– В последние годы наблюдается активизация регионального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.
Благодаря совместным усилиям стран ЦА 18 мая 2021 г. ГА ООН единогласно приняла специальную резолюция об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. В начале ноября т.г. страны Центральной Азии организовали единую площадку на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго. Данная площадка была организована с целью привлечь внимание международных финансовых институтов для решения негативных последствий изменения климата.
В начале ноября в г. Ташкент проведено очередное заседание Регионального Форума – Совещание глав чрезвычайных ведомств стран ЦА, в ходе которого были обсуждены вопросы принятие Стратегия развития сотрудничества в области снижения риска бедствий на 2022-2030 гг., Положение о Региональном механизме координации по реагированию на чрезвычайные ситуации, Стратегия развития сотрудничества стран Центральной Азии в области снижения риска бедствий на 2022-2023 гг.
Все это показывает, что страны региона выражают твердую приверженность и проводят последовательную политику по эффективной координации своих усилий в решении проблем экологии.
Несмотря на то, что в вопросах регионального сотрудничества в экологической сфере наблюдается положительный тренд, у стран ЦА есть понимание, что этого недостаточно для эффективного решения существующих и возникающих новых проблем в водно-экологической сфере.
Ярким примером служит пылевая буря, которая охватила г.Ташкент и Ташкентскую область, а также южные регионы Казахстана в начале ноября т.г. По данным «Узгидромета» превышение допустимой концентрации пыли в воздухе в Ташкенте на тот период достигло 30 раз. Синоптики отметили, что за последние 150 лет подобная природная стихия наблюдается в Узбекистане впервые.
На фоне усиления негативных последствий изменения климата вызывает серьезную тревогу данные Всемирного банка о том, что к 2050 г. поток воды в бассейне рек Сырдарья и Амударья, которые являются главными артериями Центральной Азии, может уменьшиться на 5% и 15% соответственно, что усилит дефицит воды в регионе.
Более того, в результате изменения климата на протяжении последних 50-60 лет площадь ледников в ЦА сократилась на 30%. По оценкам АБР, к 2050 г. площадь орошаемых земель в регионе сократится на 25%. Как отмечает Всемирный банк дефицит воды может привести к падению ВВП на 11%. По данным АБР, из-за деградации земель в регионе ежегодные потери составляют около 4,5 млрд. долл.
Вышеуказанные факты ещё раз подчеркивают, что не надо останавливаться на достигнутом, опираясь на имеющиеся результаты нужно идти вперёд.
Вопросы экологии является приоритетным направлением и в Узбекистане, и в Казахстане. В своей иннаугурационной речи Президент Республики Узбекистан отдельное внимание уделил усиливающемуся негативному воздействию экологических угроз.
Президент Казахстана в ходе рабочего визита в Алматы 19 ноября т.г. также обратил внимание на важность предотвращения экологических угроз.
На сегодня во всех странах региона приняты национальные стратегии, концепции, программы адаптации к изменениям климата. При этом на региональном уровне отсутствует подобный документ.
Разработка и принятие региональной Стратегии по вопросам адаптации к изменениям климата позволила бы наладить региональный диалог между странами по анализу и выработке комплексных решений по смягчению последствий изменению климата. В данном контексте обращают на себя внимание некоторые тенденции, происходящие в мире вокруг изменения климата.
Первое, анонсирование многими развитыми странами, в том числе основными торгово-экономическими партнёрами стран Центральной Азии перехода на углеродную нейтральность в ближайшее 30-40 лет. С учётом того, что энергетические ресурсы все еще являются важной статьей формирования ВВП стран ЦА, перед ними стоит задача постепенного отказа от сырьевой направленности экономик наших стран в сторону производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Второе, негативное влияние введения углеродной нейтральности на экономику наших стран. Узбекистан в апреле т.г. пприсоединился к системе преференций GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Евросоюз более 6200 видов товаров. Однако в случае введения в Европейском союзе углеродного налога, первый пакет которого утверждён в июле т.г., вышеупомянутый список экспортируемых товаров может быть существенно сокращен, что чревато экономическим ущербом.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Казахстане.
Как заявил директор департамента Министерства торговли и интеграции Казахстана А.Алимбетова из-за углеродных налогов ЕС нефтяной сектор Казахстана может потерять 3-4 млрд. долл., а металлургический – около 350 млн. долл.
При этом, примечательно то, что на долю стран ЦА от общего объема выбросов углекислого газа в мире приходится лишь 1,2%. В то время как на долю 3-4 ведущих стран – 50%. Указанные факты показывают необходимость скорейшего запуска переговоров с развитыми странами и международными финансовыми институтами о дифференциальном подходе при применении углеродных налогов, предусматривающих предоставление льгот и преференций.
Третье. На фоне активного перехода на зеленую экономику актуализируется вопрос диверсификации поставщиков чистых технологий. Страны ЦА не должны остаться перед выбором технологий той или иной ведущей страны или же стать заложником геополитической конкуренции.
Все эти вопросы можно решить только сообща вместе, выработав единый подход на региональном уровне.
Бахтиёр Мустафаев, заместитель директора Международного института Центральной Азии
Оставить комментарий