектов с привлечением российских инвестиций на сумму 2,2 миллиарда долларов США.
О том, какую роль в современной экономике играет цифровизация, спецкор «ЭО» побеседовала с экспертами, принимавшими участие в различных мероприятиях Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Большая промышленная неделя в Узбекистане».
Андрей Филатов – генеральный директор SAP CIS. C 2013 года компания представлена в Узбекистане. Ее инновационные решения используют InfinBank, Ipak Yuli Bank, Anglese Food (korzinka.uz), AKFA Group, UzAuto Motors и другие.
Михаил Аким – профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, PhD.
Вячеслав Болтрукевич – кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Производственные системы и операционная эффективность».
Василий Громов – доктор физико-математических наук, профессор факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, заместитель руководителя Департамента анализа данных и искусственного интеллекта.
Сергей Шершаков – кандидат физико-математических наук, научный сотрудник факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, доцент, академический руководитель образовательной программы «Системная и программная инженерия».
О реформах
– Как Вы оцениваете нынешний этап в реформировании экономики Узбекистана?
Михаил Аким: В настоящее время заметны значительные перемены, произошедшие в экономике Узбекистана за последние годы. Либерализация экономического законодательства и валютного регулирования упростила жизнь иностранных инвесторов, стимулировала международную торговлю. Очевиден значительный рост строительного сектора. Стратегическое географическое местонахождение Узбекистана, значительное население и демографический рост стимулируют рост промышленности. Происходит модернизация сельского хозяйства. В контексте происходящих изменений представляется, что экспертные возможности НИУ ВШЭ могли бы быть полезны для развития взаимодействия между узбекским и российским народами, помощи в определении стратегии развития экономики, прогнозировании технологических трендов, релевантных экономике Узбекистана.
Андрей Филатов: Узбекистан сегодня – это развивающаяся экономика, которая из года в год становится все более привлекательной для мирового рынка. Страна входит в топ-20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата. За один год, с 2019-го по 2020-й, Узбекистан поднялся с 76-го на 69-е место в рейтинге Doing Business. В стране улучшаются условия для ведения бизнеса, сюда привлекаются иностранные инвестиции.
Особенно хочется отметить важнейшие изменения в экономике, связанные с ESG-инициативами. В 2019 году в стране принят ряд долгосрочных стратегических документов – это и «Концепция охраны окружающей среды до 2030 года», и «Стратегия по переходу на «зеленую» экономику на 2019-2030 годы», и «Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами на 2019-2028 годы», и «Стратегия по сохранению биологического разнообразия на период 2019-2028 годов». А в феврале 2021 года Узбекистан впервые в мире опубликовал суверенный ESG-отчет, в котором дана объективная оценка реформ в Узбекистане на основе международных рейтингов сторонних организаций.
В стране постепенно формируется новая цифровая финансовая и транспортная инфраструктура, которая вместе с привлекательными экономическими условиями увеличивает деловую активность в Узбекистане, включая резкий рост прямых иностранных инвестиций.
В этом году в Ташкенте впервые состоялась Международная промышленная выставка ИННОПРОМ. И это яркий показатель того, что компании со всего мира нацелены на сотрудничество с Узбекистаном. Мы также приняли в ней участие и провели сессию «Финансирование международных производственных проектов в Узбекистане», участниками которой стали представители государственного и банковского секторов из России и Узбекистана. В ходе сессии мы обсудили критерии оценки инвестиционной привлекательности производственных проектов, обеспечение прозрачности деятельности организации для инвесторов, социальную ответственность, принципы устойчивого развития и их влияние на финансирование.
О цифровой экономике
– У цифровой экономики есть несколько определений. Какое из них наиболее точное, на Ваш взгляд?
Вячеслав Болтрукевич: Этот термин еще какое-то время не будет явно определен в силу объективных причин – не накоплен критический объем опыта по использованию цифровых решений в разных областях деловой и социальной жизни. Сами по себе цифровые решения, как правило, имеют локальную применимость, если не происходит полной трансформации организации или социального объекта, например, города. Наиболее корректное или «безопасное» определение, на мой взгляд, это использование новых цифровых решений для повышения эффективности всей цепочки создания ценности в условиях изменения стратегии и бизнес-логики организации.
