Региональные торговые соглашения как эффективный инструмент интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости.
В современном мире залог стабильного и поступательного экономического развития и обеспечения достойного уровня жизни граждан – эффективное встраивание секторов экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости. Инструментами этого процесса являются вступление Узбекистана в ВТО, участие в региональных и преференциальных торговых соглашениях, а также развитие экономического сотрудничества с другими странами на двусторонней основе.
Два феномена характеризуют международные экономические отношения с начала 1990-х годов. Первый – это рост глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦДС). Денационализация производства изменила международную торговлю таким образом, что торговля деталями и компонентами за период с 1990 по 2018 гг. увеличилась почти в 7 раз и росла в 5 раз быстрее, чем другие формы торговли. Второй феномен касается торговой политики и связан с беспрецедентно высоким увеличением числа региональных торговых соглашений (Regional Trade Agreements) и преференциальных торговых соглашений (Preferential Trade Arrangements). Современные РТС (регионально-торговые соглашения) охватывают более половины международной торговли, действуя наряду с глобальными многосторонними соглашениями в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). РТС не только увеличились в количестве, но и углубились в содержании. Вместе с тем произошло заметное увеличение мега- или крупных плюрилатеральных соглашений (plurilateral agreements), еще находящихся в процессе переговоров. По состоянию на май 2019 года всего в мировой экономике насчитывалось 294 действующих РТС. Они соответствуют 467 уведомлениям от членов ВТО, считая товары, услуги и присоединения новых членов к РТС.
Существует положительная корреляция между торговлей в рамках ГЦДС (измеряется как торговля деталями и компонентами) и глубиной торговых соглашений (измеряется количеством областей регулирования в соглашении). Это указывает на то, что отдача от торговых соглашений тем более сильна, чем более страна вовлечена в ГЦДС. Поскольку для того, чтобы эффективно участвовать в ГЦДС, необходимо проведение определенной внешнеэкономической политики за как таковыми физическими границами страны, но в пределах экономических границ (behind-the-border policies). Это возможно только если у страны имеются соответствующие региональные или преференциальные торговые соглашения с другими странами – не только соседними, но и более отдаленными.
Дважды анклавное географическое положение Узбекистана усложняет развитие экспортных производств и привлечение прямых иностранных инвестиций. На конкурентоспособность узбекской продукции прямое влияние оказывают высокие транзакционные издержки из-за регулирования экспорта и импорта. Из результатов эмпирических исследований известно, что отсутствие выхода к морю снижает экономический рост как минимум на 0,5%. Для Узбекистана это тоже не исключение. Замкнутое географическое положение среди схожих по экономической структуре анклавных государств Центральной Азии делает высокой стоимость экспортных и импортных операций, следовательно, сдерживает участие Узбекистана в международной торговле, привлечение ПИИ, снижает прибыли от торговли. Для сокращения высоких затрат на ведение торговли Узбекистану, как и другим странам ЦА, необходимо не только предпринять меры по упрощению процедур торговли, оптимизации и автоматизации экспортных и импортных операций, но и шире использовать инструменты региональных и преференциальных торговых соглашений, а также членства в ВТО для расширения участия и повышения своего уровня в глобальных цепочках добавленной стоимости.
Тренды глобальной торговли
Выявлены следующие основные тенденции современного этапа развития международных торгово-экономических отношений, характеризующие распространение и формирование РТС.
Первая тенденция выявила резкое увеличение числа региональных торговых соглашений (РТС), заключаемых между отдельными странами или группой стран с целью создания зоны свободной торговли (ЗСТ) или таможенного союза (ТС). Так, за период с 1948 г. по 1994 г. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) были нотифицированы 124 РТС, из них к моменту создания ВТО (1995 г.) действующими оставались около 50 соглашений. Однако за последние 25 лет в ВТО были поданы 686 уведомлений о создании РТС. Из них, по данным ВТО на май 2019 г., страны-члены организации состояли в 472 РТС, из которых фактически действующими были 294 РТС: по масштабу покрытия 143 относятся к РТС только по товарам, 1 только по услугам и 150 по товарам и услугам. Таким образом, можно наблюдать беспрецедентно высокое распространение РТС с момента создания ВТО.
