Динамика смягчения последствий COVID-19 для бизнеса на примере Узбекистана

Динамика смягчения последствий COVID-19 для бизнеса на примере Узбекистана

Распространение COVID-19 приводит к ухудшению социально-экономической обстановки практически во всех странах мира. Узбекистан также ощущает на себе влияние негативных последствий уже с марта текущего года. По состоянию на 27 мая т.г. число выявленных случаев достигло 3 333 чел., что в 18,4 раза больше, чем это было на 1.04.2020 г. В то же время, количество выздоровевших возросло за этот период в 220 раз и составляет на 27 мая – 79,1% от всех выявленных случаев, а в мире этот показатель составляет 40,9% [1]. В целом это свидетельствует об эффективности мер, принятых в Узбекистане для сдерживания коронавирусной пандемии.

Однако, принятые ограничения сказались негативно на развитии национальной экономики. Прогнозы макропоказателей на 2020 год в целом негативны, что свидетельствует о существенном ударе вируса по экономике и его переходу к полноценному рынку. По оценкам Всемирного банка, реальные темпы экономического роста страны сократятся с 5,6% в 2019 г. до 1,6% - в 2020 году. Темпы роста промышленности за тот же период снизятся с 8,9% до 2,1%. Прогноз дефицита Госбюджета страны в 2020 г. увеличен с 2,7% до 4,7% от ВВП[2].

В то же время, большую часть I квартала т.г. экономика Узбекистана не испытывала существенного воздействия вынужденных ограничений. Так, итоги развития страны за данный период свидетельствуют о том, что экономика еще находилась в устойчивом состоянии. Дефицит текущего счета платежного баланса за первый квартал 2020 г. составил 864 млн. долл, сократившись на 18%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (1,0 млрд долл). Падение мировых цен на энергоресурсы (в частности, нефть) негативно отразилось на объеме экспорта, но было компенсировано ростом цен на некоторые биржевые товары, экспортируемые Узбекистаном (например, золото)[3].

Так, рост ВВП сложился на уровне 4,1%, что ниже прошлого года на 0,9%. Индекс потребительских цен по сравнению с декабрем прошлого года увеличился на 2,8%. Промышленность выросла на 4% (в аналогичном периоде прошлого года ее темпы роста составляли 6,8%). Производство товаров народного потребления возросло на 11,2%. Однако, инвестиции в основной капитал снизились, составив 89,5% от уровня аналогичного периода 2019 года. Отрицательное сальдо торгового баланса относительно первого квартала 2019 г. улучшилось на 9% и составило 2,0 млрд долл. США. Экспорт сократился на 11%, тогда как в 2019 году рост экспорта составлял 20,6%. Импорт упал на 10% (за аналогичный период прошлого года он вырос на 32,9%)[4].

Естественно, после появления первых случаев инфицирования COVID-19 на территории республики (15 марта т.г.) руководство страны не могло оставить без внимания нарастающие угрозы от распространения коронавирусной пандемии, учитывая масштабные события в КНР, Италии, Испании и в некоторых других странах. В третьей декаде марта в республике после выявления первых случаев инфицированных граждан были введены жесткие ограничительные меры (карантин) на перемещение людей, всех видов транспорта и грузов (прекращены международные и внутренние перевозки, остановлена деятельность множества предприятий реального сектора экономики, сферы услуг и других отраслей).

Введенные ограничения негативно сказались на деятельности большинства хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц, самозанятых граждан. Негативное влияние введенных ограничений на бизнес началось уже с третьей декады марта. Так, уже в марте-апреле т.г. производство продукции и оказание услуг сократилось на 196 тысячах хозяйствующих субъектах. За 20 дней апреля поступления в Госбюджет страны в ряде областей снизились на 30-40 %, а в некоторых районах и городах – более чем на 50 %.

По состоянию на 20 апреля т.г. из 380 211 действующих субъектов из-за карантина не работали на полную мощность 189 239 или около 50%, т.е. каждое 2-е предприятие.

За период 1-10 апреля приостановили свою деятельность 43 предприятия и одновременно восстановили работу – 301. За период 11-20 апреля приостановили деятельность 85 предприятий, а 387 - восстановили работу.

