Центральная Азия в производственно-сбытовых цепочках

Центральная Азия в производственно-сбытовых цепочках

По данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), более половины выпускаемой в мире продукции для внешней торговли составляют промежуточные товары для дальнейшей переработки в других странах. Производственные процессы стали трансграничными и представляют собой мировые конвейеры по выпуску различных видов готовой продукции, за которыми в разных странах стоят производители, выпускающие промежуточный или конечный товар.

Такую производственную взаимосвязь принято называть производственно-сбытовой цепочкой, которая по своему масштабу может быть глобальной или региональной (ГПСЦ или РПСБ). Производители разных стран участвуют в ГПСЦ или РПСБ посредством экспортно-импортных операций, создания кооперационных связей, совместных производств и кластеров.

Для развивающихся стран встроиться в ГПСЦ — это значит стать частью мировой экономики и получить доступ для своего товара на мировой рынок. Следует отметить, что развивающимся странам в ГПСЦ часто отводится роль поставщиков сырьевой продукции с малой добавленной стоимостью или просто сборочного конвейера конечного продукта с низкой рентабельностью (т.н. отверточная сборка). Поэтому для развивающихся стран, в том числе Узбекистана, важно включаться в мировой производственный конвейер в качестве участника более сложной части выпускаемого на нем готового продукта, что позволит получить доступ к современным технологиям и выпускать продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

В своей речи во время церемонии запуска 27 августа текущего года солнечной фотоэлектрической станции в Навоийской области Президент нашей страны отметил, что в ближайшие 5 лет темпы роста экономики планируется увеличить в 1,5 раза и довести ВВП минимум до 100 млрд. долл. В связи с этим будут запущены тысячи новых промышленных предприятий средней и большой величины. Достижение указанных целей невозможно без значительного расширения участия Узбекистана как в ГПСЦ, так и в РПСБ, в том числе путем увеличения объемов чистого экспорта (экспорт минус импорт), который является составной частью ВВП.

По пути индустриально-аграрного развития

В Узбекистане в период 2016-2020 гг. в валовой добавленной стоимости (ВДС) отраслей экономики доля промышленности выросла с 20,6 до 28,5%, а доля сельского хозяйства снизилась с 34 до 28,2%. Таким образом, экономика Узбекистана переходит от преимущественно аграрного к индустриально-аграрному типу развития.

Высокие темпы развития промышленности наблюдаются не только в добывающих, но и в обрабатывающих отраслях экономики. Доля обрабатывающей промышленности почти в 5 раз превышает долю горнодобывающей. Например, в 2020 году доля обрабатывающих отраслей составила 76,5%, горнодобывающих — 15,2%.

В последние годы в Узбекистане уделяется повышенное внимание отраслям экономики, выпускающим готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью на экспорт. К таким отраслям можно отнести автомобильную, электротехническую, текстильную, кожевенно-обувную, фармацевтическую, пищевую и другие отрасли.

Развитие обрабатывающих отраслей промышленности Узбекистана и расширение номенклатуры выпускаемой ими готовой продукции предусматривает расширение участия как в глобальных, так и в региональных производственно-сбытовых цепочках посредством экспортно-импортных операций.

Узбекистан в мировой торговле

В последние годы наблюдается значительный рост объемов внешней торговли, иностранных инвестиций и числа совместных предприятий, что свидетельствует об активном участии Узбекистана как в глобальных, так и в региональных производственно-сбытовых цепочках. За период 2016-2019 гг. общий внешнеторговый оборот Узбекистана вырос на 58,5%, экспорт — на 70,4%.

География внешней торговли Узбекистана с каждым годом расширяется, на 2020 год — это 170 стран, из них основными внешнеторговыми партнерами являются:

- по экспорту: Китай (12,8% от общего объема экспорта), Россия (9,7%), Турция (6,7%), Казахстан (6,0%), Афганистан (5,1%), Кыргызстан (5,0%) и Таджикистан (2,7%);

- по импорту: Китай (21,3% от общего импорта), Россия (19,7%), Республика Корея (10,0%), Казахстан (9,9%), Турция (5,1%), Германия (3,6%).

