Почему активная борьба с организациями, злоупотребляющими правом уменьшения суммы НДС к зачету, началась именно сейчас? Какими методами государство будет бороться с ними в дальнейшем? На этот и другие вопросы изданию buxgalter.uz ответил заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ.
"ЭО"приводит основную часть беседы.
Насколько обоснованы действия налоговиков
– Каждый год в Европе в результате мошеннической схемы с НДС в государственные бюджеты не попадает порядка 50 млрд евро. Эти деньги оседают в руках преступных группировок.
В Узбекистане, конечно, масштабы мошенничества с НДС значительно ниже. По предварительным данным, необоснованный зачет налога по сомнительным сделкам, выявленным с августа 2020 года по январь 2021 года составил около 1 трлн сум. Если не останавливать мошенников, они идут еще дальше. Искусственно раздувая входной НДС или совершая махинации при экспорте, они уже претендуют на возмещение налога из бюджета. Т.е. не они платят налог государству, а государство – им.
В прошлом году по обращениям экспортеров сельхозпродукции по возмещению НДС была изучена «цепочка» оплаты налога по контрагентам. Оказалось, что «поставщиками» сельхозпродукции в ряде случаев оказались «фирмы-однодневки», вся деятельность которых состояла в обналичивании полученных сумм. А в документах значилась отгрузка сельхозпродукции с НДС, который, конечно, в бюджет не уплачивался.
Практически все страны, в которых есть НДС, борются с организованным мошенничеством, пытающимся на нем заработать. Такое мошенничество, как и уклонение от уплаты налогов, приводит к неравной конкуренции и уменьшению доходов Госбюджета. Международные эксперты рекомендуют вводить специальные нормы для борьбы с этими явлениями. Есть они и в законодательстве Узбекистана. Так, у налоговых органов появились новые полномочия, в частности, – по корректировке цен и относимого в зачет НДС.
Мошенничество с НДС возникло не сейчас. Почему за него взялись в феврале 2021 года?
– Когда были проблемы с наличными деньгами и конвертацией, сделки с «обнальными конторами» были обычным делом. Последние 4 года нужную сумму можно обналичить легально через банк и там же – сконвертировать сумы для импорта товаров.
Но появился спрос на «входящий НДС» и «расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, и, соответственно, налог на прибыль». Это не удивительно: в результате налоговых реформ количество плательщиков этих налогов возросло за последние 2 года более чем в 16 раз.
Мошенники быстро поняли, что НДС – это необычный налог. Каждый участник цепочки создания добавленной стоимости платит в бюджет разницу между «исходящим» НДС, взимаемым с покупателя в цене продажи, и «входящим» налогом, уплаченным своим поставщикам. Поэтому, если искусственно увеличить «входной» НДС, можно поменьше заплатить в бюджет.
И «обнальщики», которых правильнее было бы назвать «налоговыми ямами», стали торговать правом зачета НДС. Как я уже сказал выше – они документально оформляют фиктивные сделки, чтобы их клиент мог воспользоваться правом зачета, а, значит, и возмещения.
Чтобы выявлять подобные сделки на системной основе, нужно было проводить массовые налоговые проверки с выездом к налогоплательщикам. А у нас в последние годы действует мораторий на них. Поэтому с августа 2020 года, как только все субъекты стали оформлять электронные счета-фактуры, налоговики получили инструмент для серьезной аналитической работы. Хотя сделки с подозрительными организациями нужно было бы выявить за последние 5 лет, т.е. в пределах срока исковой давности.
В оздоровлении нуждается вся цепочка движения товара
– Будем стремиться к тому, чтобы впредь любое решение принималось с учетом соблюдения интересов законопослушных предпринимателей. Например, сегодня система закупок определяет победителей по цене к оплате. В результате товар за 110 тыс. сум. с НДС кажется дороже, чем за 100 тыс. без налога, хотя это и не так. Мы работаем над совершенствованием данной системы и планируем отказаться от такой практики.
И, наконец, самое главное: выявление сомнительных сделок, упорядочение системы регистрации НДС и другие аналогичные меры решают только часть проблем. В оздоровлении нуждается вся цепочка движения товара – от поступления на рынок до продажи.
Предстоит разобраться с теневым производством части продукции и серым импортом, которые порождают все последующие проблемы в легальном движении товаров к потребителю. Это – перевозка грузов без счетов-фактур или накладных, розничная торговля без терминалов и касс, отсутствие культуры выдачи кассового чека, занижение стоимости реализации и другие проблемы, порожденные многими годами недооценки реальных интересов бизнеса.
Теперь же когда государство сняло большинство барьеров на пути развития предпринимательства, оно вправе потребовать соблюдения законодательства в налоговой сфере.
Оставить комментарий