Внутренний туризм позволяет восстанoвить отрасль

Внутренний туризм позволяет восстанoвить отрасль

В сложившихся условиях мировой пандемии коронавируса, несомненно, все отрасли народного хозяйства испытывают многочисленные экономические трудности, связанные с невозможностью функционировать полноценно из-за беспрецедентного падения потребительского спроса. Туризм, безусловно, является отраслью наиболее сильно пострадавшей от закрытия границ и ограничения передвижения между странами. По прогнозам Всемирной туристической организации (ВТО), количество туристских прибытий в 2020 году снизится на 20-30%, что, в худшем случае, приведет к потере 1/3, или 300-450 млрд. долларов США мировых доходов от международного туризма. Хотя еще в январе текущего года был прогноз о росте этого показателя на 3-4%.

За последние 20 лет было всего 3 года с заметным снижением относительного значения количества туристских прибытий: в 2001 году – из-за террористических атак 11 сентября, 2003 году – в связи с эпидемией атипичной пневмонии и 2009 году – из-за глобального экономического кризиса. Но даже в совокупности предыдущие кризисы не приводили к таким экономическим последствиям, какие принесет пандемия 2020 года.

В целом, по данным ВТО, негативное влияние коронавируса выразилось в сокращении международных туристских прибытий в первом квартале 2020 года на 67 млн. и экспортных потерях на сумму 80 млрд. долларов США. Страны-лидеры туристического бизнеса уже начали подсчитывать убытки. Так, в Италии их общая сумма превышает 20 млрд. евро, и, по прогнозам Министерства туризма, отрасли понадобятся 1 или даже 2 года, чтобы вернутся на докризисный уровень.

Ввиду достаточно внушительных потерь туристическую отрасль необходимо восстанавливать, причем в соответствии с требованиями, возникшими в условиях борьбы с пандемией. Многие страны уже начали разработку и внедрение системы сертификации туристических объектов на безопасность от эпидемии. Например, Испания одной из первых разработала и утвердила на государственном уровне новые санитарные протоколы для туризма. Таким образом, туризм начинает функционировать в условиях новой реальности, которая предполагает усиление контроля за максимально строгим соблюдением санитарных норм для исключения возможности повторения вспышек пандемии.

Туризм в Узбекистане на фоне пандемии

Узбекистан и его туристическая индустрия также в полной мере ощутили на себе негативное влияние пандемии. С момента объявления карантина более 1500 туроператоров и 1200 гостиниц приостановили свою деятельность, что привело к сокращению доходов более 250 тысяч человек. Государством был принят ряд первоочередных мер по поддержке отрасли. В частности, 1750 хозяйствующих субъектов использовали льготу по освобождению от уплаты налогов на имущество и землю, что позволило им избежать расходования 60 млрд. сумов.

В связи с продолжающимися во многих странах ограничениями на международные поездки эксперты ВТО сделали вывод о том, что внутренний туристический спрос восстановится значительно быстрее международного. Проведенный SWOT-анализ показал, что, несмотря на продолжающуюся неопределенность в борьбе с распространением коронавируса. внутренний туризм может стать буфером туристической индустрии.

Принимая во внимание рекомендации ВТО по восстановлению туризма, 28 мая 2020 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии», в котором приоритетным направлением является возобновление с 1 июня 2020 года внутреннего туризма в регионах республики со стабильной санитарно-эпидемиологической ситуацией и при строгом соблюдении всех санитарных норм. Этим же документом был принят пакет мер по стимулированию скорейшего восстановления отрасли, предусматривающих, в том числе, дополнительные налоговые льготы и преференции, пролонгацию основного долга по ранее выданным кредитам и предоставление целевых беспроцентных кредитов, субсидирование стартапов и инновационных туристических продуктов. По заявлению главы Госкомтуризма А. Абдухакимова, эти меры должны обеспечить экспорт туристических услуг более чем на 450 млн. долларов США.

Анализ показателей развития внутреннего туризма в Узбекистане продемонстрировал, что хотя это направление отрасли стало развиваться относительно недавно, но до пандемии в нем наблюдался стабильный рост.