В структуре внешней торговли основными товарами являются:

- по экспорту: текстильные изделия, плодоовощная продукция, цветные металлы (золото), природный газ, автомобили, электротехнические товары, химическая продукция (полимеры этилена, удобрения минеральные), пищевая продукция (мука), строительные материалы и др.;

- по импорту: пищевые продукты (пшеница, растительное масло), лесоматериалы, комплектующие для автомобильной и электротехнической промышленности, нефтепродукты, металлопрокат, промышленное оборудование, руды цветных металлов (цинка, меди), алюминий, лекарственные средства, электроника и бытовая техника и др.

Импортируемые из Китая и Южной Кореи комплектующие и металлопрокат используются для производства готовой продукции автомобильной и электротехнической продукции, пшеница из Казахстана — для производства муки, лесоматериалы из России — в мебельной и строительной отрасли, промышленное оборудование из Китая и Германии — для модернизации и создания новых промышленных производств.

Экспортируемая Узбекистаном продукция, в свою очередь, участвует в производственно-сбытовых цепочках стран экспорта в виде конечного или промежуточного продукта.

Региональное экономическое сотрудничество

Регион Центральной Азии представляет собой рынок с населением 75,3 млн. человек и суммарным ВВП порядка 300 млрд. долл., темпы роста ВВП стран ЦА в последние годы составляли порядка 5-7%.

С 2016 по 2019 гг. товарооборот Узбекистана со странами ЦА вырос более чем в 2 раза — с 2,5 млрд. долл. до 5,2 млрд. долл. При этом с Казахстаном рост составил в 1,8 раза, Кыргызстаном — в 5 раз, Туркменистаном — в 2,7 раза и Таджикистаном — в 2,4 раза. Доля товарооборота Узбекистана со странами региона от общего объема товарооборота также выросла с 10,2 до 12,4%.

По итогам 2020 года товарооборот со странами ЦА снизился на 5,4%, по сравнению с 2019 годом, что связано с общим замедлением экономической активности, в связи с пандемией коронавируса, однако доля стран ЦА в общем объеме товарооборота Узбекистана выросла с 12,4 до 13,6%.

За период 6 мес. 2021 года товарооборот Узбекистана со странами ЦА вырос на 27,7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 2,8 млрд. долл. При этом доля стран ЦА в общем товарообороте выросла до 15,6%, что свидетельствует о расширении внутрирегиональной торговли Узбекистана. Среди стран ЦА наибольший объем товарооборота Узбекистана приходится на Казахстан. За период 6 мес. 2021 года в региональном товарообороте с Узбекистаном доля Казахстана составила 67%, Кыргызстана — 15%, Туркменистана — 10%, Таджикистана — 8%.

Поставлены цели увеличить в ближайшие годы взаимный товарооборот с каждой из стран ЦА в два раза — с Таджикистаном и Туркменистаном до 1 млрд. долл., с Кыргызстаном до 2 млрд. долл., с Казахстаном до 5 млрд. долл. и в перспективе до 10 млрд. долл.

Значительно выросли объемы инвестиционного сотрудничества. Например, только за последний год число зарегистрированных в Узбекистане предприятий с капиталом Казахстана выросло с 867 до 1023, Кыргызстана — с 166 до 229, Таджикистана — с 176 до 210 и Туркменистана — с 158 до 160 единиц.

Приоритетные экспортные рынки Узбекистана

В настоящее время рынки стран ЦА являются основными для экспорта отдельных видов отечественной готовой продукции, которая участвует в производственно-сбытовых цепочках в странах региона. В целях содействия продвижению отечественной продукции на рынки стран региона расширяется практика открытия торговых домов Узбекистана.

