В течение последних лет во всех основных отраслях экономики страны реализуются программы модернизации и повышения конкурентоспособности. В результате проводимой работы, по итогам прошлого года темпы экономического роста страны составили 5,6 процента. За счёт мер по защите прав и законных интересов владельцев частной собственности, расширения объёмов кредитования субъектов предпринимательства и налогового стимулирования в прошлом году было создано 93 тысячи новых субъектов предпринимательства, что почти в 2 раза больше, чем в 2018 году.
В рейтинге Всемирного банка “Ведение бизнеса” Узбекистан вошёл в число лучших стран-реформаторов, поднявшись на 7 пунктов и заняв 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса. В текущем году, несмотря на влияние пандемии коронавируса, сохраняется положительная динамика роста внутреннего валового продукта.
Под председательством Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева 28 октября состоялось видеоселектроное совещание по вопросам реформирования предприятий с государственной долей и приватизации государственных активов. На совещании были обсуждены задачи по реализации Указа, подписанного Президентом днём ранее.
Указ был подготовлен на основе тщательного изучения специально созданными рабочими группами деятельности около трех тысяч предприятий с участием государства. В документе отмечено, что несмотря на последовательные меры по совершенствованию инвестиционного климата в стране, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности, осуществляемые в последние годы, имеет место запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и крупных предприятий.
Сохранение государственной доли в экономике препятствует росту конкурентоспособности предприятий, их своевременному технологическому развитию, повышению производительности, созданию новых рабочих мест.
Наиболее рациональным объяснением этому является то, что в условиях несовершенной конкуренции у собственников и менеджеров хозяйствующих субъектов отсутствуют стимулы для сдерживания издержек и роста объемов прибыли, соответственно, управленческие решения принимаются на основе простой интуиции без должного финансового учёта и системы отчётности.
Этот феномен, получивший название „X-эффективность“ впервые описан в 1966 г. в известной статье Харви Лейбенстайна «Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью» в журнале «American Economic Review». Есть основания полагать, что именно эта статья и, последовавшие за ней научные и общественные дискуссии, дали импульс началу процессам приватизации государственной собственности в Великобритании в начале 80-х годов прошлого столетия и затем во всём мире.
Указ Президента нацелен на внедрение на предприятиях с долей государства современных методов управления, расширения возможностей для участия частного капитала в реформировании предприятий, сокращения участия государства в экономике и формирования конкурентной среды.
На совещании были обсуждены вопросы, касающиеся будущего более 2 тысяч единиц государственных активов. Из них намечено выставить на продажу 479 предприятий и 15 объектов недвижимости, по 62 предприятиям будут осуществлены меры подготовки к приватизации, 32 крупных предприятия и отрасли будут трансформированы, будет усовершенствована работа 507 рынков. Согласно ранее принятым решениям будет продолжена работа по выставлению на продажу 386 объектов и 559 объектов, полномочия по продаже которых предоставлены хокимиятам.
Особо отмечена необходимость развития частной предпринимательской инициативы на основе разгосударствления и приватизации, повышения производительности, занятости населения и расширения налоговой базы. Несмотря на множество принятых ранее решений, из-за поверхностного отношения к процессам приватизации со стороны руководителей различного уровня до настоящего времени в собственности государства остаются множество производственных активов не принося выгоды ни государству ни предпринимателям.
На совещании руководителям соответствующих ведомств и региональных хокимиятов указано на необходимость индивидуального подхода к каждому из 479 предприятий, которые будут выставлены для продажи в соответствии с упрощённым порядком. Упрощение порядка продажи представляется особенно важным из-за чрезвычайно высокой стоимости и трудоёмкости оценки объектов в соответствии с установленными в настоящее время требованиями.
В качестве одного из примеров неэффективного использования производственных ресурсов Президент привёл предприятие «Техник таъмирлаш-бутлаш» в городе Карши. Тогда как сотни предпринимателей города обращаются с заявлениями о выделении земли, это предприятие располагает не используемыми 2 гектарами земли и помещениями общей площадью 6,5 тысячи квадратных метров. В данном конкретном случае перед ответственными руководителями поставлена задача по организации с задействованием этих ресурсов малой промышленной зоны в городе Карши. В целом в Кашкадарьинской области на 12 территориях 52 предприятий имеется 14 гектаров неиспользуемых земель и 20 тысяч квадратных метров пустующих зданий и сооружений. Таких примеров множество и в других регионах.
Для исправления ситуации перед ответственными лицами поставлена задача по инвентаризацию неиспользуемых земельных участков и объектов с последующим выставлением невостребованных предприятиями активов на аукционную продажу.
