Исполнение доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан за I квартал 2020 года: оценка и перспективы

Исполнение доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан за I квартал 2020 года: оценка и перспективы
Архивное фото: "Экономическое обозрение"

Динамика бюджетных поступлений

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 1 июня 2020 года депутаты утвердили исполнение Государственного бюджета Республики Узбекистан и Государственных целевых фондов в 2019 году и I квартале 2020 года[1].

В 2019 году доходы Государственного бюджета достигли 112,2 трлн. сумов. Прогноз был выполнен более чем на 9,2 трлн. сумов или 109%. В результате налоговых реформ в распоряжении хозяйствующих субъектов остались 12,8 трлн. сумов. Расходы Госбюджета составили 118 трлн. сумов, увеличившись на 48% по сравнению с 2018 годом.

В I квартале 2020 г. доходы Государственного бюджета достигли 28,5 трлн сумов, а расходы – 27,7 трлн сумов[2]. Основным источником формирования бюджетных средств по-прежнему остаются поступления по косвенным налогам. Несмотря на снижение за период I квартал 2019-2020 гг. их доли в структуре доходной части Государственного бюджета на 7,18% поступления по косвенным налогам за I квартал 2020 г. составили 38,8% (Рис.1).

Государственный бюджет полностью профинансировал предусмотренные расходы и карантинные ограничения, введенные со второй половины марта т.г. из-за распространения в стране пандемии коронавируса.

Снижение доли косвенных налогов в Государственном бюджете является результатом сокращения с 1 октября 2019 г. ставки НДС, изменения механизма взаиморасчетов между крупными государственными предприятиями и государством по НДС, оптимизацией ставок акцизного налога и импортных пошлин на завозимую продукцию.

Увеличение удельного веса прямых налогов в структуре бюджетных доходов с 21,8% в I кв 2019 г. до 36,2% в I кв 2020 г. связано с реализацией важного направления Концепции совершенствования налоговой политики (2018 г., июнь), направленного на усиление роли прямых налогов при формировании бюджетных средств (в особенности, налога на прибыль), а также сокращения сферы действия налоговых льгот и преференций.

Доля ресурсных платежей и налога на имущество в Государственном бюджете снизилась за исследуемый период с 19,3% в I квартале 2019 г. до 17,8% - в I квартале 2020 г. В этой сфере налогообложения кардинальных реформ за последние годы не осуществлялось.

Динамика поступлений по отдельным группам налогов

Анализ изменения поступлений по отдельным группам налогов показывает, что темпы их роста по прямым налогам постепенно возрастают, по косвенным налогам, а также ресурсным налогам и налогу на имущество – сокращаются (Рис.2).

Объемы поступлений в Государственный бюджет по прямым налогам возросли в I квартале 2019 г., к соответствующему периоду 2018 г. - в 1,61 раза, а в I квартале 2020 г. к соответствующему периоду 2019 г. – в 2,05 раза. Поступления по косвенным налогам увеличились, соответственно, в 1,42 раза и 1,04 раза, по ресурсным налогам и налогу на имущество – 1,86 и 1,14 раза.

Источник: составлено на основе данных Министерства финансов и ГНК

  1. a. Динамика прямых налогов

Удельный вес прямых налогов в структуре доходной части Государственного бюджета увеличился с 21,8% - в I квартале 2019 г. до 36,2% - во II квартале 2020 г. или - на 14,4 процентных пункта.

В структуре прямых налогов доля поступлений по налогу на прибыль юридических лиц за тот же период возросла с 6,9% до 22,2%. При этом, объем поступлений по этому налогу увеличился с 1 603,0 до 6 316,8 млрд.сумов или в 3,9 раза. Росту поступлений в бюджет по данному налогу способствовала отмена с 1 января 2020 г. отдельных льгот по налогу на прибыль, а также увеличение ставки данного налога с 12% до 15%.

Доля поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в Государственном бюджете возросла за исследуемый период с 11,1% до 12,4% (Рис.3). При этом поступления по данному налогу за тот же период увеличились с 2 553,4 до 3 551,2 млрд. сумов или в 1,39 раза.

Важными факторами роста поступлений по НДФЛ являются введение с 2019 г. плоской шкалы НДФЛ по ставке 12%, снижение ставки ЕСП, сокращение размера отчислений на индивидуальные накопительные счета (ИНПС), поэтапная отмена налоговых льгот для отдельных категорий физических лиц, что в целом способствовало долгосрочной тенденции легализации деятельности бизнеса и, в частности, физических лиц, расширению охвата плательщиков данного налога за счет отмены льгот по отдельным категориям.

Источник: составлено на основе данных Министерства финансов и ГНК.

Из всех прямых налогов наибольший рост поступлений средств в Государственный бюджет наблюдается по налогу на прибыль юридических лиц (Рис.4).

Примечание. С января 2020 г. вместо ЕНП действует «налог с оборота».