По итогам 2020 года в страны ЦА было поставлено сельхозпродукции на 454 млн. долл., или 45% от общего экспорта, текстильной продукции на 365 млн.,долл., или 20% от общего экспорта данного вида продукции. Кроме этого, в страны ЦА, преимущественно в Казахстан, было экспортировано легковых автомобилей почти на 150 млн. долл., или около 87% от всего экспорта. По итогам 7 мес. 2021 года в страны ЦА было экспортировано плодоовощей на 195,3 млн. долл. (41% от общего экспорта), текстильной продукции почти 250 млн. долл. (16% от общего экспорта), автомобилей на 182,3 млн. долл. (94,3% от общего экспорта).

В страны ЦА поставляется около 20% экспортируемой электротехнической продукции, а по отдельным товарным позициям, в частности, бытовой техники, рынки стран региона являются основными. В 2020 году доля продукции отечественной компании Artel на рынке стиральных полуавтоматических машин в Казахстане и Кыргызстане достигла 50%, Таджикистане — 70%, по кухонным плитам доля в Казахстане — 65%, Кыргызстане — 20%, по водонагревателям доля в Таджикистане — 58%, Казахстане — 37%.

Экономическое сотрудничество в разрезе стран региона

Казахстан

В целях достижения поставленных целей по доведению взаимного товарооборота до 5 млрд. долл., а в перспективе до 10 млрд. долл. двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству поручено расширить товарную номенклатуру во взаимной торговле, изыскивать и развивать новые долгосрочные формы экономической кооперации.

В настоящее время в Казахстане функционирует совместное предприятие по сборке автомобилей, текстильная фабрика Turkistan Textile, намечается открытие завода по производству бытовой техники. Кроме этого, в Казахстане действуют более 1200 малых предприятий с узбекским капиталом в сфере обрабатывающей промышленности, строительства, торговли и ремонта автомобилей.

На узбекско-казахской границе начато строительство Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», который станет крупной промышленной и торгово-логистической площадкой для реализации совместных инвестиционных проектов Казахстана и Узбекистана. Центр разместится на площади 400 га, его пропускная способность составит 35 тыс. человек и 5 тыс. грузовых автомобилей в сутки в обоих направлениях.

Развивается также сотрудничество с Казахстаном в транспортно-коммуникационной сфере, что расширит экспортный потенциал и транзитные возможности двух стран.

Кыргызстан

В марте 2021 года принята «дорожная карта» по реализации с Кыргызстаном порядка 50 новых проектов общей стоимостью свыше 900 млн. долл. по кооперации в области торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и инфраструктуры.

В целях содействия реализации данных проектов создан «Узбекско-кыргызский инвестиционный фонд» с уставным капиталом 50 млн. долл. с последующим увеличением до 200 млн. долларов.

Достигнуты договоренности о взаимных поставках электроэнергии и сотрудничестве в области строительства в Кыргызстане объектов гидроэнергетики — «Строительство Камбаратинской ГЭС-1».

В настоящее время в Кыргызстане в Ошской области функционируют совместные производства пластиковых окон и дверей, а также бытовой техники, в дальнейшем планируется создание совместных производств сельхозтехники и автотранспорта.

Таджикистан

В июне 2021 года с Таджикистаном достигнута договоренность по поиску новых «точек роста» для увеличения товарооборота в 2 раза уже в 2022 году. Подписано контрактов и инвестиционных соглашений на сумму свыше 1 млрд. долл. Создана «Узбекско-Таджикская инвестиционная компания».

В целях увеличения объемов взаимной торговли планируется завершить согласование вопросов отмены изъятий из режима свободной торговли и устранения нетарифных барьеров. Поставлена также задача по наращиванию объемов и расширению номенклатуры взаимных поставок, а также по поиску возможностей для совместного выхода на рынки третьих стран. Кроме того, предложено проработать создание совместного центра приграничной торговли.

