Стабильные регионы и ответственные государства в «Азиатском веке»

Стабильные регионы и ответственные государства в «Азиатском веке»

За последние годы в связи с бурным экономическим ростом многих стран Азии, а также вследствие происходящих тектонических изменений в мировой политике экономисты и политологи все больше говорят о наступлении «азиатского века», в котором Азия превратится в новый центр мира.

Действительно, сегодня континент имеет растущую долю в глобальной торговле, капитале, людях, знаниях, транспорте, культуре и ресурсах. Не только крупнейшие города Азии, но и развивающиеся из них находятся в поле зрения международных инвесторов.

Согласно данным ООН, в Азии уже проживает более половины населения планеты (61%, а это в 10 раз больше, чем в Европе, и в 12 раз больше, чем в Северной Америке.)1, а из 30 крупнейших городов мира 21 находится в Азии.

Более того, прогнозируется, что экономические показатели Азии могут превысить совокупный ВВП Европы и Америки к 2030 году. В этом контексте вызывает интерес информация, отраженная в докладе “Asia’sfutureisnow”, который был опубликован американским институтом McKinsey Global в 2019 году. Как отмечается в документе, к 2040 году азиатские страны будут составлять 40% мирового потребительского рынка, производя более 50% мирового ВВП.

Доля в мировом ВВП по паритету покупательной способности, %

Источник: Курсив

По мнению одного из «75 самых влиятельных людей XXI века» по версии журнала Esquire, автора мировых бестселлеров Парага Кханны, «пока западные страны продолжают пребывать в уверенности относительно своего превосходства, Азия обгоняет их по всем фронтам».

По его словам, сегодня страны Азии вносят основной вклад в мировой экономический рост. Азиатским странам принадлежит большая часть мировых валютных резервов, крупнейших банков, промышленных и технологических компаний. Азия производит, экспортирует, импортирует и потребляет больше товаров, чем любое другое пространство.

В допандемийный период 74% туристических поездок, наблюдаемых в азиатских странах, совершались самими азиатами2. Более 60 % азиатской торговли осуществлялась внутри континента и большая часть прямых иностранных инвестиций также является внутрирегиональной3, что, несомненно, играет важную роль в экономической интеграции этих стран.

При этом в 2018-2019 годах самые высокие темпы роста в мире были зарегистрированы в азиатских странах, таких как Индия, Китай, Индонезия, Малайзия и Узбекистан.

В этом контексте, как отмечает П.Кханна, если в 19 веке мир был европеизирован, то в 20 веке он был американизирован. Теперь, в 21 веке мир необратимо азиатизируется4. При этом многие эксперты считают, что возвышение Азии будет отличаться от возвышения Европы тем, что приоритетом для её стран является не политика силы, а экономическое развитие.

Тем не менее следует отметить, что коронавирусный кризис 2020 года скорректировал глобальные тенденции развития и стал уникальным стресс-тестом для мировой экономики. Многие аналитики назвали пандемию поворотным моментом в мировой истории. Коронакризис так же, как и другие мировые кризисы, несет за собой непредвиденные серьезные последствия.

При этом ведущие ученые в области международных отношений - Фрэнсис Фукуяма и Стивен Вольт считают, что пример того, что азиатские страны справились с кризисом лучше других, показывает дальнейшее смещение власти на Восток.

В данном контексте, Параг Кханна отмечает, что если и существует политическая система, победившая в пандемийный период, то это азиатская демократическая технократия. По его словам, «эти общества являются передовой частью того, что я называю «новыми азиатскими ценностями» технократического управления, смешанного капитализма и социального консерватизма, которые с гораздо большей вероятностью станут глобальным набором норм»6.

С учётом вышесказанного можно сделать вывод, что наступление «азиатской эпохи» – это необратимый результат, это факт, проявление которого неизбежно. Однако необходимо подчеркнуть, что азиатский континент, состоящий из 48 стран и 5 субрегионов (включая Западную Азию, Центральную Азию, Восточную Азию, Южную Азию и Юго-Восточную Азию), очень разнообразен с точки зрения экономических, политических систем и демографии.

ВВП на душу населения также варьируется в странах Азии; например, 1071 доллар в Непале, больше 65000 долларов в Сингапуре. Вместе с тем, на континенте достаточно своих уникальных проблем политического характера. В этом смысле переход в азиатскую эпоху - непростой процесс.

