Инфляция в сентябре в Узбекистане составила 1,4%

Инфляция в сентябре в Узбекистане составила 1,4%

Уровень инфляции по индексу потребительских цен (ИПЦ) в сентябре т.г. за месяц составил 1,4 %, за январь-сентябрь прирост ИПЦ достиг 6,3 %, (Рис.1 и 2).

Рисунок 1. Месячная инфляция за 2019-2020гг.

Рисунок 2. Годовая инфляция (ИПЦ) за 2019-2020гг.

Продовольственные товары подорожали в сентябре т.г. в среднем на 2,2 %, что проявилось в общем приросте уровня инфляции за месяц на 0,92 процентных пункта (далее - п.п.), или вклад на прирост ИПЦ составил 66%. (Рис.3.).

Рисунок 3. Вклад отдельных товарных групп на прирост ИПЦ, в %

Ключевым фактором роста цен на продовольственные товары послужило увеличение цен на мясную и масложировую продукции, хлебопродукты, яйца, а также сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию.

В частности:

  • - мясо, птица и рыба за месяц прибавили в цене на 3,8 % (вклад 0,39 п.п.). Баранина подорожала на 5,7 %, говядина – в диапазоне 5,0 % - 5,4 %, мясной фарш – на 4,2 %, колбасы – в пределах 1,8-1,9 %, рыба и консервы из нее – в среднем на 0,5 %, куриные окорочка и голень – на 0,3 %, прочее мясо птицы, напротив, стало дешевле на 0,3 %;
  • - фрукты, овощи и картофель в среднем за месяц стали дороже на 3,0 %, (вклад 0,23п.п.). Существеннее других цены подорожали гранаты (15,5 %), персики (14,2 %), капуста (14,1 %), бананы (14,0 %), мандарины и апельсины (13,9 % и 10,9 %), а также огурцы (9,4 %) и морковь (8,1 %). Сдерживающим фактором послужило сезонное снижение цен на помидоры (-6,4 %), болгарский перец (-6,3 %), лимоны (-6,1 %) и яблоки (-1,4 %).
  • хлебопродукты (включая крупы и бобовые) с среднем подорожали на 1,2 % (вклад 0,08п.п.), в том числе рис и рисовая сечка – в среднем на 3,2 %, горох – на 2,8 %, хлеб из муки первого сорта – на 0,9 %, пшеничная мука – на 1,0 %, вермишель и макаронные изделия – в диапазоне от 0,8 до 1,2 %;
  • масло и жиры в среднем стали дороже на 2,3 % (вклад 0,07 п.п.), в т.ч хлопковое и подсолнечное масла – соответственно на 3,0 % и 2,4 %, сливочное масло – на 1,6 %;
  • молочные продукты подорожали на 0,9%, обеспечив прирост сводного показателя на 0,03 п.п;
  • яйца прибавили в цене за месяц на 6,5 %, обеспечив прирост сводного показателя на 0,06 п.п.
  • общественное питание в цене за месяц на 1,3% (вклад 0,02 п.п).

Непродовольственные товары подорожали за месяц на 1,0 %, что привело к приросту инфляции в потребительском секторе на 0,36 п.п.

Из товаров данной группы наиболее весомый вклад в прирост сводного показателя внесло повышение цен на горючее для автомобилей (рост цен на 3,4 %, вклад 0,08 п.п., в том числе на пропан – на 22,9 % и 0,08 п.п.), одежду (1,1 % и 0,09 п.п.), медикаменты (1,4 % и 0,04 п.п.), обувь (0,9 % и 0,02 п.п.).

Наблюдалось снижение стоимости цемента на 3,7% (вклад -0,02 п.п).

  • Тарифы на платные услуги населению за месяц в среднем повысились на 0,5 %, обеспечив дополнительный прирост инфляции на 0,11 п.п.

Ключевым фактором роста тарифов в сфере платных услуг стало увеличение стоимости бытовых услуг и услуг пассажирского транспорта.

Бытовые услуги, тарифы на которые формируются на основе рыночной конъюнктуры и сложившихся затрат предпринимателей при их оказании, за месяц стали дороже в среднем на 1,5 % (вклад 0,07 п.п.).

Стоимость услуги пассажирского транспорта в сентябре т.г. выросла в среднем на 1,6 % (вклад 0,05 п.п.). Увеличение в ряде регионов платы за проезд в маршрутных такси и междугородних автобусах привело к повышению стоимости этих услуг в среднем по республике соответственно на 3,3 % и 3,9 %.

Стоимость медицинских услуг выросла в среднем на 1,2% (вклад 0,03 п.п.).

Предоставление, в целях поддержания платежеспособности населения в условиях пандемии, 10 %-ных скидок на величину базовой платы за очное обучение на контрактной основе в государственных вузах страны, повлекло за собой снижение общей стоимости услуг в сфере образования в среднем на 2,3 % (вклад -0,05 п.п.).

ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости