Фото: Xushnudbek.uz
Налоговый кодекс в новой редакции приобретает статус документа прямого действия с максимальным сокращением в нем отсылочных норм, подзаконных актов.
9 декабря 2019 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутаты рассмотрели ряд важных вопросов, касающихся социально-экономической жизни страны. На заседании вниманию депутатов был представлен во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», который вызвал активное обсуждение, сообщается на сайте парламента.
Ранее на площадке Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялось обсуждение в формате «Open Space» проекта Налогового кодекса (НК) в новой редакции.
Налоговый кодекс в новой редакции приобретает статус документа прямого действия с максимальным сокращением в нем отсылочных норм, подзаконных актов. В этой связи в проекте предусматривается определение ставок по всем видам налогов (за исключением акцизного налога, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами). Кроме того, в проекте предусмотрен ряд норм, направленных на максимальное упрощение применения норм налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков путем совершенствования форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков. В частности, предлагается новый порядок налогового контроля (камеральная проверка, выездная проверка, налоговый аудит).
Внедряется программа риска-анализа. В соответствии с ней все действующие хозяйствующие субъекты на основе определенных критериев, по мере опасности, без человеческого фактора автоматически разделяются на 3 сегмента (зеленая, желтая, красная дорожки). Предприятиям с низкой степенью опасности (зеленая дорожка) не будут назначаться налоговые проверки и им на высоком уровне будут оказываться налоговые услуги. В то время предприятиям со средним уровнем опасности (желтая дорожка) будут назначаться только камеральные проверки и им будет предоставляться возможность для исправления ошибок в своем отчете. При этом по отношению к ним не будут применяться финансовые и административные штрафы. Кроме того, предприятиям с высокой степенью опасности (красная дорожка), где выявлены случаи уклонения от уплаты налогов, фальсификации бухгалтерских документов и счет-фактур, будут назначаться налоговые аудиторские проверки. Как следствие такие предприятия будут находиться под постоянным контролем.
По мнению депутатов, данные меры позволят обеспечить прозрачность осуществления налогового контроля, предотвращению возможных случаев коррупции.
Кроме того, в проекте определены права и полномочия налогоплательщиков и налоговых органов. Виды налоговых проверок сокращены с 13 до 3 видов.
Кроме того, согласно вносимым новшествам, предлагается внедрить механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога. То есть уплата пени налогоплательщику налоговым органом будет осуществляться за каждый просроченный день возврата суммы налога. Для иностранных туристов вводится возврат НДС по принципу «Tax free». Отменяется уплата НДС при безвозмездной передаче имущества (услуг). Снижается ставка единого социального платежа с 25 до 12 процентов для государственных предприятий с долей государства в уставном фонде которых 50 процентов и более.
В проекте предусматривается приостановление налоговыми органами операций, осуществляемых налогоплательщиком по банковским счет-фактурам, сроком не более 30 дней.
Кроме того, в целях налогообложения вносится новая норма по учету всех соглашений и других экономических отношений, в которые вступает налогоплательщик, исходя из его реального экономического положения вне зависимости от формы их юридического оформления.
Пересматривается порядок применения финансовых санкций по отношению к субъектам предпринимательства, совершивших налоговое правонарушение.
В проекте Налогового кодекса в новой редакции уточняется порядок досудебного рассмотрения налоговых споров. То есть предусматривается внедрение на практике обязательного проведения досудебного обсуждения налоговых споров.
В целом, на заседании детально речь шла об изменениях, высказанных в процессе обсуждений и вносимых непосредственно по предложению депутатов нижней палаты парламента.
Отмечалось, что в процессе подготовки проекта ко второму чтению на проведенных обсуждениях во фракциях политических партий, комитетах, на местах со стороны депутатов, предпринимателей, ученых, экспертов и специалистов высказано более 500 предложений и мнений. Данные предложения рассмотрены рабочей группой совместно с инициаторами закона, в проект Налогового кодекса в новой редакции внесено свыше 70 редакционных и концептуальных поправок. В частности, в проекте было предложено предоставить Государственному налоговому комитету полномочие по предоставлению разрешения об отсрочке и рассрочке уплаты налогов. По итогам обсуждения полномочие предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов крупными предприятиями предложено дать Государственному налоговому комитету, а по остальным налогоплательщикам этот процесс будет осуществляться областными Кенгашами народных депутатов на основе заключения территориального финансового и налогового органа.
На проведенных обсуждениях членами парламента высказан ряд предложений, касающихся совершенствования налога на добавленную стоимость (НДС), внесение изменений в норму по упорядочению налога на прибыль, исключению неточностей по «экономической обоснованности» расходов, большинство из них отражены в проекте.
В целом в процессе подготовки проекта закона о Налоговом кодексе в новой редакции к рассмотрению во втором чтении проведена масштабная работа. Проект всесторонне доработан.
Исходя из этого на заседании проект закона рассмотрен по главам и постатейно.
В ходе обсуждений депутаты выступили с рядом мнений и предложений. По итогам бурных прений проект был поставлен на голосование. Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» принят.
Оставить комментарий