Выражена заинтересованность в расширении промышленной кооперации напрямую между регионами и ведущими промышленными предприятиями двух стран. В частности, намечаются организация совместного производства по сборке автомобилей, производство современных трансформаторов и сельхозоборудования, расширение выпуска бытовой техники, стройматериалов, пряжи, текстиля и других совместных проектов. В настоящее время в Душанбе уже успешно работает совместное предприятие по выпуску бытовой электроники «Артель Авесто Электроникс».

В рамках сотрудничества в энергетической сфере учреждено совместное акционерное общество «по проекту строительства ГЭС на реке Зарафшан».

Туркменистан

За последние три года товарооборот с Туркменистаном вырос почти в 3 раза и составил 527,1 млн. долл., создано 160 совместных предприятий.

Достигнута договоренность по более полному использованию имеющегося потенциала в области торговли, инвестиций, промышленной кооперации, прежде всего, в транспорте, энергетике, машиностроении, легкой и пищевой промышленности, сельском и водном хозяйстве.

Развитие транспортных цепочек в регионе

Действующие международные транспортные коридоры связывают между собой все страны ЦА, и каждая из них играет роль звена в общей транспортной цепочке. В связи с этим все страны региона выступают за расширение сотрудничества в транспортной сфере. Основная цель — диверсифицировать транспортные маршруты, снизить стоимость перевозок, а также увеличить объем транзитных перевозок через страны региона.

Для Узбекистана транспортная тема особенно актуальна, так как отечественные экспортные грузы при транспортировке к открытым морским портам пересекают как минимум территорию двух государств в любом направлении (double landlocked countries). В настоящее время Узбекистан в сфере железнодорожного транспорта использует 9 основных международных транспортных коридоров, из них 6 маршрутов проходят через Казахстан, 2 — через Туркменистан и 1 следует в Афганистан.

Через территорию Казахстана проходит большая часть используемых Узбекистаном транспортных маршрутов в северном направлении. В связи с этим перспективным направлением двустороннего сотрудничества в транспортной сфере является формирование сквозных, в том числе мультимодальных, транспортных маршрутов в направлении север—юг и обратно с единой тарифной политикой, что повысит транзитный потенциал двух стран. В первом полугодии текущего года объем перевозок грузов автомобильным транспортом с Казахстаном вырос на 18% и составил 1,3 млн. тонн, а объем контейнерных перевозок вырос на 57%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Туркменистан является важным партнером в формировании транспортных маршрутов в южном направлении. Через Туркменистан пролегает ж/д маршрут в Иран до порта Бандар-Аббас, а также автомобильный маршрут в Турцию, которые проходят по мосту «Туркменабад—Фараб» через реку Амударья. Во время своего первого визита в Туркменистан Президент Узбекистана принял участие в открытии новых железнодорожного и автомобильного мостов «Туркменабад—Фараб». В результате расширения пропускных способностей новых мостов объем грузоперевозок по данному маршруту может увеличится в 2,5 раза. Кроме этого, данные мосты являются важным участком транспортно-транзитного маршрута «Узбекистан—Туркменистан—Иран—Оман».

Через Кыргызстан проходит мультимодальный транспортный коридор «Ташкент—Андижан—Ош—Иркештам—Кашгар» (с использованием автомобильного и ж/д транспорта). Помимо этого, важным проектом для Узбекистана является строительство совместно с Кыргызстаном и Китаем железной дороги «Китай—Кыргызстан—Узбекистан», которая, по сравнению с действующими маршрутами, может сократить расстояние на 900 км, а время доставки грузов — на 7-8 дней.

Инвестиционный потенциал региона

Следует отметить, что с ростом экономик и населения стран ЦА будет увеличиваться суммарный потенциал внутреннего регионального рынка, а расширение кооперационных связей и взаимной торговли между странами региона — повышать его инвестиционную привлекательность.

Согласно докладу международной консалтинговой компании BCG, потенциал ЦА по привлечению прямых иностранных инвестиций в течение следующих 10 лет оценивается в объеме до 170 млрд. долл., в том числе 40-70 млрд. долл. в несырьевые отрасли.

В отношении Узбекистана прогноз BCG по объему прямых иностранных инвестиций в течение следующих 10 лет составил до 65 млрд. долл., из которых в несырьевые отрасли — до 20 млрд. долл.

В исследовании BCG отмечается, что для реализации инвестиционного потенциала региона необходимо развивать экономическое сотрудничество между странами ЦА по следующим направлениям.

  1. Модернизация и развитие инфраструктуры стран региона для связывания их рынков.
  2. Снятие барьеров для свободного трансграничного движения товаров, услуг, людей и капитала, увеличения объемов внутрирегиональной торговли.
  3. Гармонизация нормативно-правовой базы и инвестиционных условий, что будет содействовать росту прямых иностранных инвестиций в регион.
  4. Развитие взаимодополняющих преимуществ путем расширения кооперационных связей и создания региональных цепочек добавленной стоимости на основе конкурентных преимуществ каждой страны.
  5. Координация усилий стран региона по стимулированию инвестиций в совместные трансграничные проекты, в частности в транспортной сфере.

Региональный торговый потенциал

Страны ЦА при осуществлении торговых операций внутри региона имеют самые короткие расстояния по доставке товаров, что дает им преимущества в экономии на транспортных расходах, которые необходимо использовать для наращивания внутрирегиональной торговли.

Проведенные по методологии Международного торгового центра (ITC) расчеты демонстрируют наличие нереализованного экспортного потенциала стран ЦА во взаимной торговле в размере 1,1 млрд. долл. Из них по продовольственным товарам на 530 млн. долл., по продукции химической промышленности на 180 млн. долл., металлургической на 120 млн. долл., легкой на 110 млн. долл.

Нереализованный экспортный потенциал Узбекистана в страны ЦА оценивается в 600 млн. долл. Из них по продовольственным товарам — на 350 млн. долл., продукции легкой промышленности — на 90 млн. долл., химической — на 80 млн. долл. и металлургической — на 48 млн. долл.

Международные проекты по глобальным цепочкам

Страны ЦА стремятся также реализовать международные проекты в транспортной и энергетической сферах, выходящие за пределы региона.

Узбекистан выступил с инициативой реализовать проект по строительству железной дороги «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар», которая обеспечит странам ЦА выход на пакистанские морские порты Карачи, Касим и Гвадар, а также свяжет Южноазиатскую железнодорожную систему с Центральноазиатской и Евразийской, в результате значительно повысится транзитный потенциал региона.

Реализация данного проекта позволит существенно сократить сроки доставки грузов до Центральной Азии, СНГ и Европы. Например, при полной реализации данного проекта транспортировка товаров из Пакистана в Узбекистан займет не 35, а 3-5 дней, а стоимость перевозки одного 20-фунтового контейнера может снизится почти в 3 раза. Прогнозируется, что объем грузоперевозок по этому маршруту может составить до 10 млн. тонн.

Кыргызстан и Таджикистан приступили к реализации международного проекта CASA-1000, предусматривающего строительство ЛЭП для поставок электроэнергии в объеме 5 млрд. кВт. ч через Афганистан в Пакистан. Общая стоимость проекта оценивается в 1,1 млрд. долл.

Туркменистан создал международный консорциум с участием Афганистана, Пакистана и Индии по строительству газопровода «Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия» (ТАПИ). Пропускная мощность трубопровода может составить 33 млрд. куб. м в год, стоимость проекта оценивалась в 7-10 млрд. долл.

Перспективы расширения регионального экономического сотрудничества

В 2020 году суммарный внешнеторговый оборот стран ЦА составил 142,6 млрд. долл., из них 12,7 млрд. долл., или только 8,9%, — доля внутрирегиональной торговли.

