Узбекистан и ЕАЭС: быть или не быть?

Узбекистан и ЕАЭС: быть или не быть?
Присоединение к союзу должно быть максимально продуманным и прагматично исследованным.

Узбекистан и Россия создали рабочую группу по анализу рисков и возможностей от вступления в ЕАЭС. Вследствие этого, вступление Узбекистана бурно обсуждается не только в социальных и новостных сетях, но и на политических аренах Запада вплоть по ту сторону океана. Особенно интересным является высказывание министра торговли США, который предостерег нашу страну от присоеденинения в ЕАЭС, аргументируя дальнейшими затруднениями и отсрочкой вступления в ВТО. Но в данном вопросе хотелось бы отметить, что практически все страны ЕАЭС, кроме Белоруссии, являются членами ВТО и их членству ничего не грозит.

На сегодня Российская Федерация занимает второе место в общем объеме внешнеторгового оборота Узбекистана – 16,9%. Ежегодно товарооборот растет между странами, который за 2018 год составил 5,73 млрд долл., при этом экспорт составил 2,2 млрд долл., а импорт 3,5млрд долл. Казахстан на сегодня занимает прочное место среди основных торговых партнеров Узбекистана, расположившиьс на 3 месте. Совокупный объем сотрудничества за 2018 год, включая денежные переводы, инвестиционные проекты, кредиты и другие составил 3,3 млрд долл.

Таким образом, сотрудничество Республики Узбекистан со странами ЕАЭС является значительным, на долю которых приходится 14, 9млрд долл. по итогам 2018 года и 12,7 млрд за 9 месяцев 2019 года. Более 40% экспорта продукции Узбекистана приходится на страны ЕАЭС, а импорт составляет около 30% от общего объема импорта продукции страны.

Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики нашей страны. По различным данным, в нашей стране производится до 20 млн тонн плодоовощной продукции и только около 1 млн тонн экспортируется.

В настоящее время мы экспортируем плодоовощную продукцию на 1,5-2 миллиарда долларов. В этом контексте хотел бы отметить: у нас есть все возможности, чтобы экспортировать эту продукцию на 10-15 миллиардов долларов в год[1].

На примере частного опыта, могу назвать две основные проблемы, по которым доступ в торговые сети является проблематичным для наших экспортеров: 1) стандарты производства сельскохозяйственной продукции (карантинная обработка, селекционные процедуры); 2) торговые барьеры (пошлины для третьих стран, не входящих в ЕАЭС)[2].

Так, вступление в ЕАЭС по сельскохозяйственной продукции позволит решить, как минимум, одну из насущных проблем, также увеличит конкурентоспособность нашей продукции на рынках стран участниц ЕАЭС. Вместе с тем, увеличится инвестиционный поток в данную отрасль и повысится объем перерабатываемой сельскохозяйственной продукции, что позволит расширить товарную номенклатуру экспорта сельскохозяйственной продукции. Предпринимателям будет проще перерабатывать готовую плодоовощную продукцию на территории нашей страны (льготные условия для инвесторов, дешевая рабочая сила, возможность контроля производства продукции и другие). Также решение данной проблемы положит начало решению второй насущной проблемы, производители начнут активную конкуренцию в завоевании торговых сетей и подстраиваться под их стандарты.

Присоединение к союзу должно быть максимально продуманным и прагматично исследованным. В этой связи необходимо озвучить благоприятные условия для нашей страны, при этом необходимо взять на себя обязательства поэтапного искоренения торговых барьеров по уязвимым позициям.

Ведь одним из положительных аспектов создания экономического пространства является производство товаров на основе относительных и абсолютных преимущественных факторов, где будут определены наиболее выгодные товарные позиции, которые выгодно производить, а некоторые закупать по более приемлемым условиям. В этом случае можно будет увидеть те отрасли, которые приносят ущерб нашей экономике (необоснованные субсидии и дотации) и в конечном итоге населению нашей страны.

[1] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 22 декабря 2017 года.

[2] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2019)

Абдурашидов Даврон

Слушатель Академии Государственного Управления

при Президенте Республики Узбекистан

Поделиться постом

Похожие новости