Источник: составлено на основе данных Министерства финансов и ГНК

В I квартале 2020 г., по отношению к 2019 г., поступления по налогу на прибыль возросли в 3,9 раза, а по НДФЛ – в 1,3 раза.

Таким образом, динамика прямых налогов в целом соответствует принятым критериям, утвержденным Концепцией совершенствования налоговой политики. В тоже время, предусматривается реализация дополнительных мер, направленных на увеличение налоговой базы и стимулирование расширения официальной занятости.

  1. b. Динамика косвенных налогов

В последние годы в Узбекистане осуществлялись масштабные реформы, направленные на совершенствование механизма косвенного налогообложения. С января 2019 г. была существенно расширена сфера применения НДС, сокращены льготы, а с 1 октября снижена ставка данного налога с 20% до 15%. В 2019-2020 гг. были оптимизированы акцизный налог и таможенные пошлины, а также сокращены налоговые льготы по этим платежам. Реализованные меры привели к тому, что за I кв 2019-2020 гг. удельный вес косвенных налогов в структуре доходной части Государственного бюджета сократился с 45,9% до 38,8%.

За I кв 2020 г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, поступления по НДС возросли в 0,9 раза (фактически - упали), по акцизному налогу – в 1,3 раза, по таможенным пошлинам - в 1,4 раза (Рис.5).

Источник: составлено на основе данных Минфина и ГНК

Падение темпов поступления НДС связано с тем, что в 2019 г. были внесены изменения в механизм взаиморасчетов между крупными государственными предприятиями и государством, что отразилось на формировании бюджетных средств в 2019 г. и I квартале 2020 года. Поступления по акцизному налогу сократились в связи с проведением оптимизации данного платежа, проведенной в целях подготовки к вступлению страны в ВТО, а также – снижения налоговой нагрузки на ценообразование в потребительском секторе (в частности, на продовольственную продукцию первой необходимости).

В структуре косвенных налогов доля поступлений по НДС снизилась за исследуемый период с 33,2% до 25,1%, по акцизному налогу, наоборот, увеличилась – с 10,5% до 11,1%, таможенных пошлин - с 2,2% до 2,5% (Рис.6).

Источник: составлено на основе данных Минфина и ГНК.

Сокращение доли НДС в структуре Государственного бюджета объясняется тем, что существенно возросли поступления по налогу на прибыль, что было запланировано в процессе проведения реформы налогообложения.

На динамику поступления платежей по НДС сказалось снижение с 1 октября 2019 года ставки данного налога с 20% до 15%, а также отмена налоговых льгот на отдельные виды продукции.

  1. c. Динамика ресурсных налогов и налога на имущество

Удельный вес ресурсных платежей и налога на имущество в Государственном бюджете снизился за исследуемый период с 19,3% в I квартале 2019 г. до 17,8% - в I квартале 2020 г.

При этом за тот же период доля поступлений по налогу на имущество юридических и физических лиц сократилась с 2,7% до 1,7%, налога за пользование недрами – с 14,2% до 13,6%. Сохранился удельный вес налога на землю (около 2%) и налога за пользование водными ресурсами (0,3%).

В сфере ресурсных платежей и налога на имущество за последние годы существенных реформ не осуществлялось.

Оценка перспектив формирования бюджетных средств по мнению Государственного налогового комитета

По мнению первого заместителя председателя ГНК Мубина Мирзаева, которое он высказал в интервью информационному изданию Kun.uz, Узбекистан должен интегрироваться в мировую экономику. Для этого ему необходимо провести налоговую унификацию. Будь то Всемирная торговая организация (ВТО) или иная торговая структура, у них есть одно требование: независимо от того, взимается ли акцизный налог с подакцизных товаров, ставка на внутреннем рынке не должна быть ниже, чем на импортируемые товары. То есть ставки должны быть практически одинаковыми[3].

Требование международной экономической интеграции состоит в том, чтобы акцизный налог на импортируемые товары должен быть установлен и на продукцию, произведенную на внутреннем рынке (или оба они должны быть освобождены от данного налога). Это не происходит за день или за месяц. Если Узбекистан станет членом ВТО или членом другой торговой организации, то нам нужно будет объединить внутренние и внешние ставки акцизов в ближайшие три года и в ближайшие 5-6 лет, чтобы приблизить их к размеру действующей в этой организации ставки. Тогда можно будет комбинировать налоговые ставки на ближайшие 8-10 лет.

Мубин Мирзаев также оценил ситуацию с формированием бюджетных средств, отметив на недостатки местных органов власти, которые нередко создают искусственные проблемы для налогоплательщика, имеющиеся резерваы в управлении налоговыми органами на местах.