Вторая тенденция показывает, что преференциальные торговые соглашения (ПТС) не только растут по количеству, но и углубляются в содержании. До 1990-х годов торговые соглашения предусматривали, в основном, торговлю товарами и были нацелены преимущественно на дополнительную (по сравнению с имевшимися обязательствами в ГАТТ) двустороннюю либерализацию таможенных тарифов. Однако более поздние преференциальные торговые соглашения стали включать и другие области регулирования, такие как услуги, инвестиции, политика в области конкуренции, защита прав интеллектуальной собственности и многое другое. Современные преференциальные торговые соглашения могут охватывать более 20 областей регулирования.
Третья тенденция заключается в том, что большинство действующих РТС приходятся на соглашения о ЗСТ (примерно 90%), остальные – это соглашения о ТС. Согласно ст. XXIV ГАТТ-94, странам-членам позволительно создавать ЗСТ или ТС, если это служит целям стимулирования взаимной торговли. Преобладание ЗСТ над ТС объясняется тем, что, во-первых, участники ЗСТ способны проводить независимую внешнеторговую политику в отношении третьих стран и могут участвовать одновременно в нескольких ЗСТ. Во-вторых, при заключении ЗСТ переговорный процесс проходит быстрее и легче. В то время как при ТС необходимо вырабатывать и согласовывать со всеми странами-участницами единый внешний тариф, гармонизировать торговые правила в отношении третьих стран, что может занять долгое время. Кроме того, участники ТС обладают меньшей автономией в сфере торговой политики. Большая часть РТС нацелена на получение доступа к рынкам. При этом если ЗСТ не ограничены географическими рамками, то в ТС географические аспекты преобладают в определении экономической и, как ни странно, политической интеграции.
Четвертая тенденция связана с углублением фрагментации правового пространства, регулирующего глобальную торговлю. Так, по данным World Trade Report 2011, в 2010 г. на долю двусторонних соглашений приходилось более 55% действующих РТС, на соглашения между самими РТС или между РТС и страной приходились 20% всех соглашений, и на плюрилатеральные соглашения – около 15%. Таким образом, сегодня каждая страна в мире участвует хотя бы в одном или нескольких РТС (некоторые страны одновременно участвуют в 20 РТС и более). По состоянию на 2014 г. каждая страна-член ВТО в среднем принимала участие в 13 ПТС.
Сложившаяся ситуация, в которой каждое государство одновременно участвует в нескольких соглашениях, привела к тому, что обязательства по этим соглашениям стали наслаиваться и противоречить друг другу. Как следствие, это усложнило координацию соответствия положений РТС многосторонним правилам ВТО. Более того, участникам соглашений стало затруднительно выполнять взятые на себя обязательства перед всеми участниками всех действующих РТС. Это явление с подачи американского ученого в области международной торговли Джагдиша Бхагвати получило название «эффект спагетти» (spaghetti bowl). Поэтому очень важно, чтобы РТС соответствовали многосторонним правилам ВТО и чтобы существовала согласованность между региональными соглашениями, а также между региональными и многосторонними системами.
Пятая тенденция состоит в том, что все больше растет вовлеченность развивающихся стран в процесс заключения РТС. Так, в современных условиях из всех заключенных торговых соглашений доля РТС с участием развивающихся стран составляет более 60%, из них 39% – это соглашения между развитыми и развивающимися странами, 22% – соглашения только между самими развивающимися странами. Эта разница объясняется тем, что значимость глубоких РТС для развитых и развивающихся стран различна.
Поскольку торговля между развитыми странами уже в значительной степени либерализована, глубокие соглашения между ними направлены, главным образом, на интернализацию трансграничных побочных эффектов. В то время как для развивающихся стран глубокие соглашения играют больше роль дополнительного инструмента торговой политики. Глубокие РТС между развитыми и развивающимися странами служат якорем для активизации участия развивающихся стран в ГЦДС, обеспечивая механизм выполнения обязательств по внутренней и внешнеторговой политике. Поскольку тарифы между развивающимися странами чаще всего высоки, РТС между развивающимися странами служат их участию в ГЦДС, в основном, за счет традиционной либерализации торговли.