Однако, в 2019 году число поездок внутри страны уменьшилось на 9%, причем спад произошел за счет уменьшения количества поездок с ночевкой более чем в 2 раза, в то время как поездки без ночевки выросли на 6%. На наш взгляд, причинами этого спада могло стать несоответствие цены и качества предоставляемых услуг размещения, а также изменение целей поездок.

В 2019 году приоритетными целями поездок внутри Узбекистана были посещение знакомых и родственников, совершение покупок. Следовательно, для дальнейшего развития внутреннего туризма необходимо повышать привлекательность поездок, целью которых являются отпуск, досуг и посещение религиозных мест. Ведь именно они приносят наибольший доход в отрасль.

Реанимация отрасли

Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию пандемии, нужно не только развивать актуальные туристические направления, но и создавать безопасные условия для функционирования как внутреннего, так и внешнего туризма. С этой целью в Узбекистане разработан проект Uzbekistan. Safe travel guaranteed («Узбекистан. Безопасное путешествие гарантировано»). Проект представляет собой новую систему санитарно-эпидемиологической безопасности для туристов на основе мировых стандартов. Сертификация объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, туристических услуг на основе новых санитарно-гигиенических требований будет обязательной для:

  • всех государственных пограничных пунктов;
  • воздушных, железнодорожных и автовокзалов;
  • объектов материального культурного наследия, музеев, театров и др.

При этом Госкомтуризм совместно с Министерством здравоохранения сформируют и будут дополнять «реестр безопасных объектов», на основе которого туроператоры будут формировать туристические маршруты. Сертификация субъектов предпринимательства (услуги общественного питания, средства размещения, транспортные услуги и т.д.) является добровольной. Важной частью данного проекта станет организация обучения и повышения квалификации персонала туроператоров, объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры. Также будет организована рабочая группа с участием общественных организаций для повсеместного мониторинга соблюдения санитарно-гигиенических требований безопасного обслуживания.

Внедрение данной системы позволит максимально безопасно начать реанимацию отрасли с помощью внутреннего туризма. Однако не стоит придерживаться оптимистических прогнозов о том, что в июне-июле текущего года внутренний туристский поток продемонстрирует рост. Это связано, в первую очередь, с уменьшением покупательской способности большей части населения во время карантина. Но при условии стабилизации ситуации с пандемией и адекватной системе экономических мер по ликвидации ее последствий, в том числе если удастся добиться максимального сохранения рабочих мест, к августу, на наш взгляд, можно ожидать прирост числа внутренних туристов. Этому будет способствовать ряд факторов.

  1. Отдых – одна из основных потребностей человека. Принимая во внимание достаточно серьезные психологические нагрузки последнего полугодия, большинству людей отпуск, хотя бы краткосрочный (3-5 дней), просто жизненно важен, и это дополнительная возможность для расширения внутреннего туризма.
  2. Безопасность – ключевой фактор развития любого вида туризма, а в сегодняшней ситуации его актуальность сложно переоценить. В Узбекистане на протяжении всего карантина обстановка была достаточно контролируемая, а статистика более чем стабильная, по сравнению с другими странами, в которых количество умерших было таким же, как количество в республике всех зараженных, а иногда и больше. Поэтому, скорее всего, основная часть населения предпочтет путешествовать по стране.
  3. Стоимость отдыха – еще одно явное преимущество внутреннего туризма. Отдыхать внутри страны не только безопаснее, но и дешевле, что в условиях экономического спада может стать определяющим фактором для принятия решения об отдыхе.

Исходя из этого, туристическому бизнесу Узбекистана необходимо кардинально переосмыслить существующие у них бизнес-модели с помощью инноваций и цифровизации. На наш взгляд, необходимо развивать такие сегменты рынка, как сельский и природный туризм, потенциал которых в настоящее время только начинает раскрываться. Активность отечественной туриндустрии и всесторонняя поддержка со стороны государства будут способствовать расширению устойчивого внутреннего туризма в Узбекистане, несмотря на возникшие и еще предстоящие трудности восстановления всей отрасли в целом.

Евгения Ким, Самаркандский государственный университет

Экономическое обозрение №7 (247) 2020

Поделиться постом

Похожие новости