Отвечая корреспонденту Kun.uz Мубин Мирзаев, также отметил, что прогноз поступления средств в Госбюджет по Государственному налоговому комитету на II квартал 2020 года составляет около 21 триллиона сумов (без поступлений от Государственного таможенного комитета)[4]. Негативное влияние пандемии в первом квартале не было ощутимым. Но ожидаются большие риски во втором квартале. По первоначальным оценкам, ожидается, что налоговые поступления во II квартале сократятся на 6,8 трлн и, соответственно, бюджетные поступления составят 18,2 трлн сум.

Негативные последствия коронавирусной пандемии были смягчены принятием оперативных мер со стороны главы государства и правительства. Благодаря этому вместо прогнозируемых налоговых поступлений ГНК перечислил в бюджет 14,2 трлн сумов к концу двух месяцев (апрель и май т.г.). В целом негативные последствия пандемии были снижены на 3 трлн сумов.

Общие выводы и рекомендации:

В I квартале 2020 г. доходы Государственного бюджета достигли 28,5 трлн сумов, расходы – 27,7 трлн сумов, а профицит сложился на уровне 0,8 трлн сумов.

Основным источником бюджетных средств по-прежнему остаются поступления по косвенным налогам, доля которых за I квартал 2020 г. составили 38,8% (в I квартале 2019 г. – 45,9%).

Снижение доли косвенных налогов в Государственном бюджете является результатом сокращения с 1 октября 2019 г. ставки НДС, совершенствования механизма взаиморасчетов между крупными государственными предприятиями и государством по НДС, оптимизацией ставок акцизного налога и импортных пошлин на завозимую продукцию.

В перспективе целесообразно принять меры, направленные на улучшение администрирования НДС и других косвенных налогов, ускорения возврата входного НДС, оптимизации налоговых льгот и преференций в этой сфере налогообложения, совершенствования таможенной политики и ее адаптации к условиям вступления Узбекистана в ВТО и ЕАЭС.

Рост доли прямых налогов в структуре бюджетных доходов с 21,8% в I кв 2019 г. до 36,2% в I кв 2020 г. связан с реализацией важного направления Концепции совершенствования налоговой политики, направленного на усиление роли прямых налогов при формировании бюджетных средств. В ближайшей перспективе необходимо разработать меры, направленные на расширение инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, а также расширения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью за счет предоставления вычетов из налогооблагаемой базы налога на прибыль.

В целях повышения эффективности действия НДФЛ и расширения социальной поддержки населения, сокращения неофициальной занятости целесообразно ввести механизм вычетов из налогооблагаемой базы данного платежа отдельных значимых расходов (диагностические, стоматологические и некоторые другие медицинские услуги, отдельные коммунальные услуги для малообеспеченных граждан, содержание детей в детских садах, проезд в общественном транспорте и др.).

Предлагается поэтапно внедрить механизм налогообложения совокупного дохода семьи с малолетними детьми с учетом сокращения базы обложения налога на доходы физических лиц (родителей). Данный механизм необходимо направить на поддержку семей, имеющих малолетних детей в целях улучшения их питания и жилищных условий, развития навыков, укрепления здоровья и расширения доступа к базовым общественным ценностям.

Доля ресурсных платежей и налога на имущество в Государственном бюджете снизилась за исследуемый период с 19,3% в I квартале 2019 г. до 17,8% - в I квартале 2020 г., что связано с отсутствием до настоящего времени реальных реформ в этой сфере налогообложения. В ближайшей перспективе необходимо принять меры, направленные на повышение эффективности ресурсных платежей и росту их значения при формировании бюджетных средств и упрощению их начисления (в том числе – за счет объединения земельного налога и налога на имущество в налог на недвижимость).

В заключении необходимо отметить, что распространение на территории республики коронавирусной пандемии с марта текущего года существенно не сказалось на формировании Государственного бюджета страны в первом квартале 2020 года. Это связано с тем, что первый случай COVID-19 был выявлен только 15 марта т.г., а вынужденные ограничения (карантин) на хозяйственную и иную деятельность были введены только в третьей декаде марта 2020 года. Падение бюджетных поступлений от сокращения экспорта природного газа и другой продукции, от снижения импорта было перекрыто ростом доходов на экспортируемые цветные металлы и некоторые другие виды продукции.

Источники:

[1] https://www.mf.uz/ (6.06.2020 г.)

[3]https://kun.uz/news/2020/06/02/yeoiiga-azolik-ozgarayotgan-soliq-siyosati-va-stavkalar-mubin-mirzayev-bilan-suhbat (Youtube).

[4]Мирзаев Мубин. Прогноз налоговых поступлений в условиях пандемии был выполнен с профицитом. https://kun.uz/news/2020/06/03/pandemiyada-soliq-tushumlari-prognozi-ortigi-bilan-bajarilgan (Youtube)

Сергей ВОРОНИН,

Азиза УБАЙДУЛЛАЕВА,

Институт бюджетно-налоговых исследований

при Министерстве финансов

Поделиться постом

Похожие новости