Андрей Филатов: Цифровая экономика – это экономика данных, сегодня она все больше переплетается с традиционной, играя главную роль. Конечно же, цифровой она становится под действием определенных факторов: во-первых, это экспоненциально растущий объем данных, которые необходимо обрабатывать, во-вторых, это развитие цифровых платформ, и третье – это активные законодательные инициативы государства в части цифровизации.
– Опыт каких стран, по-Вашему, может служить примером удачной цифровизации экономики и почему?
Вячеслав Болтрукевич: Во многих странах есть набор успешных практик: организация движения автотранспорта в Стокгольме, система «умных» светофоров и организация дорожного движения в Японии, удаленная диагностика пациентов в здравоохранении Сингапура. Есть страны или группы стран с большим или меньшим объемом накопленного опыта.
Андрей Филатов: Самые развитые в плане цифровизации страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Республика Корея, Гонконг, Китай, Япония, Новая Зеландия, Австралия. Здесь самые высокие показатели по развитию технологий и инноваций. Отмечу, что упор каждая из них делает не только на развитие внутри страны, но и на региональное сотрудничество, согласование своих целей в рамках развития всего региона в целом. Правительства этих стран мотивируют бизнес создавать коллаборации между национальными экономиками.
Лидером по цифровизации в регионе можно назвать Сингапур. В прошлом году в самом начале пандемии страна избежала введения карантина, используя мобильное приложение для мониторинга распространения коронавируса. Оно отслеживало местоположение пользователей с помощью Bluetooth и, если среди их контактов были люди с подтвержденным диагнозом и высокой вероятностью наличия вируса, предупреждало об этом.
В Европе уровень цифровизации в различных отраслях экономики в целом достаточно высок, на руку тут играет небольшая географическая протяженность и распределенность, однако можно наблюдать большую диверсификацию по уровню зрелости от страны к стране, в зависимости от скорости изменения законов.
Сергей Шершаков: В качестве примера можно привести Нидерланды. Огромное количество сервисов там представлены в цифровом виде. Причем многие из них распространились по всему миру, например, сервис бронирования отелей booking.com, основанный в Амстердаме.
Но еще важнее то, что эта страна с четко выстроенными процессами во всех областях жизнедеятельности. Это, в первую очередь, классические бизнес-процессы, связанные с финансовым сектором, страхованием, оказанием государственных услуг населению, медицинской помощи, и многое другое. Все эти процессы компьютеризированы и контролируются процессно-ориентированными информационными системами. С их помощью удается значительно снизить издержки за счет оптимизации процессов, пресечения злоупотреблений, сокращения ошибок, особенно связанных с человеческим фактором.
О цифровизации компаний
– Какие отрасли легче поддаются цифровой трансформации?
Вячеслав Болтрукевич: Те, где изначально высокий уровень компетенций по анализу и управлению данными, например, IT-разработки, торговля.
Андрей Филатов: Я бы сказал, что сейчас цифровой трансформации поддаются уже все, потому что это не необходимость, а инструмент выживания компаний. Другой вопрос, что кто-то уже давно и активно начал этот процесс, а кому-то пришлось срочно наверстывать упущенное в пандемию, чтобы сохранить бизнес.
Активно цифровизируются ретейл, телеком, химия. Это, кстати, подтверждает и наше совместное исследование с Deloitte СНГ, в рамках которого мы изучили «цифровую зрелость» различных отраслей российской экономики по итогам 2020 года. Выяснилось, что наиболее цифровизированы в России компании из сферы B2C, то есть работающие с потребителями напрямую – во многом за счет быстрой адаптации к постоянно меняющимся требованиям клиентов на широком рынке. На их фоне В2В-компании переходят в цифровую среду медленнее, но большая часть из них уже адаптируется к новой реальности.
