Роль органов по защите прав потребителей

Роль органов по защите прав потребителей

Осуществление эффективной государственной политики в сфере защиты прав потребителей напрямую зависит от активного развития и взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общественных потребительских организаций, которые входят в национальную систему защиты прав потребителей. Построение национальной системы защиты прав потребителей относится исключительно к внутреннему ведению государства. При этом принимаются во внимание многие факторы, в том числе развитие прав, социально-экономические условия, традиции и правовая культура.[1]

Основными целями и задачами органов по защите прав потребителей являются формирование в стране безопасной потребительской среды и защита нарушенных прав потребителей, содействие совершенствованию законодательного пространства, обеспечивающего защиту прав потребителей; повышение уровня правосознания потребителей, содействие созданию рынка качественных товаров и услуг, пропаганда культуры потребления, распространение объективной информации о качестве производимых и предлагаемых потребителям товаров и услуг.

В мире существует различные системы по обеспечению защиты прав потребителей, отличаются они тем что, некоторые органы функционируют в рамках правительства другие являются автономным образованием.

Функционирование органов по защите интересов потребителей в качестве общественной структуры позволяет привлечь широкое внимание и участие общественности, что способствует установлению контактов с потребителями и позволяет создать условия, при которых их опыт непосредственно влияет на проводимую политику. Но с другой стороны, официальный статус государственного органа, с его широкими полномочиями может придать ему высокий авторитет, который позволит проводить единую политику. Также надо отметить, во всех развитых и развивающихся странах преобладает роль государственных органов, с целью ведения единой политики в сфере защиты потребителей, вне зависимости от их участия в общественных организациях.

В разных странах осуществляет деятельность различные государственные органы, в том числе в форме департамента при Министерстве торговли, департамента в структуре аппарата премьер-министра, отдельного органа или, в некоторых случаях, Министерства по делам потребителей. Достаточно часто защита интересов потребителей относится к ведению министров, которые курируют несколько сфер, например, министра по делам женщин (Австрия), министра по вопросам науки и туризма (Австралия) и министра по делам ребенка и семьи (Норвегия). Европейские комиссары по защите интересов потребителей также совмещают эту деятельность с множеством дополнительных сфер.

Разница между органом и министерством важна с точки зрения оперативной самостоятельности и осведомленности общественности. Даже когда органы по защите интересов потребителей функционируют в качестве подразделений в рамках министерств, их деятельность может привлекать значительное внимание, причем постепенно они начинают восприниматься как самостоятельный орган.

Одной из возможных моделей государственного органа по защите прав потребителей является модель, при которой деятельность по защите интересов потребителей охватывает все направления политики правительства, а правительственные органы по защите интересов потребителей имеют определенные полномочия во всех секторальных министерствах, которые занимаются вопросами энергетики, телекоммуникаций и сельского хозяйства.

В конституции многих стран закреплена обязанность государства защищать права потребителя. Т.е. государство должно прилагать максимальные усилия для обеспечения граждан – качественными и безопасными товарами, работами и услугами.

Исходя из вышесказанного и международного опыта, можно сказать общественные организации заняли лидирующие позиции именно в развитых странах, где правовая культура потребителей, как и граждан в целом, достаточно высокая, чтобы потребители могли самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. Для создания полноценной системы общественных организаций по защите прав потребителей любому государству требуется иметь правовую базу, охватывающую все сферы потребительского рынка, внедрить законы прямого действия, а также создать условия по повышению правовой грамотности населения страны.

В странах с низкой правовой культурой потребителей отсутствует достаточная судебная практика в сфере защиты прав потребителей, что приводит к увеличению количества обращений граждан в государственные органы в целях защиты своих интересов. Поэтому необходимость участия государства на первоначальном этапе развития системы общественных организаций в сфере защиты прав потребителей является приоритетной. На следующем этапе развития правовой грамотности – ожидается рост количества общественных организаций.