Тем не менее, по нашему мнению, настоящее появление «азиатского века» зависит главным образом от следующих 4 фундаментальных принципов:

Во-первых, для развития Азии в континенте должны преобладать мультилатерализм и равенство. Многие эксперты связывают развитие Азии в основном с быстрым ростом экономики Китая за последние 20 лет и тем фактом, что сегодня это вторая по величине экономика в мире. Но Азия – это не только Китай. Азиатский век не должен означать гегемонию одного государства на континенте. В противном случае это усилит геополитическую напряженность и конкуренцию в Азии.

Неминуемое вступление мира в азиатскую эпоху происходит не только из-за его крупнейшей экономики, но и благодаря росту в странах меньшего и среднего размера.

Объективный рост стран в азиатском континенте может быть достигнут только лишь на основе равенства. Индия и Япония также являются ведущими экономиками мира и локомотивами Азии. За последние 30-40 лет многие другие азиатские страны, такие как Южная Корея, Сингапур и Малайзия, догнали развитые западные страны по уровню жизни.

Во-вторых, есть много нерешенных вопросов во внутренней и внешней политике азиатских стран, в том числе и те, что касаются внутрирегионального диалога, которые требуют мирных и рациональных путей решения. Главные проблемы континента – это продолжающийся конфликт в Афганистане, проблема Кашмира, неурегулированный территориальный спор в Южно-Китайском море, денуклеаризация Корейского полуострова, внутриполитический кризис в Мьянме и многие другие. Эти проблемы представляют собой пороховую бочку в Азии и могут взорваться в любой момент.

Поэтому азиатские страны должны решать эти вопросы мирно, ответственно, в соответствии с нормами международного права, и самое важное, с расчетом на общее будущее. В противном случае азиатский век, который прогнозируют эксперты, станет миражом.

В-третьих, развитие – это не спонтанный процесс. Необходимы такие важные условия, как инфраструктура, стабильное энергоснабжение, зеленая экономика. По данным АБР, развивающиеся страны Азии должны инвестировать колоссальные 26 триллионов долларов или 1,7 триллиона долларов в год в период с 2016 по 2030 год для удовлетворения своего инфраструктурного спроса.

В настоящее время азиатские страны инвестируют в инфраструктуру около 881 миллиарда долларов. Базовые потребности континента, без учета затрат, связанных со смягчением последствий изменения климата и адаптацией к ним, составляют 22,6 триллиона долларов, или 1,5 триллиона долларов в год7.

Неспособность Азии сделать необходимые инвестиции в инфраструктуру значительно ограничит способность поддерживать темпы экономического роста, искоренять нищету и бороться с изменением климата.

В-четвертых, одним из важнейших принципов является стабильность регионов Азии и стран, которые берут на себя ответственность за продвижение идеи совместного развития в этих субрегионах.

Сегодня в каждом регионе Азии есть свои экономические и политические проблемы. В континенте также имеются некоторые «несостоявшиеся государства» со слабой системой госуправления и экономическими проблемами. Однако, также есть страны, которые решают эти региональные проблемы посредством своей активной, открытой и конструктивной внешней политики и служат примером для создания позитивной политической среды в своих регионах. В то же время их масштабные внутренние экономические реформы способствуют устойчивому развитию всего пространства, становясь движущей силой его экономического роста.

Таким хорошим примером этого феномена является Узбекистан, признанный экспертами новой «восходящей звездой» или «новым тигром» Азии. По мнению экспертов, Шавкат Мирзиёев, избранный президентом в 2016 году, разбудил «спящего гиганта» в Центральной Азии своими всеобъемлющими реформистскими преобразованиями.

Следует отметит, что проактивная, конструктивная, прагматичная и открытая внешняя политика, проводимая Узбекистаном в последние годы, создала новую атмосферу и дала толчок обновленному политическому динамизму в центральноазиатском регионе, что теперь признают не только ведущие политики мира, но и международные специалисты.

Согласно журналу международных отношений Джорджтаунского университета, внешнеполитические тренды в Узбекистане, формируемые Президентом Мирзиёевым и направленные на «возрождение Центральной Азии» и «превращение Узбекистана в ответственное государство в мировом сообществе», совпали с тектоническими изменениями в мировой геополитике, связанными со смещением силы с Запада на Восток8.

В то же время сегодня все страны Центральной Азии работают вместе для развития региона, с чувством ответственности перед регионом, особенно перед своими гражданами. Экономическая жизнь в регионе в последние годы действительно ожила. Страны Центральной Азии создают совместные производственные кооперативы и развивают общую визовую систему для привлечения большего числа туристов.