Около 64,2% от действующих субъектов (не включая фермерских и крестьянских хозяйств) пострадали от введенных ограничений. На 20 апреля приостановили деятельность 198 969 или 80% от зарегистрированных ИП, из которых 95 144 или 38,4% - во время карантина.

В связи с коронавирусом остановили деятельность или потеряли в выручке 13 тыс. предприятий общепита, 45 тыс. - торговли, 19 тыс. - сервисных, 7 тыс. транспортных предприятий.

Упреждающие меры принимаются на основе решений Специальной республиканской комиссии по подготовке мер по предупреждению завоза и распространения коронавируса в Республике Узбекистан, созданной распоряжением Президента от 29.01.2020 г. № Р-5537.

19 марта т.г. в республике был принят пакет первоочередных мер, включающий создание Антикризисного фонда в размере 10 трлн сумов или 1 млрд дол. США. Расходы на реализацию первоначальных мер составили:

  • на поддержку предпринимательства и занятого населения выделено 5,5 трлн сум, включая гарантии и компенсации процентов по кредитам для реализации социально-значимых товаров (0,5 трлн сум) и инфраструктурные проекты в регионах (5,0 трлн сум);
  • для обеспечения устойчивости отраслей – 2,8 трлн сум, включая – поддержка стратегических предприятий (0,8 трлн сум), компенсация транспортных затрат для участников ВЭД (0,2 трлн сум), поддержка наиболее пострадавших отраслей и сфер деятельности (0,8 трлн сум).

В рамках двух Указов Президента (от 19 марта и 3 апреля) были приняты масштабные меры по поддержке бизнеса, которые предоставили в его распоряжение напрямую или косвенно средства в размере 3,7 трлн сумов или 369 млн долл., включая:

  • приостановлено начисление фиксированной суммы НДФЛ и социального налога для 95 тыс ИП, приостановивших деятельность (на 57 млрд сумм или 5,6 млн долл);
  • освобождение авиаперевозчиков, туризма, гостиниц от уплаты налога на имущество, земельного налога, снижение ставки социального налога с 12% до 1% (136 млрд сум);
  • отмена повышенных ставок налога на имущество и землю для 20,2 тыс налогоплательщиков (1,1 трлн сум или 108,5 млн долл);
  • перенос срока уплаты НДС с ежемесячной на квартальную для 25,2 субъектов с оборотом менее 1 млрд сум (450 млрд сумм или 44,3 млн долл);
  • ускоренный возврат НДС для 248 субъектов (414 млрд сумм или 40,8 млн сум);
  • отсрочка по уплате налогов для 3,2 тысяч субъектов (862 млрд сумм или 85 млн долл);
  • отмена штрафных санкций для 25,4 тысячи субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по ВТО операциям (717 млрд сумм или 70,7 млн долл).
  • За счет налоговых льгот по НДФЛ, фиксированному налогу для индивидуальных предпринимателей (ИП), социальному налогу у субъектов бизнеса останется около 541 млрд.сум.

Для поддержки деятельности предпринимателей крупного и малого бизнеса были приняты и другие меры:

  • для ИП сумма социального налога снижается до 50% от БРВ в месяц (145 млрд);
  • ставка налога на воду для сельхоза снижается на 50% (765 млрд);
  • исключение из базы налога на прибыль процентов по кредиту (200 млрд);
  • приостановка уплаты аренды за использование госимущества (30 млрд сум);
  • установлены до 31 декабря 2020 года нулевые ставки таможенной пошлины и акцизного налога при ввозе отдельных потребительских товаров;
  • предоставлено право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) налогов сроком до 1 октября 2020 года микрофирмам, малым предприятиям и ИП, приостановившим свою деятельность (продлено до 31 декабря согласно Указа от 27 апреля);
  • освобождение обладателей льгот по НДС от целевого использования (400 млрд сум).

В результате по состоянию на 15 апреля совокупные расходы Госбюджета на реализацию мер, направленных на выявление инфицированных, лечение больных, трансферты и субсидии для поддержки секторов экономики, бизнеса и населения уже составляли около 756 млрд.сум.