Шестая тенденция состоит в том, что все больше наблюдается явный отход от невзаимных к взаимным преференциям в торговле товарами и услугами как между развитыми, так и между развивающимися странами. Это связано с тем, что со времен создания ВТО (1995 г.) большинство развивающихся стран стали полноправными членами этой организации. Следовательно, исполнение взятых обязательств ВТО по регулированию РТС и либерализация торговли подразумевают переход от невзаимных к взаимным преференциям друг к другу.
Преференциальные торговые соглашения. Несмотря на распространенность ПТС, они все же крайне неоднородны по своей структуре в зависимости от региона и уровня его доходов. Наибольшее число нотифицированных и действующих ПТС имеет Европейский Союз, и эти соглашения являются самыми глубокими в мире, в основном, из-за Договора о Европейском Союзе (2009 г.) и последующего расширения ЕС. Средняя общая глубина соглашений ЕС составляет 25 положений. Глубокие ПТС распространены также среди членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), EFTA (в среднем 23 положения регулирования в каждой стране), в Японии (21) и Республике Корея (20). ПТС, подписанные между развитыми и развивающимися странами, включают в среднем почти столько же положений (20), сколько соглашений о преференциальной торговле между только развитыми странами (22). Но правоприменительная практика, как правило, слабее в ПТС между развитыми и развивающимися странами, чем в соглашениях между только развитыми странами. А глубина ПТС между только развивающимися странами включает в среднем 13 положений.
С точки зрения благосостояния там, где производство является полностью национальным, а тарифы – единственным инструментом торговой политики, преференциальные торговые соглашения неоптимальны для многостороннего соглашения. Однако преференциальные соглашения могут быть эффективными с точки зрения отдельной страны как по экономическим, так и по неэкономическим причинам. Во-первых, страны могут получить выгоду от преференциальных торговых соглашений за счет других стран, не включенных в соглашение. Это будет иметь место, когда экспорт от участников вытесняет экспорт от нечленов. Во-вторых, у стран могут быть неэкономические причины для подписания торговых соглашений, потому что преференциальные торговые соглашения могут укреплять связи в сфере безопасности или работать в качестве строительного блока для политической интеграции. Поскольку эти аргументы являются разоряющими для соседей или неэкономическими (beggar-thy-neighbor or noneconomic), преференциальные торговые соглашения являются неэффективной заменой многосторонней либерализации торговли с экономической точки зрения.
Преференциальные торговые соглашения
Преференциальные торговые соглашения (ПТС) в ВТО являются односторонними торговыми преференциями. Они включают в себя схемы Генеральной системы преференций (GSP) (в соответствии с которыми развитые страны предоставляют льготные тарифы на импорт из развивающихся стран), а также другие невзаимные преференциальные схемы, отказы, предоставленные Генеральным Советом.
Недискриминация между торговыми партнерами является одним из основных принципов ВТО; однако РТС, которые являются взаимными преференциальными торговыми соглашениями между двумя или более партнерами, представляют собой одно из исключений и разрешаются в соответствии с ВТО на основе ряда существующих правил.
Взаимосвязь между РТС и ГЦДС
Взаимосвязь между РТС и способностью участвовать в ГЦДС прослеживается по нескольким направлениям.
Чем больше сфер регулирования охватывает преференциальное торговое соглашение, тем больше происходит интеграция страны в ГЦДС. Так, согласно результатам эмпирического анализа Osnago, Rocha, and Ruta (2016), при добавлении нового положения к преференциальному торговому соглашению увеличивается двусторонняя торговля деталями и компонентами на 1,5%, а реэкспортированная добавленная стоимость на 0,4%. Это означает, что подписание самого глубокого преференциального торгового соглашения в выборке удваивает торговлю деталями и компонентами и увеличивает реэкспортированную добавленную стоимость примерно на 22%.
Содержание преференциальных торговых соглашений важно для интеграции в ГЦДС, и их влияние зависит от уровня развития стран. Положения «ВТО-плюс», такие как снижение тарифов, определяют влияние торговых соглашений по торговле деталями и компонентами в рамках РТС строго между развивающимися странами. Каждое дополнительное положение «ВТО-плюс» повышает способность интеграции развивающихся стран в ГЦДС на 8,3%. Дополнительные положения «ВТО-экстра», такие как инвестиционная и конкурентная политика, влияют на торговлю деталями и компонентами в рамках РТС развитые–развивающиеся страны. Дополнительное положение «ВТО-экстра» в преференциальных торговых соглашениях между развитой и развивающейся странами увеличивает интеграцию в ГЦДС на 4,3%.
ГЦДС создает новые обоснования для преференциальных торговых соглашений, так как подразумевает разделение этапов производства через границы. Это, в свою очередь, создает спрос на более глубокие формы интеграции, так как более глубокие соглашения могут быть более эффективно согласованы и реализованы в преференциальном торговом соглашении или в соглашении, включающем подгруппу членов в рамках ВТО. Как утверждается в ВТO (2011), глубокие преференциальные торговые соглашения могут скорее дополнять, чем заменять многостороннюю торговую систему, поскольку они позволяют координировать или согласовывать политику, которая не может быть скоординирована или согласована на глобальном уровне.
Два основных набора экономических характеристик увеличивают выгоды от заключения преференциального торгового соглашения с конкретным партнером. Первый – это интенсивность торговли, которая предполагает, что две страны являются «естественными» торговыми партнерами. Второй связан со сравнительным преимуществом: взаимодополняемость производства или потребления увеличивает выгоду от заключения преференциального торгового соглашения. Соответствуют ли эти характеристики контексту ГЦДС? Ответ не очевиден, а исследований недостаточно. Тем не менее, анализ торговых соглашений Китая показывает, что на выбор «правильных» партнеров по преференциальным торговым соглашениям влияют позиция страны в ГЦДС и взаимодополняемость, в зависимости от сравнительных преимуществ, которыми обладают страны-участницы соглашения.
Инструмент ВТО
В процессе вступления в ВТО одним из важных соглашений, к которому Узбекистану необходимо присоединиться, является Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ), вступившее в силу в феврале 2017 г. СУПТ является первым многосторонним торговым соглашением, достигнутым со времен создания ВТО в 1995 г. Данное соглашение отражает огромный прорыв в работе ВТО после начала Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, потому что, с одной стороны, меры по упрощению процедур торговли помогают развивающимся странам значительно снизить затраты по торговым сделкам, а с другой – накладывают на развитые государства обязательства по оказанию технической помощи менее развитым государствам. В этом и состоит беспрецедентно важное значение СУПТ для развивающихся стран, особенно не имеющих выхода к морю.
Важность данного соглашения для Узбекистана состоит в том, что присоединение к нему может способствовать уменьшению транзакционных издержек и созданию эффективной системы механизма по упрощению процедур торговли в рамках системы ВТО. Это возможно благодаря тому, что СУПТ обязует и поощряет членов ВТО сокращать количество оформляемых таможенных документов и время, затрачиваемое на прохождение таможенных процедур, устанавливать систему «единого окна» на пограничных пунктах, внедрять международные стандарты таможенных процедур, обеспечивать активное сотрудничество между контролирующими таможенными ведомствами и т.д.
Еще одна важность присоединения к СУПТ для Узбекистана состоит в том, что оно содержит конкретные требования об ускоренном пропуске скоропортящихся продуктов. Эти требования должны быть максимально задействованы для наращивания экспорта сельскохозяйственной, в частности, плодоовощной продукции Узбекистана.
Уникальность и выгодность СУПТ состоит еще и в том, что при присоединении к данной договоренности Узбекистан сможет самостоятельно определять объем принимаемых на себя обязательств и требуемой технической и финансовой поддержки, а также длительность переходного периода участия в ВТО, исходя из своей специфики экономического развития.
Примечательно, что в переговорном процессе страны-члены ВТО будут требовать от Узбекистана снижения тарифов и торговых барьеров. Здесь Узбекистан может требовать от них взамен преференции при перевозке грузов через их территории. Таким образом, при участии в ВТО Узбекистан сможет эффективно использовать договоренности СУПТ для получения преференций и снижения себестоимости и времени при перевозке экспортных грузов через территории транзитных государств, таких как Казахстан, Россия, Азербайджан, Грузия и др. Также присоединение Узбекистана к СУПТ будет побуждать зарубежных и местных инвесторов оказывать техническое и финансовое содействие в улучшении транспортной инфраструктуры страны.