За 30-летню историю независимости страны региона испытали различные трудности, от экономического кризиса до гражданской войны. Также были случаи резкого похолодания отношений друг с другом на какое-то время. Но сегодня между ними существует единый консенсус, который заключается в совместном продвижении вперед и решении проблем путем компромисса и на основе долгосрочного видения.

Народы региона ощущают позитивные изменения, происходящие в Центральной Азии. Простой пример: 5 лет назад на улицах Ташкента почти не было машин с таджикскими и киргизскими номерами. В настоящее время каждый десятый автомобиль имеет номерной знак соседней страны. Также проходит множество культурных мероприятий. В Ташкенте большой интерес вызывают Дни культуры казахского, таджикского, туркменского и киргизского народов, и это стало регулярным мероприятием. В настоящее время государства Центральной Азии работают над подготовкой и подписанием договорa о добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, что еще больше повысит общую ответственность за развитие в регионе.

Улучшение политической атмосферы в Центральной Азии и тот факт, что регион становится предсказуемым субъектом международных отношений, делают его экономически и инвестиционно привлекательным. Например, совокупный ВВП стран региона вырос с 253 млрд долларов в 2016 году до 302,8 млрд - в 2019-м. Одновременно впечатляющие показатели продемонстрировала внутрирегиональная торговля. Общий объем внешней торговли региона в 2016-2019 годах вырос на 56 процентов, достигнув 168,2 млрд долларов. За 2016-2019 годы приток ПИИ в регион вырос на 40 процентов, составив 37,6 млрд долларов. В результате доля инвестиций в ЦА от общего объема в мире увеличилась с 1,6 процента до 2,5 процента.

При этом, по прогнозам аналитиков международной компании Boston Consalting Group (BCG), в течение последующих десяти лет регион может привлечь до 170 млрд долларов иностранных инвестиций, в том числе 40-70 млрд долларов - в несырьевые отрасли9.

Этот экономический подъем в регионе не только повлияет на локальное устойчивое развитие, но и создаст больше рабочих мест для самого молодого региона в мире со средним возрастом 28,6 года, а также расширит доступ к образованию и медицине.

Действительно, сегодня Центральная Азия переживает трансформацию, когда страны региона становятся все ближе и ближе друг к другу. Этот процесс происходит одновременно с процессом трансформации мира.

Другими словами, в каждом субрегионе Азии должны быть государства, чувствующие ответственность подобно странам Центральной Азии, которые своей деятельностью способствуют общему внутри региональному экономическому росту, укреплению мира и стабильности.

Чувство ответственности стран Центральной Азии перед регионом можно наблюдать в их инициативах по установлению мира в Афганистане и его экономическому и социальному восстановлению.

Например, за последние годы Шавкат Мирзиёев радикально изменил взгляд Узбекистана по отношению к Афганистану. Ташкент начал смотреть на Афганистан не как на источник региональных проблем, угроз и вызовов, а как на уникальную стратегическую возможность, способную дать принципиально новый импульс развитию широких трансрегиональных связей на всем евразийском пространстве.

Узбекистан не только стал важным участником мирного процесса в Афганистане, но и занял позицию одного из его спонсоров. При этом решающую роль в «перезагрузке» мирных усилий в афганском направлении сыграла Ташкентская конференция по Афганистану, состоявшаяся в марте 2018 года. Этот форум, инициированный лично Президентом Узбекистана, вновь обратил внимание мировой общественности к Афганистану.

Именно после этой конференции были запущены прямые переговоры американской стороны с Талибами, итогом которых стало подписание в Дохе Соглашения между США и Движением «Талибан». А в дальнейшем позволило выйти на внутриафганский диалог.

Кроме того, страны Центральной Азии также вносят значительный вклад в социально-экономическое восстановление Афганистана, вовлекая Кабул в экономические процессы в Центральной Азии. Сегодня тысячи молодых афганцев проходят обучение в странах региона, где преподают науки в областях, важных для Афганистана, и готовят кадров определенной специальности.

Государства Центральной Азии также поставляют электроэнергию в Афганистан, что важно для развития афганской экономики.

Например, с 2002 года Ташкент осуществляет регулярные поставки электроэнергии в Афганистан и покрывает 56% афганского импорта электроэнергии. Объем поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан с 2002 года по 2019 год увеличился с 62 млн. кВт/ч почти до 2,6 млрд. кВт/ч, то есть в более чем в 40 раз. Сегодня в Узбекистане началось строительство нового проекта ЛЭП Сурхан – Пули-Хумри.

