Экономика Узбекистана является одной из крупнейших в Центральной Азии и с учетом высоких темпов развития ощущает острую потребность в инвестициях и современных технологиях. Это позволит стране обеспечить производство продукции с высокой добавленной стоимостью конкурентоспособной не только на внутреннем, но и, что особенно важно, на внешнем рынках.
С этих позиций Узбекистан является привлекательным для крупных инвесторов стран ЕАЭС. Характерный пример масштабного взаимовыгодного стратегического сотрудничества представляет освоение месторождений углеводородов в республике, осуществляемое компанией «Лукойл». Объем прямых инвестиций компании достиг 10 миллиардов долларов, а мощность только одного Кандымского газоперерабатывающего завода превышает 8 миллиардов кубометров природного газа. В настоящее время «Лукойл» готовится к реализации второго инвестиционного цикла с суммарным объемом вложений около 2 миллиардов долларов.
11 декабря 2020 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета Узбекистан получил статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Для полноформатной реализации этого статуса был подготовлен Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Узбекистан и детальный план совместных мероприятий. Оба этих документа были подписаны в ходе заседания Евразийского межправительственного совета 30 апреля 2021 года в Казани. Меморандум предусматривает, наряду с сотрудничеством в торговле, таможенном и техническом регулировании, защите прав потребителей и социальных и трудовых прав мигрантов, обращении лекарственных средств и медицинских изделий, транспорте, энергетике, промышленности и агропромышленном комплексе, цифровой экономике, установление тесных и взаимовыгодных контактов с финансовыми институтами ЕАЭС, прежде всего Евразийским банком развития (ЕАБР).
Участие Узбекистана в ЕАБР откроет новые горизонты взаимовыгодного сотрудничества и позволит реализовать высокорентабельные проекты в экспортоориентированных отраслях экономики. Об этом свидетельствует и опыт Таджикистан, который будучи не членом ЕАЭС, вступив в ЕАБР и связанный с ним Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) извлекает выгоду. Так, в стране реализуются шесть инвестиционных проектов банка общей стоимостью в 51,4 миллионов долларов. Дополнительно экономика получила от ЕФСР 110 миллионов долларов США для обеспечения макроэкономической стабильности.
Сегодня ЕАБР представляет собой достаточно авторитетную международную финансовую организацию, содействующую экономическому росту государств-участников ЕАЭС, расширению торгово-экономических связей и развитию интеграционных процессов между ними путем осуществления инвестиционной деятельности. При этом в своей деятельности банк делает акцент на тех областях развития, в которых он может играть значимую роль и оказывать наибольшее влияние на процесс интеграции экономик стран-членов, их сбалансированный рост и повышение конкурентоспособности. Планируется, что за период 2018-2022 годов объем текущего инвестиционного портфеля банка увеличится с 2,3 до 3,6 миллиардов долларов, а общая стоимость новых проектов ЕАБР за этот период составит 4,6 миллиардов долларов.
ЕАБР фокусирует свою деятельность на таких приоритетных отраслях, как инфраструктура (транспортная, коммунальная и иная), электроэнергетика, химия и нефтехимия, машиностроение, металлургия, горнодобывающая и нефтегазовая промышленность, агропромышленный комплекс, финансовый сектор и информационные технологии. Причем данный перечень отраслей является приоритетным, но не исчерпывающим. Банк осуществляет финансирование крупных инвестиционных проектов в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, участия в уставном капитале организаций, выпуска гарантий, финансирования инвестиционных фондов и финансовых институтов для последующей поддержки ими предприятий реального сектора экономики и торговых операций. Целевой «оптимальный» размер участия банка в проектах находится в диапазоне от 20 до 200 миллионов долларов, однако это не исключает возможности финансирования и менее дорогостоящих проектов, прежде всего, в государствах-участниках со сравнительно небольшими экономиками.
Также не стоит забывать, что ЕАЭС через свои финансовые институты обладает уникальным сочетанием инструментов как макроэкономической стабилизации, так и финансирования развития. Кредиты для макроэкономической стабилизации направлены на поддержку платежного баланса и бюджета страны, а обеспечения устойчивого развития – стимулирование структурных и институциональных преобразований. Их дополняют инвестиционные кредиты, которые предоставляются государствам-членам ЕФСР преимущественно на развитие электроэнергетики и транспортной инфраструктуры.
Следует также иметь ввиду, что в рамках реализации Стратегии на период 2018-2022 годы банк приступил к предоставлению новой услуги по расчетно-клиринговому обслуживанию клиентов.
Кроме того, до конца 2021 года страны-члены ЕАЭС подпишут Соглашение о порядке обмена кредитными историями.
Как отметил Премьер-министр РФ М. Мишустин: «Наши граждане, юридические лица получат возможность брать кредиты во всех государствах, входящих в Союз».
Как показал опыт ЕАЭС, в период членства в этом объединении заметно возрастает взаимная инвестиционная активность и ускоряется приток инвестиций из стран Союза, что является положительным фактором для развития экономики Узбекистана.
С точки зрения менеджмента ЕАБР членство Узбекистана в банке крайне важно для полноценного финансового сотрудничества и имеет целый ряд плюсов для всех его участников. Так, много проектов были уже успешно структурированы и реализованы в России и Казахстане. Следовательно, их осуществление в Узбекистане произойдет гораздо быстрее и при меньших затратах на обоснование и подготовку необходимой документации. Принимая во внимание, что 97% портфеля ЕАБР представляет Россия, Казахстан и Беларусь, провести его диверсификацию не составит большого труда и не займет большого количества времени.
С момента вступления Узбекистана в ЕАБР, страна получит возможность реализации конкретных инфраструктурных и инвестиционных проектов на своей территории. ЕАБР уже заявил о своем желании работать в аграрном секторе, промышленности и добывающих отраслях Узбекистана.
Дмитрий Тростянский
доктор экономических наук, главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
Оставить комментарий