РТС дополняют ВТО
Альтернативой вступлению в ВТО могли бы быть переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером. Однако из опыта стран, не являющихся членами ВТО и торгующих на основе двусторонних соглашений, известно, что им требуется больше времени и средств для заключения соглашений с каждым торговым партнером. Для небольших государств это является серьезной проблемой. Кроме того, их переговорные возможности слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где небольшие страны могут объединяться в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы и схожие проблемы, как, например, могли бы поступить страны Центральной Азии (ЦА).
Для Узбекистана, очевидно, на обозримую перспективу наибольший интерес для развития торгово-экономических отношений представляют страны ЦА, Россия, Китай, Иран, Турция, ЕС и др. Рост конкурентоспособности продукции Узбекистана и других стран ЦА будет во многом зависеть от их способности сотрудничать, кооперировать друг с другом, экономически интегрироваться и участвовать в глобальных и региональных цепочках добавленной стоимости. Поэтому для Узбекистана, наряду со вступлением в ВТО, приоритетом должно стать создание системы региональных торговых соглашений (РТС) и встраивание в региональные цепочки добавленной стоимости. Это обеспечит развитие производственных, логистических и сбытовых цепочек, способствующих свободному движению капитала, рабочей силы и технологий, и, следовательно, повысит эффективность международной торговли и ее вклад в экономический рост Узбекистана. Например, региональное торговое соглашение стран ЦА позволит странам-участникам сообща использовать международную торговлю в качестве инструмента развития, будет стимулировать кооперацию в конкретных сферах и экономическую интеграцию.
Для анализа влияния региональных торговых соглашений (РТС) на объемы экспорта и импорта Узбекистана нами была проведена эмпирическая оценка и определены эффекты объема торговли и торговой политики. Полученные коэффициенты эластичности позволили сделать ряд важных выводов. Эффект объемов торговли: полученные коэффициенты предполагают, что при прочих равных условиях формирование региональных торговых соглашений (РТС) приводит к увеличению экспорта Узбекистана в среднем на 140,4%, что близко к существующим оценкам в литературе (Baier and Bergstrand, 2007; Anderson and Yotov, 2016). Например, в работе Baier and Bergstrand (2007) было задокументировано, что в среднем соглашение о свободной торговле примерно удваивает торговлю двух членов торговых партнеров за 10 лет. Эффект тарифов: введение тарифов в странах-импортерах на импорт из Узбекистана негативно отражается на экспорте Узбекистана. При прочих равных условиях среднее эквивалентное снижение экспорта при введении тарифов составляет 16%.
Основной вывод заключается в том, что участие Узбекистана в региональных торговых соглашениях более чем вдвое увеличивает объемы двустороннего экспорта и импорта. В то же время введение тарифов в странах – торговых партнерах значительно сокращает экспорт Узбекистана.
Другой важный вывод из нашего исследования состоит в следующем. Практически все страны – торговые партнеры Узбекистана являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). В нашей модели переменная ВТО (WTO dummy variable) во всех спецификациях имеет отрицательный знак. Отрицательный эффект от «неучастия» Узбекистана в ВТО состоит в высоких издержках, которые несут отечественные участники внешнеэкономической деятельности. Это означает, что Узбекистан находится в невыгодном положении во внешней торговле, по сравнению со своими торговыми партнерами, и несет существенные потери. Для того, чтобы международная торговля и торговый режим стали благоприятными, Узбекистану необходимо вступить в ВТО.
Региональные торговые соглашения – это соглашения двух или большего числа государств, создающие зону свободной торговли, таможенный союз или более глубокие интеграционные объединения.
Правила ВТО разрешают такие соглашения. Статья XXIV ГАТТ отмечает, что положения ГАТТ не препятствуют членам ВТО создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли, а также применять временные соглашения, цель которых – образование интеграционных групп. При одном условии, что такие соглашения будут содействовать развитию свободной торговли и не приводить к созданию препятствий в торговле с участниками региональных торговых соглашений.