В целом, частный бизнес более восприимчив к инновациям и с удовольствием, например, использует «облачные» технологии. Флагманами цифровизации также считаются банки. Например, в Узбекистане мы успешно реализовали проект «кредитный конвейер» на базе SAP CRM с банком Ipak Yuli. InfinBank провел первый этап цифровой трансформации, создав корпоративное хранилище и систему управления взаимоотношениями с клиентами.
Активно по пути цифровизации идут и металлургические компании, во всяком случае в России, что было заметно во время пандемии – компании не только не останавливали цифровые проекты, но и запускали новые.
Сергей Шершаков: Чем меньше влияние человеческого фактора, тем проще проводить цифровую трансформацию. Люди инерционны в своем отношении к тому, чем они занимаются. Любая оптимизация, не говоря уже о трансформации, пугает, страшит потенциальными проблемами для существующих процессов и вовлеченных в них людей, в первую очередь, тем, что они останутся не у дел. Чем больше гибкость мышления, тем проще человеку принять новые правила игры и перестроиться к новым реалиям.
– Чем отличается цифровая компания от других?
Вячеслав Болтрукевич: Ключевое отличие в том, что в компании большинство вырабатываемых решений основываются на анализе данных.
Андрей Филатов: Я думаю, готовностью к экспериментам, скоростью процессов и принятия решений. Цифровые компании быстрее создают ценностные предложения для клиентов, быстрее реагируют на изменение их предпочтений. Представьте ситуацию, когда ваши покупатели еще только подумали о чем-то, а вы это уже сделали. Если вы цифровая компания, то должны быть достаточно гибкими и открытыми ко всему новому, смелыми в принятии решения. И еще важный момент – вы должны быть готовы к периодическим неудачам.
– Как перестроиться компании на новые технологии?
Андрей Филатов: Чтобы начать перестраиваться на новые технологии, важно осознанно принять это решение, причем желательно на уровне руководства. Революция снизу, конечно, тоже возможна, но наиболее эффективным этот процесс будет при поддержке топ-менеджмента. Внедряя технологии, важно иметь четкую стратегию и понимание, зачем вам это нужно. Технологии станут просто инструментом, который вам будет помогать.
Второй момент – это экосистемное мышление. Границы отраслей сегодня растворяются, мы все живем в эпоху маркетплейсов. К примеру, банки становятся IТ-компаниями, и уже сложно причислить Google или Amazon к какой-то одной отрасли, где они работают.
Перестраиваясь на новые технологии, не стоит думать только на уровне бизнеса своей компании. Кооперация, в том числе и с конкурентами, сегодня важна. Это, возможно, залог успешного бизнеса в будущем или гарантия того, что вы сможете не потерять свою нишу, объединившись с кем-то.
И еще один важный момент – все-таки цифровизация должна затрагивать всю компанию, это не автоматизация отдельных процессов. Конечно, можно улучшать отдельные направления, но, как правило, это влечет за собой понимание, что остальные процессы просто не успевают и тормозят бизнес.
О компетенциях кадров
– Какие компетенции надо развивать специалистам при переходе на цифровую экономику?
Василий Громов: Прежде всего, необходимо умение работать с «большими данными» и системами искусственного интеллекта. В идеале специалист должен обладать двумя компетенциями: в своей предметной области и в области «больших данных» и искусственного интеллекта. «Light-вариант» предполагает одну из этих компетенций в сочетании с умением разговаривать на языке специалистов второй.
Сергей Шершаков: В первую очередь, необходимо повышать цифровую грамотность на всех уровнях: от исполнителей до топ-менеджмента. Особенно важно, чтобы первые лица компании не просто гнались за модными течениями, но и понимали преимущества цифровизации не только в терминах KPI, но и – что более важно – в терминах социальной интеграции. Безусловно, ближайшие несколько декад востребованность грамотных и высококвалифицированных специалистов в области IТ будет только расти.
Андрей Филатов: Большинство компаний осознают, что успешность digital-трансформации напрямую зависит от «цифровой зрелости»
команды, ее знаний, опыта и навыков.
