По словам главного технического советника Центра экономических исследований (ЦЭИ) Юрия Кутбитдинова, получение Узбекистаном режима GSP+ может содействовать изменению дисбаланса в торговле с ЕС и нарастить экспорт узбекской продукции на европейские рынки.
Обновленная «Стратегия Европейского союза по Центральной Азии» будет презентована 7 июля в Бишкеке на министерской встрече «Европейский союз – Центральная Азия».
7 июля 2019 года в г.Бишкеке планируется проведение саммита с участием министров иностранных дел стран Центральной Азии и Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза, на котором будет презентована новая Стратегия ЕС по Центральной Азии: «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более прочного партнерства» на новый 7-летний период.
Данная Стратегия была одобрена 17 июня 2019 года на Совет Евросоюза на уровне министров иностранных дел стран ЕС. Совет также сформулировал выводы о новой стратегии ЕС в отношении Центральной Азии, в которых отмечается, что в мире, который характеризуется растущей взаимозависимостью и взаимосвязанностью, Европейский Союз и Центральная Азия также сильно связаны взаимными интересами и теперь ближе друг к другу, чем когда-либо. Совет подчеркнул значительные возможности, которые создала позитивная динамика в регионе для продвижения партнерства между ЕС и Центральной Азией, а также важность целенаправленной реализации новой Стратегии ЕС по ЦА, которая является хорошей возможностью для ЕС и стран региона наладить прочное и долговременное взаимовыгодное партнерство.
Новая Стратегия ЕС по ЦА это важный рамочный документ, но более важным документом для Узбекистана будет новое Соглашение с ЕС о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), по которому 25-26 июня 2019 года в Брюсселе прошел второй раунд двусторонних переговоров. Новое СРПС позволит расширить спектр сотрудничества между ЕС и Узбекистаном и наполнить его реальными совместными проектами.
В конце мая 2019 года прошли выборы в Европарламент, на которых свои позиции по мнению экспертов укрепили популисты (или евроскептики) и зеленые, несколько изменив, таким образом, расклад политических сил в Европарламенте.
В настоящее время в институтах ЕС идут процессы по согласованию назначения новых руководителей Европейского совета, Еврокомиссии, а в Европарламенте формированию новых фракций политических партий. Таким образом в ближайшее время руководящий состав институтов ЕС обновится, а Европарламент получит новое «политическое лицо», однако, по мнению экспертов, политика ЕС в отношении ЦА не изменится, а может даже еще и улучшится.
Кроме скорейшего завершения переговоров и подписания нового СРПС, Узбекистан также заинтересован в получении в торговле с ЕС в рамках «Generalized System of Preferences» (GSP) - «Всеобщей системы преференций» (ВСП) режима GSP+, который позволяет экспортировать на рынки ЕС беспошлинно 66% тарифных позиций. В настоящее время Узбекистан пользуется режимом GSP, позволяющим экспортировать указанные товары только по сниженным тарифным пошлинам. При этом следует отметить, что в 2018 году товарооборот Узбекистана со странами ЕС составил 3,73 млрд.долл. (в 2017 г. - 3,1 млрд.долл.), при этом импорт - 3,4 млрд.долл. почти в десять раз превысил экспорт - 0,33 млрд.долл., а отрицательное сальдо в торговле составило минус 3,01 млрд.долл. По итогам первого квартала 2019 года соотношение не изменилось, по данным ЦБ импорт из стран ЕС в Узбекистан составил 777 млн.долл., а экспорт из Узбекистана в страны ЕС 94 млн.долл. то есть в 8 раз меньше.
В связи с этим получение режима GSP+ может содействовать изменению данного дисбаланса в торговле с ЕС и нарастить экспорт узбекской продукции на европейские рынки.
Оставить комментарий