Стремительное вторжение новых разработок в сфере информационно-коммутационных технологий во многие процессы экономической деятельности и быт людей уже невозможно остановить. Государства, часто с запозданием, едва успевают загонять в законодательные рамки новые явления в этой области. При этом, например, деятельность по использованию технологии блокчейна для создания криптовалют и их оборот как денежной единицы в законодательном плане во многих государствах до сих пор до конца не отрегулированы.
Попытки регулирования криптовалют
Несмотря на отсутствие законодательного регулирования, во многих странах деятельность, связанная с майнингом криптовалют и их оборотом, пусть даже в ограниченных масштабах, продолжается. Понимая, что «джина назад в бутылку уже не загонишь», практических ни в одной стране мира жестких запретительных законодательных мер, за исключением некоторых ограничительных, не предпринимается.
Большинство стран изучают криптовалюту, пытаются определить ее статус и ищут возможности полезного применения технологии блочейн. При этом главной проблемой в вопросе узаконивания криптовалют для большинства стран является анонимность клиентской базы криптобирж, что может использоваться злоумышленниками для «отмывания» денег и другой противозаконной деятельности, в частности, финансирования наркоторговли, терроризма и т.д.
В настоящее время попытки законодательного регулирования цифровых денег (криптовалют) предприняты в Японии, США, Канаде, Швейцарии, Сингапуре, Дании, Швеции, Германии, Чехии, Норвегии, Мальте. В частности, министр экономики Швейцарии заявил, что хотел бы, чтобы его страна стала «криптогосударством». В свою очередь Венесуэла, в целях остановить галопирующую в стране инфляцию, стала выпускать национальную криптовалюту «Petro», обеспеченную запасами нефти.
Среди принятых странами СНГ законодательных актов в этой сфере можно отметить декрет президента Беларуси «О развитии цифровой экономики», принятый в декабре 2017 года, который создает условия для внедрения в экономику технологии блокчейн, иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций. Данным декретом физическим лицам разрешается майнить, владеть, хранить цифровые знаки (токены) в виртуальных кошельках, обменивать их на белорусские рубли и инвалюту и совершать с ними другие операции.
В Грузии, где майнинг криптовалюты получил широкое распространение, начато также внедрение технологий блокчейн в государственных сервисах, в частности, в ведении реестра данных по регистрации земли и недвижимости, планируется также внедрение смарт-контрактов (договоры, заверенные и защищенные по технологии блокчейн). Ранее подобные проекты были реализованы в Эстонии, Швеции и других странах ЕС.
Блокчейн с узбекским акцентом
В нашей стране также начата работа по созданию нормативной базы для регулирования деятельности в области оборота криптоактивов. В частности, Постановлением Президента от 3 июля 2018 года «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» с 1 октября введено лицензирование деятельности в области оборота криптоактивов, включая создание криптобирж по их торговле. При этом данные операции не являются объектами налогообложения и на них не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.
Кроме этого, постановлением запланировано внедрение с 1 января 2021 года технологии блокчейн в деятельность государственных органов при осуществлении госзакупок, оказании госуслуг, верификации сведений о личности, а также при ведении госреестров, классификаторов и иных баз данных, в систему корпоративного управления крупных коммерческих организаций с преобладающим участием государства, использование ее в клиринговых операциях, при осуществлении платежей, в торговом финансировании (аккредитив), а также кредитовании проектов.
В целях привлечения инвестиционных, финансовых и других ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития цифровой экономики, в том числе связанных с внедрением технологий блокчейн, Постановлением Президента от 2 сентября 2018 года образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» в форме государственного учреждения.
Одновременно 2 сентября 2018 года Президентом подписано Постановление «О мерах по организации деятельности криптобирж в Республике Узбекистан». В документе указано, что криптобиржей признается организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи криптоактивов. Криптоактивами являются совокупность записей в блокчейне, имеющих ценность и владельца. При этом на деятельность по обороту криптоактивов и криптобирж не распространяется законодательство о ценных бумагах, биржах и биржевой деятельности.
Следует особо отметить, что в соответствии с данным постановлением лицензия на осуществление деятельности криптобирж будет выдаваться исключительно иностранным юридическим лицам посредством открытия дочерних или иных предприятий на территории республики.
Технология, придуманная энтузиастами
Блокчейн (block-chain – цепочка блоков) – технология впервые была придумана энтузиастами для создания системы расчетов электронными деньгами в виде криптовалюты, т.н. мировой независимой валюты, которая не обеспечена реальными деньгами и неподконтрольна банковско-финансовым системам государств.
Основной единицей криптовалют является coin (монета), первой и самой популярной криптовалютой является биткоин (бит – единица измерения информации в двоичной системе). Технология блокчейн предусматривает, что записи транзакций по переводу виртуальной валюты между участниками системы производятся с помощью составления блоков информации, которые распределяются между ними, и, следовательно, один участник самостоятельно не сможет изменить данную информацию, что делает ее защищенной и достоверной.
Шифрованием транзакций и созданием новых блоков информации в сети блокчейн занимаются майнеры. Так как данная операция представляет из себя сложные вычисления и требует больших компьютерных ресурсов, майнеры за поддержание функционирования сети блокчейна получают оплату в виде криптовалюты. Каждый участник системы может быть майнером и одновременно продавцом или покупателем, осуществляющим транзакции с использованием криптовалюты. Таким образом, одни участники сети могут только размещать новую информацию о произведенных ими транзакциях, другие – заниматься формированием из транзакций новых блоков в блокчейне и получать за это новые единицы данной криптовалюты.
Учитывая, что технология блокчейн предусматривает распределение информации по компьютерам всех участников сети, без хранения ее на одном центральном сервере, она обеспечивает надежность хранения информации и прозрачность контроля за ее достоверностью.
Несмотря на то, что блокчейн-технологии в настоящее время, в основном, используются в компьютерных сетях, созданных для проведения расчетов в криптовалютах, они находят применение и в других областях, связанных с записью, хранением и использованием информационных данных в сетевых компьютерных системах.
Технология блокчейн позволяет вести реестр (электронную книгу учета) записей информации в виде определенной последовательности блоков, в компьютерной одноранговой (т.е. не имеющей иерархии, в т.ч. центрального сервера) сети, в которой могут записываться любые другие данные, например, о финансовых транзакциях, нотариальных сделках, загсовых записях, а также учет персональных данных, прав на недвижимость, транспортных средств, о выданных документах, записей электронных медицинских и трудовых книжек, оформленных лицензий и т.д.
Блок или файл с записанной в нем информацией присоединяется к последнему блоку цепи по установленному математическому алгоритму в определенной последовательности и ему присваивается идентификационный номер – цифровая подпись. Данная последовательность блоков с информацией доступна для просмотра всеми участниками данной одноранговой сети, в которой формируются данные блоки.
Информацию в блоках невозможно изменить, так как после присоединения нового блока вся информация обновляется, то есть повторно сохраняется во всех компьютерах сети. В случае, если в одном из компьютеров кто-то захочет изменить блок, то при очередном обновлении, то есть перезаписи всей цепи блоков, сеть выявит, что в одном из компьютеров информация в блоке изменена и не примет данное изменение для очередного сохранения, и измененная информация не сохранится в цепи блоков.
Потенциальному хакеру, чтобы изменить информацию в блоке, нужно это сделать одновременно во всех компьютерах (которых может быть тысячи или даже миллионы), подключенных в данную одноранговую сеть, что делает невозможным изменение информации в блоках регистра и тем самым дает практически стопроцентную гарантию надежности хранения информации в блоках. Таким образом, один раз введенную информацию в реестр с помощью присоединенных блоков уже никогда нельзя изменить, можно только добавлять новую информацию.
В случае повторного внесения в реестр новой информации о событии, которое уже ранее было записано и хранится в блоках, но с новыми данными (например, о ранее прошедшей транзакции, оформленном нотариальном или загсовом документе, но с другими данными, например, фигурирующими в них лицами или событиями, по сравнению с первоначальным уже записанным вариантом транзакции или документом), то данная информация будет зарегистрирована (записана) в реестре автоматически за новыми датой и идентификационным номером. Записать данную информацию в блоки задним числом невозможно, в результате при сопоставлении с первоначальным уже ранее записанном в реестре вариантом транзакции или документом она будет выявлена как недостоверная.
Экономия на госаппарате
Таким образом, внедрение блокчейн-технологии, например, в работу компьютерной системы учета ведения предоставляемых государственных услуг может значительно повысить надежность хранимых в электронном регистре информации. В свою очередь достоверность информации позволит обмениваться ею между различными госорганами и использовать ее без дополнительной перепроверки и подтверждения, что значительно сократит время предоставления госуслуги. Кроме этого отпадет необходимость в различных посреднических и контролирующих структурах, которые должны проверять работу госорганов, в том числе на предмет предоставления ими достоверной информации.
Предусматривается, что технология блокчейн может не только надежно защитить информационные массивы данных, ускорить процессы их обработки и выдачи сведений в рамках предоставления госуслуг, но и привести к значительной экономии средств на содержание государственного аппарата и инфраструктуры, обеспечивающих выполнение государством данной функции (например, в Эстонии подсчитали, что переход государственных услуг в цифровую сферу позволяет экономить стране до 2% ВВП).
Эдвард Романов
Экономическое обозрение №10 (226) 2018
Оставить комментарий