Chamber of Commerce and Industry in support of entrepreneurs

Chamber of Commerce and Industry in support of entrepreneurs

The coronavirus pandemic and introduction of quarantine measures have changed absolutely all areas of our life.

Today, we are seeing a gradual economic recovery from the consequences of the pandemic, which is due to the timely adoption of measures to support enterprises and the transformations carried out in recent years in the field of improving the business environment and creating a favorable business climate.

Which business sectors were the most viable and why? How tasks were solved and the negative impact of the pandemic overcome? Says the chairman of the Chamber of Commerce and Industry (CCI) of Uzbekistan, Adkham Ikramov, in an exclusive interview with the Economic Review magazine.

Overcoming the pandemic

— The coronavirus pandemic and the introduced quarantine methods have changed absolutely all areas of our life. In this regard, the Chamber of Commerce and Industry of the Republic of Uzbekistan, which unites numerous representatives of the country's business community, has actively participated in the process of supporting entrepreneurs and carried out a number of important events in 2020. What has been done in this direction?

— Once the first case of coronavirus detected last year, the state took decisive measures to prevent the possibility of the spread of coronavirus, in particular, isolation measures and the introduction of quarantine measures throughout the republic. And these restrictions put business representatives in a difficult position. This especially affected the sphere of tourism and catering.

The Chamber of Commerce and Industry together with the business ombudsman and the reception of the Prime Minister created an operational headquarters to solve problems arising in the activities of entrepreneurs during the pandemic.

The Chamber of Commerce and Industry, together with UNDP launched the Business Clinic project to provide free advice to entrepreneurs facing financial difficulties during the pandemic. In addition, the local business entities, who could not fulfill their contractual obligations due to the pandemic, were provided with timely assistance in obtaining confirmation of force majeure.

Obviously under the conditions of quarantine, the implementation of many events and projects planned for 2020 were cancelled. However, despite this, the Chamber of Commerce and Industry of Uzbekistan managed to organize 72 international events with the participation of local and foreign business, and most of them were held online.

60 business events were held with the participation of more than 1200 business representatives in our country. Also, during 2020 the Chamber signed agreements on cooperation and the creation of a Business Council with the Chambers of Commerce and Industry of six countries.

— Adkham Ilkhamovich, which business sectors and enterprises turned out to be the most viable in the current conditions and why? And in your opinion, what are the main lessons of this difficult period?

— As we all know, the coronavirus pandemic has greatly affected the economic and financial condition of the whole world, as well as it caused an imbalance trade relation between countries.

The globally hardest hit are tourism and catering, as the coronavirus pandemic has had a devastating impact on them.

International tourism declined by more than 70% in the first 10 months of 2020. This resulted in a loss of $935 billion in export revenues from international tourism.

Since the announcement of quarantine in our country, more than 1,500 tour operators and 1,200 hotels have suspended their activities, which has led to a reduction in the income of more than 250 thousand people.

The state took a number of measures to support the affected sectors of the economy. Much has been done to mitigate the impact of the pandemic on various areas, including business entities. In particular, more than 20 regulatory legal acts, Decrees and Resolutions of the President have been signed to support small businesses in a pandemic.

As a result of the established restrictions, there was a development in the IT sector, the transition to digitalization of processes accelerated. Many industries were forced to switch to an online format, which accelerated the process of business digitalization.

Another area of ​​growth noticed among enterprises that produce various protective equipment - masks, gloves and other medical suppliments. Private medical services and the pharmaceutical industry also worked with high profitability.

All this was a consequence of the precise and appropriate decisions of the country's leadership.

Development of entrepreneurship

— In his Address, the President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyev defined the creation of even more favorable conditions for the development of entrepreneurship and small business as one of the main directions in the field of economic development. In this regard, how will the activities of the Chamber of Commerce and Industry be structured in 2021?

—Small business entities and private entrepreneurship are increasing in the country's economy and their development have great importance to battle the poverty. In order to accelerate the development of these sectors of the economy, the most important priority is the creation of favorable conditions, benefits and preferences, and the provision of comprehensive support to entrepreneurs.

In this regard, the Chamber of Commerce and Industry will organize training in entrepreneurship and professions for 100,000 young people. Education and involvement of the population in entrepreneurship will ensure the creation of new small businesses.

Moreover, the head of state gave a number of instructions to increase the number of business entities in each district and city through the active involvement of the population.

Growth trajectory

Over the past few years, Uzbekistan has been carrying out reforms aimed at improving the business climate, attracting foreign investment, strengthening property rights and fighting corruption.

The consistent improvement of the business climate in Uzbekistan cannot be considered outside the context of the ongoing large-scale economic transformations in the field of improving the business environment. A lot has been done in this direction over the past few years:

Since January 2017, all types of unscheduled inspections of the business activities, as well as counter inspections, including in criminal cases, limiting the legal rights have been canceled.

Since January 2018, a two-year pause has been declared on conducting inspections of the financial and economic activities of business entities, which was extended in 2020 due to the crisis caused by the coronavirus pandemic.