Ниже рассмотрим международный опыт, где преобладает участие государства в сфере защиты прав потребителей:

США. Наиболее известным, крупнейшим и самым активным потребительским агентством в США является Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission). При ФТК действует Бюро по защите прав потребителей (Bureau of Consumer Protection). Главная цель Бюро - предотвращать несправедливые, обманные и мошеннические методы ведения бизнеса. Также, Бюро ведет сбор жалоб потребителей по вопросам, связанных с защитой данных, ложной рекламой и кражей идентификационной информации. В 2009 году в ФТК было создано Бюро финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau), одной из главных задач Бюро является искоренение несправедливых, вводящих в заблуждение или оскорбительных действий и практик, путем написания правил, надзора за компаниями и обеспечения соблюдения закона.[2]

Германия. В Германии с 2013 года Федеральное министерство юстиции и защиты прав потребителей Федеративной Республики Германия (Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz, BMJV) ответственно за потребительские отношения. Политика в области защиты прав потребителей направлена на создание надежных, самоопределяемых механизмов для потребителей. Федеральное министерство отвечает за продвижение общенациональных потребительских организаций и проводит собственные исследования через Consumer Research Network (сеть потребительских исследований Министерства). Важно добавить, что по потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства и здравоохранения Германии функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу.[3]

Великобритания. Управление конкуренцией и рынками (The Competition and Markets Authority, CMA), образованное в 2013 году, является основным органом Великобритании по вопросам конкуренции и потребительского права. Управление работает над продвижением конкуренции во благо потребителей как внутри, так и за пределами Великобритании. Основная цель - сделать так, чтобы рынки работали в пользу потребителей, предприятий и экономики. Управление конкуренцией и рынками ведет сотрудничество с организациями в целях обеспечения соблюдения и понимания закона и предоставления потребителям возможности делать осознанный выбор. CMA является центром экономеческой жизни Великобритании в плане защиты уязвимых потребителей, повышении доверия на рынках и в поддержке экономического роста и производительности.[4]

Саудовская Аравия. Защита прав потребителей в этой стране осуществляется через Агентство по защите прав потребителей при Министерстве торговли Саудовской Аравии (Consumer Protection Agency at Ministry of Commerce - Saudi Arabia). Департамент отвечает за защиту потребителей от мошенничества, обмана, имитации, вводящей в заблуждение рекламы, недобросовестной практики, а также контроль над товарами и услугами для обеспечения безопасности, повышения осведомленности потребителей и укрепления национальной экономики за счет повышения качества товаров. Заместитель Министра по департаменту защиты прав потребителей является главой Агентства и занимается реализацией нормативных актов, касающихся потребителей, также сотрудничества с соответствующими органами власти для рассмотрения таких жалоб и выработки необходимых решений.[5]

Сингапур. Комиссия Сингапура по конкуренции и потребителям (Competition and Consumer Commission of Singapore) является государственным управляющим агентством, задачей которого является стимулирование справедливой работы рынков и обеспечить равные возможности и выбор для потребителей и бизнеса. CCCS не принимает заявления потребителей напрямую, этим вопросом занимаются другие негосударственные организации. Однако, СССS имеет полномочия наказать предпринимателей в случае выявления факта их недобросовестного отношения к потребителям. СССS так же ведет государственную политику в сфере защиты прав потребителей, а также выпускает много информационных материалов для повышения осведомлённости потребителей.[6]

Российская Федерация. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является ответственным органом не только за соблюдение прав потребителей, но за эпидемиологическим и санитарным надзором. Роспотребнадзор комплексно подходит к обеспечению безопасности и благополучия всех групп потребителей. Более того, Роспотребнадзор координирует государственную политику в сфере защиты прав потребителей и задает приоритетные направления в данной сфере. Нужно отметить, что согласованная политика Роспотребнадзор позволяет государственным органам и другим организациям в сфере защиты прав потребителей лучше сфокусироваться на существующих проблемах и действовать эффективнее в их разрешении.[7]

Казахстан. Защита прав потребителей активно развивается и в Казахстане. За последний год, в стране произошли ряд изменений касательно структурных преобразований. Так, в 2019 году функции и полномочия защиты прав потребителей были переданы Министерству торговли и интеграции Республики Казахстан, где был создан Комитет по защите прав потребителей. Основной задачей Комитета является межотраслевая координация государственных органов в целях обеспечения целостной и эффективной государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Комитет разрабатывает предложения в нормативно-правовые акты, нацеленные на повышение правовой защиты потребителей.[8]

[1] eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/depsanmer/consumer_rights/Documents/Обзор_итог.pdf

[2] www.ftc.gov

[3] www.bmjv.de

[4] www.gov.uk/government/organisations/competition-and-markets-authority

[5] mci.gov.sa

[6] www.cccs.gov.sg

[7] www.rospotrebnadzor.ru

[8] www.gov.kz/memleket/entities/mti/about

Нилюфар Бабажанова, ведущий специалист Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан

Поделиться постом

Похожие новости