Пути решения обеспечения продовольственной безопасности

Пути решения обеспечения продовольственной безопасности

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, участвуя на пятой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, в рамках обсуждения вопросов дальнейшего расширения многопланового сотрудничества в регионе выдвинул ряд предложений. Одно из них посвящено обеспечению продовольственной безопасности населения Центральной Азии, где на сегодня проживают почти 80 млн человек. И вопрос обеспечения жителей региона качественными и доступными продуктами питания особо актуален.

В своем выступлении глава нашего государства отметил, что Центральная Азия имеет уязвимые точки в данном направлении: «Это недостаточное научно-технологическое развитие аграрного сектора, острый дефицит водных ресурсов, длинные и неэффективные цепочки создания дополнительной стоимости, неустойчивость к климатическому кризису и логистическим сбоям, вопросы здорового питания».

Действительно, имеющиеся недостатки, отсталое научно-технологическое обеспечение в сфере сельского хозяйства имело негативное влияние на развитие государств региона. После обретения независимости страны Центральной Азии стали уделять серьезное внимание этому вопросу. Однако накопившиеся за долгие годы проблемы не поддаются быстрому решению. В некоторых странах региона показатели урожайности и качества отдельных видов культур до сих пор низкие. Уровень продуктивности животноводческой отрасли тоже намного ниже показателей передовых стран.

Уже чувствуется дефицит водных ресурсов, актуальность которого наращивается из года в год. Из-за нехватки воды заметно снижается урожайность, определенная часть земельных площадей остается незадействованной, что является причиной некоторых сложностей, возникающих в процессе обеспечения населения продовольственными продуктами местного производства, увеличения объема импорта.

Не менее важным фактором снижения эффективности труда аграриев выступает научно-технологическая отсталость сферы. Недостаточность мощностей глубокой переработки выращенного урожая или низкое качество снижают возможности создания цепочки дополнительной стоимости. Державы региона, географически расположенные рядом, упускают возможность пользоваться имеющимися у соседей мощностями. В итоге в процессе создания цепочки добавленной стоимости в каждом государстве появляются долгие и неэффективные экономические связи, повышается себестоимость продукции, импорт того или иного вида продовольственной продукции обходится дешевле.

Еще одним глобальным, волнующим все страны региона вопросом является изменение климата, что тоже негативно влияет на сферу водопользования. Проблема требует безотлагательного решения, поскольку последствия могут быть весьма плачевными для аграрной сферы региона. Государства Центральной Азии серьезно относятся к этому вопросу и в рамках своих возможностей принимают соответствующие меры.

Геополитические события, происходящие в мире, ужесточение санкций порвали долголетние международные логистические цепочки. Закрылись коридоры в ряд стран для прямой и непосредственной реализации товаров, которые поставляются в эти государства через третью страну, что становится причиной повышения себестоимости товара и снижения его конкурентоспособности.

В числе важнейших и вопрос бесперебойного обеспечения населения качественными с точки зрения правил ЗОЖ и доступными продуктами питания. В мире считанные государства могут свободно обеспечивать своих граждан всеми видами продовольственных товаров. Во многих случаях, особенно в следствие климатических или других объективных причин, импорт некоторых видов обходится дешевле, нежели производство в местных условиях.

Глава государства в ходе своего выступления в Душанбе, выразив мнение по решению существующих перед аграрными сферами стран региона и отметив важность взаимовыгодного сотрудничества, сказал: «Считаем важным объединить усилия и подготовить при поддержке ФАО региональную Программу партнертства в этой сфере. Подчеркну, что возможности наших стран позволяют не только в полном объеме обеспечивать потребности внутрирегионального рынка, но и стать важным экспортером продовольствия».

Только объединив усилия и расширив сотрудничество между государствами региона, можно легко и эффективно устранить вышеназванные проблемы.

Известно, что страны ЦА на протяжении многих веков находились в составе единого государства. Также знаем, что были периоды, когда на этой территории их было несколько. Несмотря на это, под воздействием таких факторов, как похожие структура экономики, природные климатические условия, близость языков, культур, образа жизни, регион формировался и оставался до распада бывшего советского строя как единый территориальный комплекс. Надо признать, такое положение соответствовало экономическим интересам всех пяти государств.

К сожалению, в течение 1992-2016 годов между странами ЦА появились искусственные барьеры, в результате которых ослабли экономические связи. Резко стал снижаться объем торговли приграничных городов и сел, которые веками осуществляли взаимовыгодные торговые связи.

В качестве примера можно рассмотреть экономические отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном. Кыргызстан и некоторые другие братские республики в основном специализируются на животноводстве. А Узбекистан известен как основной поставщик плодоовощной продукции. Перекрытие границ помешало двум государствам свободно торговать продукцией, выращенной для реализации в соседней стране. До 2016 года почти во всем регионе были такие экономические отношения...

Шавкат Мирзиёев сознавал, какой духовный и экономический ущерб наносит это положение государствам и народам региона. Поэтому, как только вступил в должность Президента, в корне изменил идеологию внешней политики, выбрал путь расширения всесторонних отношений с соседними странами.

Благодаря открытой, конструктивной, глубоко продуманной и прагматичной политике Узбекистана со временем нашли свое решение такие проблемы, как использование водных ресурсов, делимитация и демаркация государственных границ, эффективное использование внутренних и международных транспортных коммуникаций, упрощение процедур пересечения госграниц и не только.

Сотрудничество между государствами региона стало бурно развиваться. Так, в 2017-2022 годах объем товарооборота стран ЦА повысился с 8,9 млрд до 20,8 млрд долларов, или увеличился в 2,4 раза.

Выдвинутые на пятой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии инициативы лидера Узбекистана стали логическим продолжением идей по углублению добрососедских отношений и расширению взаимовыгодного сотрудничества, которые Президент Шавкат Мирзиёев выдвигал семь лет назад.

Действительно, путь объединения усилий и разработки программы регионального партнерства является самым правильным в устранении уязвимых точек в аграрной сфере региона. Здесь можно опираться на опыт и содействие Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Разработка и реализация программы взаимовыгодного партнерства способствуют совместному и продуктивному решению серьезных проблем, стоящих перед региональным сельским хозяйством, качественному развитию сферы, повышению эффективности отрасли. Это позволило поднять уровень ВВП региона, который в 2022 году составил 368 млрд долларов.

Сегодня объем взаимного товарооборота между государствами Центральной Азии - 20,8 млрд долларов, или 9,4 процента от их общей внешней торговли. При этом согласно анализу показатели не совсем соответствуют потенциалу братских государств.

Реализация выдвинутых главой нашего государства предложений может способствовать резкому увеличению объема внешней торговли стран ЦА. Главное, расширение сотрудничества позволит самостоятельно обеспечивать население региона продовольственной продукцией, снизить долю импорта, увеличить объем поставок за рубеж.

Одил Олимжонов, ЦЭИР
д.э.н., проф.

Газета "Правда Востока" №196 (30233) от 26 сентября 2023 г.

Поделиться постом

Похожие новости