Я бы выделил три области, в которых нужно наращивать компетенции – бизнес, технологии и soft skills. А если конкретизировать, то стоит сосредоточиться на аналитике «больших данных», моделировании и прогнозной аналитике, а также визуализации. В бизнесе самые необходимые навыки касаются цифровой стратегии, управления бизнес-изменениями, а также инновационных бизнес-моделей. Наиболее перспективные технологии на сегодняшний день – «облака», кибербезопасность, проектирование и разработка мобильных приложений, роботизация процессов (RPA), IoT, веб-разработка. Именно здесь есть самая ощутимая нехватка квалифицированных кадров. Не хватает также знаний у специалистов в области цифрового маркетинга и взаимодействия с клиентами.
Смена технологий происходит очень быстро, трансформируя бизнес, государственные сервисы и нашу обычную жизнь. Появляются и другие факторы, коренным образом меняющие окружающую нас действительность, как это, например, случилось с коронавирусом. Поэтому важными для каждого станут развитие конкретных технических навыков и способность постоянно осваивать новые знания на основе фундаментальных наук. Также нужно обратить внимание на компетенции, которые помогают в повседневной работе: критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект, умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, переучиваться, управлять собой в стрессовых ситуациях.
О готовности к трансформациям
– Насколько готов бизнес наших стран к цифровой трансформации?
Сергей Шершаков: Прорывной инновационный бизнес любого масштаба – да, он на этом и держится. Очень крупный традиционный бизнес – скорее, тоже да, хотя и более вынужденно, и бездейственной альтернативой для него была бы быстрая потеря конкурентных преимуществ, по сравнению с более сметливыми конкурентами.
Посмотрите на рынок банковских услуг: можно ли представить современный банк без его интернет- или мобильного двойника, что важно для клиентов, цифровизации и строгого управления всеми процессами, что важно для управленцев? Впрочем, последний пример более показателен для России, чем даже для некоторых стран Европы или США.
То же самое касается и телекоммуникационных услуг, разумеется, одного из самых цифровизированных направлений. В России этот рынок активно развивается с начала 2000-х годов практически «с нуля», что обуславливает высокую конкуренцию между поставщиками услуг и, как следствие, более высокий уровень сервиса и низкую цену.
Андрей Филатов: Уже не осталось ни стран, ни отраслей, где цифровизация бы воспринималась отрицательно и не шли бы соответствующие процессы. Но ситуация на рынке, «цифровая зрелость» и глубина цифровизации очень разные. IТ-рынок в странах СНГ несколько отстает по темпам развития от российского, и многие проекты, которые уже запущены в России, через некоторое время мы повторяем в других странах Содружества.
Главный позитивный тренд – власти стран изменяют свое отношение к цифровизации и IТ, а так как здесь нет большого количества устаревших решений, они могут себе позволить внедрять самые передовые технологии «с нуля». Плюс в России более жесткие ограничения из-за санкций и импортозамещения. В других странах Содружества это не так сильно выражено, что во многом помогает расширять бизнес на территории СНГ. Мы видим большие перспективы для бизнеса и продолжаем инвестировать. Например, в Казахстане наши решения используют крупные нефтяные и металлургические компании, к ним постепенно присоединяются банки, ретейл и другие. Очень активно развивается и Узбекистан – страна сейчас переживает большие изменения, государство заинтересовано в цифровых инструментах и технологиях.
– Что может тормозить развитие цифровой экономики?
Михаил Аким: Практика показывает, что наибольшие проблемы возникают при формирования бизнес-кейсов, обосновании целесообразности инвестиций.
Сергей Шершаков: В первую, вторую и третью очередь – коррупция во всех ее проявлениях. Цифровизация процессов, на первый взгляд, может казаться чем-то непонятным и сложноуправляемым. Но в действительности грамотная цифровизация значительно повышает уровень прозрачности процессов, что затрудняет проведение «мутных» схем, и, как следствие, повышается сопротивление противников этого процесса. По очевидным причинам эта проблема стоит наиболее остро в госсекторе с его контролем за бюджетами.