Многочисленные исследования подтверждают, что РТС приводят к значительному росту двусторонней торговли, даже если участниками являются только развивающиеся страны.
Центральноазиатские акценты РТС
Страны ЦА подписали двусторонние соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) как друг с другом, так и в рамках СНГ. Эти ЗСТ, как правило, касаются предоставления взаимовыгодных условий для торгово-экономического сотрудничества. В соответствии с этими соглашениями стороны обязуются воздерживаться от применения количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров. Как правило, они включают все товары и услуги, но иногда они включают список товаров, освобожденных от режима свободной торговли. Часто такие исключения делаются для сельскохозяйственной продукции. Здесь количественные ограничения в основном нацелены на ограничение несанкционированного реэкспорта товаров или на защиту внутреннего рынка или платежного баланса.
Несмотря на наличие соглашений о ЗСТ друг с другом на двусторонней основе, не все из них практически осуществляются или применяются. В таблице 1 приведена информация о физически существующих и действующих РТС, а также нотификации о действующих РТС. Примечательно, что все страны ЦА имеют одинаковое количество РТС, притом только со странами СНГ, за исключением Казахстана и Кыргызстана, которые в рамках ЕврАзЭС участвуют также в РТС с Вьетнамом.
Внедрение и реализация РТС в странах ЦА имеют неоднозначный характер. Даже там, где страны глубоко интегрированы, существуют сомнения относительно фактической реализации подписанных торговых соглашений и их долгосрочной устойчивости.
Практически все страны ЦА имеют более одного торгового соглашения, нотифицированного в ВТО, но фактически не действующего. То есть соглашение есть, оно нотифицировано, но физически не выполняется. Так, в Центральной Азии различные нетарифные меры продолжают затруднять торговлю между странами-участницами РТС. Более того, в двусторонних соглашениях, например некоторых из них с Россией или Казахстаном, перечень товаров, освобожденных от режима свободной торговли, очень широк. Продолжают существовать торговые запреты, экспортные ограничения, импортные тарифные меры и нетарифные меры.
Совокупный негативный эффект от подобных ограничительных торговых мер состоит в том, что сводятся на нет многие преимущества РТС для агропродовольственной торговли в как в ЦА, так и в СНГ. Следует отметить, что двусторонние соглашения о ЗСТ с такой высокой долей товаров, освобожденных от свободной торговли, не соответствуют статье XXIV ВТО, которая требует, чтобы «практически вся торговля» была свободна от пошлин и других правил и запретов.
Согласно данным Секретариата ВТО (на май 2018 г.), Узбекистан имеет двусторонние соглашения о ЗСТ практически во всеми странами СНГ. Однако из них фактически действующими являются РТС с Россией, Украиной и Кыргызстаном. Одним из объяснений такого большого числа фактически недействующих соглашений в отношении Узбекистана можно считать «неучастие» страны в ВТО, где подобное грубое нарушение статьи XXIV ВТО могло бы оспариваться и быть предметом переговоров со странами-участницами. Более того, такое «дискриминирующее» участие в РТС сдерживает интеграцию Узбекистана в ГЦДС. Так как преференциальные торговые соглашения и интеграция в ГЦДС связаны между собой, бесперебойное функционирование трансграничной производственной деятельности требует наличия рычагов регулирования за пределами страны или в пределах экономических границ. Следовательно, фактическая реализация уже существующих РТС позволит Узбекистану эффективно интегрироваться в ГЦДС.
В контексте ГЦДС преференциальные торговые соглашения и многосторонняя торговая система обычно дополняют друг друга, и некоторые сферы могут более эффективно регулироваться в рамках небольших групп стран-единомышленников. Поэтому Узбекистану, с одной стороны, необходимо добиваться фактической реализации и углубления уже нотифицированных РТС со странами из постсоветского пространства. А с другой – расширять торговые соглашения за счет развитых и богатых развивающихся стран. Последнее может способствовать передаче технологий и служить повышению производительности секторов экономики Узбекистана.
Учитывая сравнительные преимущества Узбекистана, есть целесообразность интеграции страны в ГЦДС в таких секторах, как текстильная, кожевенно-галантерейная и плодоовощная. Это еще один аргумент в пользу того, что Узбекистану необходимо вступить в ВТО.