ЛЭП позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% – до 6 миллиардов кВт.ч в год. Бесперебойный поток электроэнергии обеспечит жизнедеятельность социальной инфраструктуры ИРА – это школы, детские сады, больницы, а также деятельность международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь афганскому народу.

В то же время Узбекистан начал усилия по восстановлению коннективности между Центральной и Южной Азией и оживлению многовековых экономических отношений между двумя регионами в соответствии с сегодняшними потребностями.

В этом процессе важным аспектом является установление мира в Афганистане. Признанный международными аналитиками проектом века, продвигаемый Узбекистаном железнодорожный проект «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» имеет стратегическое значение для экономик двух регионов. Согласно мнению обозревателей «Project Syndicate», по «Транс-афганской» железной дороге можно будет перевозить до 20 миллионов тонн грузов в год10. Полная реализация транспортно-инфраструктурного потенциала мирного Афганистана позволит сократить время транспортировки товаров из Узбекистана в Пакистан с 35 до 3-5 дней.

Одним из главных бенефициаров выстраивания транспортной взаимосвязанности станет Афганистан, который сможет превратиться в связующее звено между двумя регионами. Для Кабула реализация этого коридора будет иметь мультипликативный социально-экономический эффект, выражающийся в интеграции страны в систему трансрегиональной взаимосвязанности.

Мощный импульс обсуждению всех этих вопросов и их практическому воплощению придаст выдвинутая Президентом Узбекистана Ш. Мирзиёевым инициатива по проведению в июле 2021 года Международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Конференция послужит важной платформой для разработки фундаментальных предложений по установлению мира в Афганистане и нового уровня исторического сотрудничества между двумя регионами. Успешно запущенный Индией и Ираном транспортный коридор «Север-Юг», через который перевозятся транспортные грузы с 2000 года, в том числе по территории Афганистана и стран Центральной Азии, свидетельствует о возможности возрождения трансрегиональной взаимосвязанности.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в период неопределенностей, наблюдаемых в сегодняшней системе международных отношений и разных прогнозных предположений, возрастает необходимость того, чтобы государства были ответственными за обеспечение мира и устойчивого развития в своих регионах. Переход к азиатскому веку также зависит от этого фактора. На сегодняшний день в результате совместных усилий стран региона возросла субъектность Центральной Азии на международной арене. Их инициативы по глобальным и региональным вопросам внимательно выслушиваются со стороны международного сообщества. Делается шаг в сторону азиатского века.

Рустам Хурамов

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

1. https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/index.html

2.The Asianized world has arrived, McKinsey Global Institute, 2019

https://www.mckinsey.com/mgi/overview/in-the-news/the-asianized-world-has-arrived#

3. Here's What Must Change to Keep Asia's Rise Peaceful, Parag Khanna, National Interest

https://nationalinterest.org/feature/heres-what-must-change-keep-asias-rise-peaceful-166823

4.https://www.paragkhanna.com/ourasianfuture/

5. The Pandemic and Political Order Francis Fukuyama, Foreign Affairs July/August 2020 https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2020-06-09/pandemic-and-political-order

6. The New ‘End of History’ National Interest, Parag Khanna https://nationalinterest.org/feature/new-%E2%80%98end-history%E2%80%99-179347

7. Meeting Asia’s Infrastructure Needs, Special report by Asian Development Bank https://www.adb.org/sites/default/files/publication/227496/special-report-infrastructure.pdf

8. Mirziyoyev’s Foreign Policy: Globalizing Uzbekistan in the Asian Century https://www.georgetownjournalofinternationalaffairs.org/online-edition/2019/4/1/mirziyoyevs-foreign-policy-globalizing-uzbekistan-in-the-asian-century

9. Узбекистан - инициатор процессов трансформации Центральной Азии, Интервью первого заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистана

http://isrs.uz/ru/smti-ekspertlari-sharhlari/uzbekistan-iniciator-processov-transformacii-centralnoj-azii

10. Central Asia’s Afghan Route to Prosperity, Djoomart Otorbaev,

https://www.project-syndicate.org/commentary/central-asia-afghanistan-transport-energy-opportunity-by-djoomart-otorbaev-2021-04?barrier=accesspaylog


Поделиться постом

Похожие новости