Since June 2018, 6 types of licenses and permits in the field of entrepreneurial activity have been canceled.

The mechanism for allocating microcredits has been simplified to newly registered individual entrepreneurs and family entrepreneurs.

The State Fund for Supporting the Development of Entrepreneurship has been created, which provides financial assistance to business entities.

A ban has been established on the use of criminal punishment against business entities. An independent institute was also established - the Commissioner under the President of the Republic of Uzbekistan for the protection of the rights and legitimate interests of business entities.

And the great work carried out over the past years to improve the operating conditions for business that has contributed to the consistent recovery of the economy from the consequences of the pandemic.

Tatiana Petrenko, "Economic Review"

Share this post

Similar news

ТПП в поддержке предпринимателей

ТПП в поддержке предпринимателей

Пандемия коронавируса и введенный в связи с этим карантин изменили абсолютно все сферы нашей жизни.

Сегодня мы наблюдаем последовательное восстановление экономики от последствий, связанных с пандемией, что обусловлено своевременно принятыми мерами поддержки предприятий и проводимыми в последние годы преобразованиями в области улучшения условий предпринимательской деятельности и формировании благоприятного делового климата.

О том какие бизнес-сектора оказались наиболее жизнеспособными и почему? Как решались задачи и преодолевалось негативное влияние пандемии? Рассказывает председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Узбекистана Адхам Ильхамович Икрамов в эксклюзивном интервью журналу "Экономическое обозрение".

Преодолевая пандемию

— Пандемия коронавируса и введенный в связи с этим карантин сильно изменили абсолютно все сферы нашей жизни. В этой связи ТПП РУз, объединяющая многочисленных представителей бизнес-сообщества страны, активно включилась в процесс поддержки предпринимателей, осуществив в 2020 году ряд важных мероприятий. Что было сделано в этом направлении?

— В связи с выявлением первого случая коронавируса в марте прошлого года государство предприняло решительные меры, предотвращающие возможность распространения коронавируса, в частности меры по изоляции и введение карантинных мер на территории всей республики. И ограничения эти поставили представителей бизнеса в затруднительное положение. Особенно это затронуло сферу туризма и общепита.

ТПП, как одна из членов специальной комиссии, совместно с бизнес-омбудсменом и приемной премьер-министра, создали оперативный штаб для решения проблем, возникающих в деятельности предпринимателей во время пандемии.

Также Торгово-промышленная палата совместно с ПРООН запустила проект «Бизнес-клиника» для оказания бесплатной консультации предпринимателям, столкнувшимся с финансовыми трудностями в период пандемии. Кроме того, местным субъектам предпринимательства, для которых исполнение обязательств по контрактам оказалось невозможным из-за пандемии, оказывалась своевременная помощь в получении подтверждения обстоятельств непреодолимой силы или, как мы говорим, форс-мажора.

Были созданы штабы в каждом районе республики по выдаче разрешений для передвижения автомобилей, принадлежавших субъектам предпринимательства для доставки, а также обеспечения непрерывной работы предприятий. В этой связи хочу особо подчеркнуть, что Торгово-промышленная палата всегда готова протянуть руку помощи предпринимателям в любой трудной ситуации.

Следует отметить и тот факт, что во время пандемии субъектами предпринимательства - членами ТПП была оказана поддержка пострадавшим от пандемии гражданам. Специально для этого было создано общенациональное движение «Саҳоват ва кўмак».

Конечно, в условиях карантина реализация многих запланированных на 2020 год мероприятий и проектов оказалась невозможной. Однако, несмотря на это, Торгово-промышленной палате Узбекистана удалось организовать 72 мероприятия международного уровня с участием местного и иностранного бизнеса, основная часть которых прошла в режиме онлайн, в соответствии с реалиями нового времени.

У нас в стране были проведены 60 деловых мероприятий с участием более 1200 представителей бизнеса. А за рубежом – 12 бизнес-форумов и деловых переговоров в формате В2В. Также в течение 2020 года Палатой были подписаны соглашения о сотрудничестве и создании Делового совета с Торгово-промышленными палатами шести стран.

— Адхам Ильхамович, какие бизнес-секторы и предприятия оказались наиболее жизнеспособными в нынешних условиях и почему? И каковы, на Ваш взгляд, главные уроки настоящего непростого периода?

— Как всем нам известно, пандемия коронавируса сильно повлияла на экономическое и финансовое состояние всего мира, а также явилась причиной дисбаланса в торговых отношениях между странами.

Глобально наиболее пострадавшей сферой является туризм и сфера общественного питания, так как пандемия коронавирусной инфекции оказала разрушительное воздействие на них.

Международный туризм сократился за первые 10 месяцев 2020 года более чем на 70%. Это привело к потере 935 миллиардов долларов экспортных доходов от международного туризма, что в 10 раз превышает убыток, который понесла отрасль в 2009 году из-за глобального экономического кризиса.

С момента объявления карантина в нашей стране более 1500 туроператоров и 1200 гостиниц приостановили свою деятельность, что привело к сокращению доходов более 250 тысяч человек.