Андрей Филатов: Прежде всего, это государственное регулирование. С одной стороны, практически во всех странах сейчас существуют программы, нацеленные на развитие и поддержку цифровой экономики, с другой – в части этих стран активно ведется политика импортозамещения, и, конечно, это становится серьезным препятствием для трансформации, сдерживает трансфер знаний и технологий, без которых невозможно поддерживать конкурентоспособность. К сожалению, до сих пор многие крупные компании в России и странах СНГ остаются достаточно консервативными в вопросах применения новейших технологий. Они часто ждут, пока технология станет распространенной, будет стабильно работать и подешевеет, теряя время и преимущества перед конкурентами.
Серьезным вызовом может стать также и низкая «цифровая зрелость» не только на уровне государства, но и на уровне бизнеса. Именно поэтому мы фокусируемся на развитии и поддержке экосистемы, создаем совместные лаборатории с клиентами, центры экспертизы в крупнейших вузах страны, инвестируем средства в стартапы и программы подготовки кадров. Так, в Узбекистане в двух вузах уже несколько лет работают наши инновационные лаборатории Next-Gen Lab – в Университете Инха (IUT) и Международном Вестминстерском университете (WUIT). В прошлом году около 20 их студентов приняли участие в нашей SAP S/4HANA Academy. Для них это была хорошая возможность получить практические навыки в сфере технологий и начать карьеру в IТ-консалтинге. Такие шаги помогают подготовить высококвалифицированных специалистов, умеющих работать с инновационными технологиями, применять накопленные глобальные знания и опыт внедрений для разработки решений, востребованных отраслями и рынками внутри страны.
О вызовах цифровизации
– Такое ли это благо – цифровизация экономики? Есть ли «минусы» и что с ними делать?
Михаил Аким: Наиболее известной проблемой цифровизации являются вопросы, связанные с кибербезопасностью, как на уровне личных данных, так и на уровне предприятий, компаний и стран. Возможности государств по повсеместному мониторингу граждан в некоторых странах демонстрируют проблемы неприкосновенности личной жизни, подрывая демократические устои современного общества. По передвижению телефона, автомобиля, видеозаписи городских камер возможно круглосуточное наблюдение без согласования с объектом наблюдения, что нарушает гражданские права.
Василий Громов: Безусловно, есть существенные «минусы», главный из которых – утрата работы существенной частью населения. Ключевым способом решения здесь, как нам представляется, является переучивание населения с помощью MOOC-курсов (массовые открытые онлайн-курсы).
Сергей Шершаков: Цифровизация экономики – такой же неизбежный процесс, как и промышленная революция XX века и связанные с нею экономические изменения тектонических масштабов. Да, она привнесла в жизнь много новых благ, сделала доступными вещи, о которых раньше писали в фантастических произведениях. Вместе с этим изменился и темп жизни, и это изменение сломало тех, кто не сумел адаптироваться к этим процессам. Сейчас происходят схожие по своим масштабам процессы, только они протекают намного быстрее и времени на «раскачку» в общем-то немного.
Одним из главных «минусов» происходящих процессов является сложность для людей адаптации к ним. Существенно сократилось время жизни современных технологий. Если мы говорим про IТ , то это 3-5 лет. Традиционные технологии, которые не подвергаются цифровой трансформации, могут просто начать отмирать. Конечно, это касается отнюдь не всех областей. Так, мне кажется, компьютеры и роботы никогда не заменят живого человека в тех областях, где от человека ожидается именно быть человеком, а не функцией. Например, я бы не хотел жить в обществе, где воспитателей, учителей и педагогов полностью заменят компьютеры, роботы и MOOC-курсы.
Возможность для большого числа людей быть исключенными из привычных для них процессов, особенно при общем невысоком уровне образования и его ориентированности на рабочие специальности, а также неспособности адаптироваться к новой реальности, потенциально может привести к росту безработицы и, как следствие, социальным кризисам.
В качестве примера можно привести Индию, где подобные процессы, кажется, специально тормозятся на государственном уровне, чтобы избежать таких последствий. В условиях плотности населения этой страны такое могло бы привести к катастрофическим последствиям.