В то же время степень участия каждой из стран ЦА во взаимной внутрирегиональной торговле разная. В общем внешнеторговом обороте Казахстана и Туркменистана доля внутрирегиональной торговли составляет только 5,4 и 4,3%, соответственно. Данный показатель у Таджикистана и Кыргызстана намного выше и составляет 28,3 и 21,4%, соответственно, Узбекистан занимает промежуточную позицию с показателем 13,8%.

Это связано с тем, что в экспорте Казахстана более 65% составляют нефтепродукты, которые поставляются в Европу, а в экспорте Туркменистана около 75% — природный газ, который поставляется, в основном, в Китай. В экспорте Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана также большую долю (40-50%) занимают драгоценные металлы, в частности, золото, которое поставляется в Великобританию или Швейцарию.

Узбекистан со всеми странами Центральной Азии имеет договоренности по увеличению объемов взаимной торговли, а также дальнейшему углублению экономического сотрудничества путем промышленной кооперации, совместной реализации крупных инвестиционных проектов и создания СП.

С каждой из стран ЦА подписаны соглашения, предусматривающие установление режима свободной торговли. В то же время к данным соглашениям имеются протоколы с перечнями товарных позиций, подлежащих изъятию из режима свободной торговли.

Учитывая заинтересованность всех стран региона в установлении полноценного режима свободной торговли, необходимо двигаться в направлении сокращения или полного исключения изъятий из данного режима, а также мотивировать бизнес расширять взаимную торговлю.

Узбекистан с 1 января 2021 года отменил акцизы на импорт товаров, которые раньше применялись в отношении примерно 85 товарных позиций, что сказалось на росте импорта и объемов взаимной торговли.

Следует отметить, что страны Центральной Азии не являются конкурентами во взаимной торговле, особенно готовой продукцией. Поэтому устранение существующих барьеров в торговле расширит возможности для наращивания взаимного экспорта, особенно готовой продукции, в чем заинтересованы все государства региона.

Международные форматы сотрудничества стран региона

Государства Центральной Азии сотрудничают также в рамках различных международных организациях, в частности СНГ, ШОС, ВТО, ЕАЭС.

В рамках СНГ все страны ЦА (кроме Туркменистана) участвуют в «Договоре о зоне свободной торговли СНГ», который предусматривает беспошлинную торговлю между его участниками.

Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан являются членами ВТО, Узбекистан ведет активные переговоры по вступлению в ВТО, Туркменистан в 2020 году получил статус наблюдателя в ВТО.

Казахстан и Кыргызстан являются членами ЕАЭС и находятся в общем таможенном пространстве.

Все страны ЦА также участвуют в проекте Китая «Один пояс — один путь» и заинтересованы в модернизации и расширении своей транспортной инфраструктуры.

Создан формат ежегодных Консультативных встреч глав государств стран Центральной Азии. На третьей Консультативной встрече, которая была проведена 6 августа 2021 года в Туркменистане, главы государств ЦА договорились увеличить объемы взаимной торговли посредством создания региональных цепочек добавленной стоимости и совместных промышленных кластеров.

В заключение следует отметить, что сотрудничество стран ЦА как на региональном уровне, так и в рамках международных организаций способствует развитию регионального взаимодействия, реализации в полной мере имеющегося потенциала регионального экономического партнерства и расширению участия экономик стран как в региональных, так и в глобальных производственно-сбытовых цепочках.

Главная задача — совместными усилиями включаться в глобальные производственно-сбытовые цепочки, в которых используются передовые технологии и современные научные достижения, выпускаются продукты с высокой добавленной стоимостью, что будет содействовать также ускоренному технологическому развитию экономик государств региона.

Акценты/Заседание Совета управляющих ИБР в Ташкенте

Юрий Кутбитдинов, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №9 (261) 2021


Поделиться постом

Похожие новости