Государством был принят ряд мер по поддержке, в первую очередь, пострадавших отраслей экономики. Многое сделано для смягчения воздействия пандемии на различные сферы, в том числе на субъекты предпринимательства. На сегодняшний день было подписано более 20 нормативно-правовых актов, Указов и Постановлений Президента касательно поддержки малого бизнеса в условиях пандемии, а также предоставлены льготы и преференции для всех сфер бизнеса, включая оказание услуг, торговлю, промышленность, туризм, сферу общепита и ресторанного бизнеса и многое другое.

Также стоит отметить, что в июне прошлого года целый ряд представителей ресторанного бизнеса и сферы общепита обратился к нам с просьбой оказать содействие в принятии антикризисных мер для поддержки отрасли, оказавшейся в затруднительном положении. ТПП внесены предложения в правительство по поддержке сферы гостиничного и ресторанного бизнеса. В результате 20 июля 2020 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах поддержки населения, субъектов предпринимательства, сферы общественного питания, торговли и услуг для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии». Все это во многом послужило поводом для сохранения баланса бизнес-секторов.

Вместе с тем в результате введенных ограничений наблюдалось развитие в сфере IT, ускорился переход к цифровизации процессов. Многие отрасли были вынуждены перейти на онлайн-формат, чем и ускорился процесс цифровизации бизнеса. Важно отметить, что чем больше субъекты предпринимательства применяли информационные технологии ранее, тем легче им было адаптироваться в условиях карантина.

Еще одной областью роста стали предприятия, производящие различные защитные средства – маски, перчатки, спецодежду, и адаптировавших свою деятельность к реалиям пандемии. С высокой прибыльностью работали и частные медицинские службы, фармацевтическая отрасль.

Все это стало следствием правильных и своевременных решений руководства страны.

О развитии предпринимательства

— В своем Послании Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев одним из основных направлений в области экономического развития нашего государства определил создание еще более благоприятных условий для развития предпринимательства и малого бизнеса. В этой связи как будет строиться деятельность Торгово-промышленной палаты в 2021 году?

— Все большее место в экономике страны занимает малый бизнес и частное предпринимательство, развитию которого придается большое значение на самом высоком уровне. С целью ускоренного развития данных секторов экономики важнейшим приоритетом определено создание благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки предпринимателям.

В связи с этим со стороны Торгово-промышленной палаты будет организовано обучение предпринимательству и профессиям 100 000 молодых людей. Обучение и привлечение населения к предпринимательству обеспечит создание новых малых предприятий.

Стоит отметить, что глава государства дал ряд поручений по увеличению количества субъектов предпринимательства в каждом районе и городе за счет активного вовлечения населения, особенно молодежи и женщин, в предпринимательство.

Траектория роста

Последние несколько лет в Узбекистане проводятся реформы, нацеленные на улучшение делового климата, привлечение иностранных инвестиций, укрепление прав собственности, борьбу с коррупцией.

Последовательное улучшение бизнес-климата в Узбекистане невозможно рассматривать вне контекста проводимых масштабных экономических преобразований в области улучшения условий предпринимательской деятельности. Последние несколько лет в этом направлении многое было сделано:

С января 2017 года были отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также встречных проверок, в том числе по уголовным делам, ограничивающих законные права и интересы предпринимателей.

С января 2018 года объявлен мораторий на два года на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, который в 2020 году был продлен в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса.

С 1 июня 2018 года отменены 6 видов лицензий и разрешительных документов в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения 38 лицензий и разрешений в 17, сократились сроки оформления 15 лицензий и 10 документов разрешительного характера.

Упрощен механизм выделения микрокредитов вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям и субъектам семейного предпринимательства без образования юридического лица.

Создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, обеспечивающий оказание финансового содействия субъектам предпринимательства.

Установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью. Также учрежден независимый институт — Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

И именно проведенная в течении последних лет большая работа по улучшению условий деятельности для бизнеса способствовала последовательному восстановлению экономики от последствий, связанных с пандемией.

Основные показатели деятельности Торгово-промышленной палаты Узбекистана за 2018-2020 годы

Создано новых малых предприятий:

▪️ В 2018 году 48,9 тысяч

▪️ В 2019 году 94,8 тысяч

▪️ В 2020 году 94 тысячи

В 2021 году ожидается создание 115-120 тысяч новых малых предприятий.

За 2018-2020 годы:

▪️ в суды подано 226 661 исковых заявлений в интересах членов ТПП РУз.

▪️ в 4 530 случаях споры между хозяйствующими субъектами были разрешены посредством проведения медиации.

▪️ проведено 4 222 общественных экспертиз нормативно-правовых актов на предмет их влияния на предпринимательскую деятельность.

В 2018-2020 годах ТПП РУз содействовало:

▪️ 948 предпринимателям в экспорте продукции на 356 млн. долларов США.

▪️ в создании 988 совместных предприятий с общим уставным капиталом 791 млн. долларов США.

Татьяна Петренко, "Экономическое обозрение"

Поделиться постом

Похожие новости