Наконец, отдельно стоит отметить сложности, связанные с безопасностью и правами человека. Цифровизация — это высокотехнологический процесс, связанный с большой комплексностью систем и их взаимосвязанностью. Один из самых очевидных примеров, когда ошибки в безопасности – как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации – приводят к массовым утечкам персональных данных, что ведет, в свою очередь, как к финансовым потерям, так и зачастую может ставить под угрозу благополучие и личную безопасность людей.
Андрей Филатов: Новые технологии, расширение цифровых сервисов, персонализация цифровых услуг неизбежно умножают риски. Полная защищенность и приватность в эпоху цифровой экономики – фантастика. Невозможно закрыться от связей и коммуникаций, в которые каждый из нас вовлечен, а все они ведут к накоплению персонализированной информации. Новые угрозы цифровой безопасности повышают уязвимость как правительств, так и бизнеса, и отдельных граждан.
Цифровизация становится чрезвычайно мощным инструментом и меняет процессы, происходящие в обществе, государстве, бизнесе. Так, предсказывать и корректировать поведение граждан гораздо проще и эффективнее, располагая их личными данными, историей. Но это также работает и в обратную сторону – сами граждане могут отслеживать поведение государства, чиновников, создавая для них возможность фундаментально переосмыслить свою роль.
Естественно, необходимы сдерживающие механизмы, потребуются изменения на законодательном уровне, способствующие защите персональной информации и регулирующие ее применение. Такой функционал есть, в частности, у GDPR (General Data Protection Regulation). В нем четко определено, что человеку должна быть, во-первых, доступна информация о том, что происходит с его персональными данными, и, во-вторых, дана возможность управлять их использованием.
Цифровизация также оказывает серьезное влияние и на рынок труда: часть профессий со временем исчезнет из-за развития технологий и инноваций, вместо них появятся новые, однако многим потребуется серьезная переквалификация. Так, эксперты говорят о потере 85 миллионов рабочих мест, на смену которым придут 97 миллионов новых. По данным исследований, в течение следующих пяти лет 40% работников будут вынуждены пройти переквалификацию длительностью 6 месяцев или меньше, это поможет компаниям перераспределить почти 50% работников.
Некоторые выводы
– Действительно ли цифровая экономика – это наилучший путь развития?
Вячеслав Болтрукевич: Это, скорее, необходимый путь развития. Реальность не оставляет выбора, использовать цифровые решения или нет. Вопрос лишь в том, как долго еще можно жить в аналоговых процессах.
Василий Громов: Цифровая экономика не столько лучше традиционной, сколько она неизбежна. Те страны и компании, которые первыми начнут переход к цифровой экономике, получат существенные преимущества, большую «долю пирога» в новом мире.
Сергей Шершаков: Однозначными «плюсами» цифровизации являются удешевление многих процессов и увеличение доступности связанных с ними сервисов для всех слоев населения. Что считать хорошим или лучшим путем развития – вопрос философский и почва для различных спекуляций. В любом случае, игнорировать возможности и необходимость цифровизации неправильно, так как такой подход оставляет любую экономику в стремительно отдаляющемся прошлом со всеми вытекающими из этого последствиями.
Андрей Филатов: Цифровая экономика – это следующая ступень развития. Традиционная экономика – это экономика закрытого контура отдельных индустрий без общей связи между отраслями. Здесь все происходит намного медленнее, так как технологии более примитивные, в основе лежит ручной труд, а ключевые экономические вопросы решаются в соответствии с историческими традициями. В рамках цифровой экономики инновационные инструменты помогают сделать большинство процессов сквозными и моментальными за счет быстрой обработки данных, их анализа и грамотного использования в будущем. Я думаю, что через какое-то время – у каждой страны оно свое – цифровую экономику уже будут называть просто «экономикой», а про «традиционную» можно будет прочитать только в учебниках.
В стране/Инновационное развитие
Татьяна Петренко
Журнал «Экономическое обозрение» №5 (257) 2021
Оставить комментарий