Преференциальный расклад Центральной Азии
Кроме того, страны ЦА являются бенефициарами преференций от развитых стран, таких как Канада, ЕС, Япония, Норвегия, Швейцария, Турция, США (таблица 2).
Повышение доходов на душу населения в Казахстане послужило причиной того, что с 2014 г. страна больше не входит группу стран, получающих льготный торговый режим в рамках Генеральной системы преференций ЕС (GSP), подразумевающий снижение импортных пошлин на определенные группы товаров. Наоборот, с 2010 г. Казахстан сам стал провайдером GSP-преференций другим странам. Примечательно, что другие страны ЦА, такие как Кыргызстан (с 2006 г.) и Таджикистан (с 2003 г.), также являются провайдерами преференций только для наименее развитых стран мировой экономики. На наш взгляд, это служит переходу указанных стран ко все большей взаимности в либерализации внешней торговли, в соответствии с мировыми тенденциями.
Касательно Узбекистана, в настоящее время страна намерена улучшить условия торговли с ЕС за счет получения односторонних тарифных преференций в рамках Генеральной системы преференций плюс (GSP+). Получение статуса бенефициара системы GSP+ позволит Узбекистану повысить число товарных позиций, экспортируемых без уплаты таможенных пошлин с нынешних 3000 до 6200. Это позволит увеличить объемы экспорта узбекистанских производителей в страны ЕС. Кроме того, получение данного статуса позволит Узбекистану, кроме наращивания экспорта, развивать систему охраны труда, окружающей среды, борьбы с коррупцией, наркотрафиком, предоставит стимул к соблюдению прав человека.
Вместе с тем, здесь главным является то, насколько эффективно будут использоваться будущие преференции. Неизменное одностороннее получение преференций от развитых стран в качестве бенефициара может создавать риски закрепления за Узбекистаном статуса «уязвимой» страны или страны с «уровнем доходов ниже среднего» и в последующем затруднить выход из «порочного круга бедности». Для того, чтобы изменить эту тенденцию, Узбекистану после получения от ЕС системы преференций GSP+ необходимо добиваться эффективного использования этих получаемых преференций, в том числе от других развитых стран. Следует рассматривать эти преференции в качестве инвестиций и повышать качество их использования в том смысле, чтобы экспортеры, получающие эти преференции, могли реинвестировать возросшие доходы в повышение своей конкурентоспособности, расширение производства, в логистические и инфраструктурные проекты, в повышение качества своей продукции, в маркетинговые исследования зарубежных рынков, непрерывное повышение человеческого капитала, в новые знания и т.д.
Кроме того, учитывая мировые тенденции, Узбекистану следует переходить от либерализации торговли на основе невзаимных преференций к системе предоставления преференций на взаимной основе.
Общие интересы Центральной Азии
Из-за особенностей географического положения перспективы экономического развития Узбекистана будут напрямую связаны с развитием соседних государств. Поэтому укрепление региональной свободной торговли, либерализация внешнеэкономической деятельности и совершенствование инструментов промышленной политики являются очень важными факторами для дальнейшего развития Узбекистана, также как и для других стран ЦА.
Правильное сочетание мер торговой политики может способствовать преодолению проблемы высоких транзакционных издержек. В качестве мер, необходимых к одновременному принятию всеми странами ЦА, должны быть: активизация региональной торговой интеграции в регионе; изменение и согласование торговых режимов; разработка общих правил для упрощения транзита; создание общих пунктов для пересечения границы; упрощение обмена информацией и укрепление кооперации; сокращение внутренних издержек производителей и экспортеров; модернизация и восстановление транспортной инфраструктуры. В Центральной Азии улучшение инфраструктуры дорог может увеличить товарооборот наполовину, превысив в сопоставимых объемах ожидаемые выгоды от снижения тарифов или программ содействия торговле. Открытость и интеграция важны и выгодны одновременно всем анклавным государствам Центральной Азии, экономическое развитие которых взаимозависимо.
Нодира Курбанбаева
Экономическое обозрение №5 (233) 2019
Оставить комментарий