В настоящее время полномочия по продаже 559 объектов государственной собственности переданы хокимиятам. Согласно расчётам за счёт передачи этой собственности предпринимателям есть возможность обеспечения поступления дополнительно 200 млрд. сумов в местные бюджеты и создания около 10 тыс. новых рабочих мест. В разрезе регионов таких объектов: в Ташкентской области – 103, Ферганской области – 92, Наманганской области – 66, Кашкадарьинской области – 62, Сурхандарьинской области – 61, Республике Каракалпакстан – 51, Джизакской области 47, Хорезмской области 29, Самаркандской области – 13, Сырдарьинской области –11, городе Ташкент – 10, Андижанской и Навоийской областях – по 4. Президентом поставлена задача по ускорению реализации объектов и обеспечению эффективного использования этих производственных ресурсов.
Отдельное внимание на совещании уделено необходимости повышения инвестиционной привлекательности 62 крупных предприятий. Поручено провести «диагностику» каждого предприятия, разработать программы реструктуризации, упорядочения аудита, учёта и отчётности до их приватизации. В качестве примеров предприятий требующих предприватизационных мер Президент привёл предприятия «Кукон нефтгаз пармалаш ишлари» и «Хоразмсувкурилиш». Первое предприятие при выручке 85 млрд. сумов почти не получает чистой прибыли, второе не получает прибыль в течение последних двух лет. При этом предприятие «Хоразмсувкурилиш» располагает 1 гектаром земель и помещениями площадью свыше 3 тысяч квадратных метров, которые не приносят дохода.
Также рассмотрены вопросы последовательной трансформации государственных проектных институтов, долю государства в которых предполагается реализовать строительным организациям, работающим с ними в тесном партнёрстве. В соответствии с Указом будут приватизированы проектные институты «Кишлок курилиш лойиха», «Огир саноат лойиха», «Георангмет ЛИТИ», «Шахарсозлик ЛИТИ», «Тош уй-жой ЛИТИ», «Тошкент бошплан ЛИТИ».
Президентом указано на необходимость пересмотра деятельности, а также участия государства в качестве собственника в более чем в 500 рынках и торговых комплексах (из них 23 убыточные и 210 низкорентабельные). Превращение, с привлечением частных инвесторов, рынков в центры не только для торговли, но и для отдыха и развлечений будет способствовать росту их финансовых показателей. Хокимам областей даны указания по организации деятельности рынков и торговых комплексов в соответствии с новым механизмом, который предполагает разработку соответствующих проектов и объявление конкурса среди инвесторов. Победители конкурсов получат возможность получения банковских кредитов и выкупа госдоли в рынках в рассрочку.
Указом Президента в структуре центрального аппарата Министерства финансов образован Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства. Всего с целью повышения эффективности и конкурентоспособности предусматривается трансформация 32 крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений. Будут трансформированы крупных предприятий: 12 в сфере геологии, 7 в топливно-энергетическом секторе, 4 в транспортной отрасли, 2 в информационно-коммуникационной сфере, по одному предприятию в секторе горно-металлургической и страховой сферах. Намечено трансфорировать акционерные общества «Узкимёсаноат», «Узавтосаноат», «Уздонмахсулот», «Узсувтаъминот». Департаменту по трансформации крупных предприятий в соответствии с Указом Президента поручено:
- по каждому предприятию, подлежащему трансформации, подготовить финансовые отчеты за 2019–2020 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) и графиков получения международных кредитных рейтингов;
- разработать с привлечением авторитетных международных консалтинговых организаций стратегии финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, а также среднесрочного и долгосрочного развития;
- внедрить системы современного корпоративного управления, аудита закупок, а также «системы соответствия» (комплаенса) и противодействия коррупции;
- укомплектовать квалифицированными специалистами не менее 30 процентов состава наблюдательных советов и не менее трех руководящих должностей в правлении.
На совещании поручено проанализировать также и остальные отрасли и подготовить предложения по их трансформации. В частности, до конца текущего года намечено критически проанализировать деятельность предприятий «Узагросервис», «Уздонмахсулот» и «Узагрокимёхимоя».
Отмечена важность качественного и своевременного информационного сопровождения процессов приватизации: организации консультационных услуг и колл-центра по вопросам приватизации, создания и распространения соответствующих методического материалов. Вопросы, связанные приватизацией, поручено освещать в средствах массовой информации. Палатам Олий Мажлиса рекомендовано обеспечить совершенствование законодательства о приватизации и об управлении государственным имуществом, а также эффективный контроль за прозрачностью процессов приватизации.
Улугбек Сайдиев, ЦЭИР
Оставить комментарий