Аэропорты Узбекистана открываются для иностранных авиакомпаний

Аэропорты Узбекистана открываются для иностранных авиакомпаний

Режим "открытого неба" позволит либерализовать и облегчить доступ и условия использования воздушных гаваней Узбекистана для иностранных авиакомпаний.

Начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма Зафаржон Вохидов прокомментировал режим "Открытое небо".

«Открытое небо» – это либерализация и облегчение доступа и условий использования воздушных гаваней страны для иностранных авиакомпаний. Используется для увеличения туристического потока и развития своего потенциала в качестве регионального авиационного хаба. Режим «открытого неба» открывает рынок для международных авиакомпаний к аэропортам и их наземным службам страны. Ключевыми принципами «открытого неба» являются не только предоставление прав на транзитные перелеты, но и невмешательство правительства в ценообразование, назначения маршрутов и авиакомпаний, а также отсутствие ограничений по типам самолетов и их мощностей. Применение политики «открытого неба» в мире позволило увеличить пассажирооборот до 35% в среднем (без нее было бы 8%). Она также снизила цены на авиабилеты от 20 до 40%. «Открытое небо» также создаст десятки тысяч рабочих мест», - отметил он.

Например, соглашение между Австралией и Новой Зеландией обеспечило 40 тыс. человек работой, а также либеральный воздушный режим в Сингапуре создал 163 тыс. прямых рабочих мест. В целом, на сегодня гражданская авиация в мире обеспечивает работой 63 млн. человек и ее вклад составляет 3,5% мирового ВВП.

Следует отметить, что свободы воздушного пространства представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на её территории. Данные правила сформулированы в результате разногласий по поводу степени либерализации авиации, заложенной в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года.

Теперь, что такое термин пятая свобода?

«Пятая свобода – предоставляет авиакомпаниям право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в свою страну. Т.е. пятая свобода необходимо авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки A в точку B и из точки A в точку C (с промежуточной посадкой в точке B), но и из точки B в точку C (A->B->C) и обратно. Пассажиров привлекают прежде всего недорогие авиабилеты из точки В в точку С и обратно. В связи с тем, что часть пассажиров летит только до точки В, у авиакомпании при полете из точки В в точку С всегда есть свободные места, которые она старается максимально загрузить, применяя для этого специальные цены, и в этом случае пассажир зачастую может совершить авиаперелет на небольшие расстояния на дальнемагистральном самолете типа B747/777, А330/А340», - разъясняет Вохидов.

К «открытому небу» присоединяются страны, у которых отечественные авиакомпании не в состоянии полностью удовлетворить существующий или потенциальный спрос среди населения и иностранных туристов.

«Например, Россия проводит политику «открытого неба» для аэропортов в городах Сочи, Калининград и Владивосток, Израиль довольно успешно проводит такую политику по отношению своего главного аэропорта имени Бен Гуриона в Тель-Авиве, а страны Евросоюза применяют политику «открытого неба» для авиаперевозчиков, чтобы предоставить равные возможности авиакомпаниям стран ЕС внутри общего авиационного рынка. В частности, успешный опыт Израиля, показывает, что от этой политике в конечном счёте выигрывают как местные авиакомпании, так и вся страна в целом. После инициирования политики «открытого неба» в период с 2013 по 2017 годы пассажиропоток в аэропорту Бен Гуриона увеличился с 13 до 20 миллионов человек, а воздушная гавань вошла в список ведущих аэропортов мира», - сказал З.Вохидов.

Также, недавним успешным примером является Армения, которая за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов с привлечением 12 авиакомпаний.

Важно подчеркнуть, что если страна проводит политику «открытого неба», то она должна максимально упростить правила использования своего воздушного пространства и аэропортов, минимизировать расходы, связанные с предоставлением услуг пользования своим воздушным пространством, особенно предоставлять авиакеросин по конкурентным ценам.

«При принятии решения авиакомпаниями, летать или нет в определенную страну, имеют значение два ключевых фактора: стоимость авиатоплива и стоимость обслуживания в аэропортах. Существующие на сегодняшний день в Узбекистане размеры ставок как на авиатопливо, так и на аэропортовые сборы не конкурентоспособны. Есть оценочные данные, что текущие размеры сборов за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на территории страны превышают размеры, установленные в странах, сопоставимых с Узбекистаном в регионе. Вышеназванным Указом Президента данная проблема практически решена, вопрос лишь времени, остается только исполнить поручение своевременно и качественно. Так, АО «Uzbekistan Airports» по предложениям международных аэропортов республики предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортами для авиакомпаний-нерезидентов, расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта. Самое главное, они самостоятельно могут заключать прямые договора с местными или иностранными поставщиками авиатоплива и горюче-смазочных материалов, а также реализовать их местным и иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные», - дополнил Начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок.

Самое важное, теперь иностранные авиакомпании, которые заинтересованы в налаживании рейсов с городами, которые в аэропортах введен режим «открытого неба», обращаются в Минтранс для получения разрешения на выполнение полетов и АО «Uzbekistan Airports» в получении слота.

Вместе с тем, в Указе прописаны все меры для успешной реализации режима «открытого неба». В частности, до конца текущего года проводится инвентаризация и пересмотр межправительственных соглашений Республики Узбекистан о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов.

Внедрением режима «открытого неба» ожидается существенное увеличение количества иностранных туристов и возникает необходимость налаживания внутренних транспортных перевозок. Для решения данного вопроса Министерству транспорта совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» возложена задача разработать план по обеспечению транспортных связок – автобусного и железнодорожного сообщения между городами страны и сопредельных государств для создания удобной логистики пассажирам международных аэропортов.

Кроме того, в связи с введением режима «открытого неба» в аэропортах «Карши», «Нукус» «Термез» и «Бухара» планируется реконструировать взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, командно-диспетчерские пункты, аэронавигационное оборудование и стационарные наземные узлы связи. «В целом «открытое небо» позволит укрепить гражданскую авиацию страны, удовлетворить растущую потребность населения в диверсифицированных и доступных авиабилетах и грузоперевозках, а также обеспечить высокую уровень безопасности полетов за счет омоложения авиапарка.

Вместе с тем, способствует расширению географии полетов за счет транзита между Азией, Европой и Ближнем Востоком, существенному снижению цены на авиабилеты, развитию отечественных малобюджетных авиакомпании на рынке авиаперевозок, привлечению международных управленческих компаний в сфере авиации и развитию бизнес-авиации», - утверждает Зафаржон Вохидов.

Нужно отметить, что своевременное и качественное осуществление вышеуказанных задач послужит кардинальному изменению в количестве и географии иностранных туристов, особенно туристов из дальнего зарубежья.

Поделиться постом

Похожие новости