26 марта в республике разрешено оказывать медицинские услуги больным, зараженным коронавирусной инфекцией, частным структурам (расходы будут возмещаться из Антикризисного фонда).

27 марта 2020 г. отменены таможенные пошлины на лекарственные средства и др. сырье и оборудование для фармацевтической промышленности. Введены до 3 месяцев льготы по НДС на отдельные готовые лекарственные средства и изделия, сокращены ставки таможенной пошлины до 0 % на 3 месяца при импорте отдельных товаров первой необходимости.

Коммерческими банками до 1 октября 2020 года предоставлены отсрочки по кредитам юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, столкнувшихся с финансовыми затруднениями (с 5,0 до 7,9 трлн сум).

Отменены штрафные санкции и меры взыскания на залоговое обеспечение по просроченным кредитам заемщиков, на деятельность которых негативно воздействовал введенный режим карантина.

До конца 2020 г. не будут взиматься таможенный сбор и акцизный налог при импорте таких основных потребительских товаров, как мука, растительное масло, мясная и молочная продукция, сахар, средства гигиены.

В соответствии с Указом Президента от 5 мая будет оказана поддержка текстильной и швейно-трикотажной отрасли, в частности:

  • стартовая цена хлопкового волокна определяется продавцом исходя из фьючерса Нью-Йоркской товарной биржи на ближайший месяц поставки;
  • срок расчетов за волокно, реализованное отечественным текстильным предприятиям, продлевается с 90 до 190 дней.

До 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных пошлин импортируемые сырье и материалы. С 1 мая по 31 декабря 2020 года действует упрощенный порядок возмещения НДС по экспорту продукции.

13 мая 2020 года в республике были объявлены новые меры поддержки бизнеса, среди которых:

  • ставка социального налога для малого бизнеса снижена с 12 до 1% в мае-июле
  • (260 субъектов получит 650 млрд сумов);
  • субъекты малого бизнеса и ИП будут освобождены от налога на землю и имущество в течение следующих 3 месяцев (50 тыс субъектов получат 300 млрд сум);
  • 1000 субъектам в апреле-мае будут списаны 80 млрд сумов пени по налогам на землю и имущество;
  • субъектам будет дана отсрочка по уплате таможенных пошлин с отсрочкой до 120 дней (540 млрд сумов);
  • субъектам будут частично покрываться процентные выплаты по инвестиционным кредитам со ставкой до 26% (ранее – до 22%);
  • сумма компенсаций по кредитам в размере до 500 млрд сумов (ранее – до 10 млрд сумов), выданных предпринимателям на пополнение оборотных средств, будет увеличена с 5 до 10%;
  • для Ташкента вводится практика кредитования населения на строительство и ремонт индивидуального жилья (10 тысяч сезонных рабочих мест);
  • государственные закупки на 3 и 4 кварталы разрешено осуществлять во 2 квартале.

В целом на дальнейшую поддержку экономики и населения будет направлено из бюджета дополнительно более 2 трлн сумов или 197,3 млн. долларов США. Данные расходы утверждены Парламентом страны в виде Закона Республики Узбекистан.

Последствия принятых мер на бизнес

В результате принятых мер в Узбекистане начали функционировать около 10 тысяч промышленных предприятий, приостановивших деятельность (178 тысяч чел вернулись на работу).

Создаются условия для трудоустройства лиц, которые зависели от ежедневного заработка. Формируются 14 тысяч новых рабочих мест за счет организации с/х кооперативов и домашних теплиц. Поставлена задача в ближайшее время охватить сезонными работами 110 тысяч человек, общественными работами – 167 тысяч.

В целях создания дополнительных рабочих мест были определены важные меры в сферах сельского хозяйства, строительства, химической промышленности и машиностроения.

Особое внимание уделено развитию сферы оказания услуг. Планируется нормализовать деятельность минимум 70 % этих предприятий, наладив доставку продуктов питания и товаров, организацию передвижной торговли и услуг.

Самозанятым разрешено заниматься 85 видами деятельности. Предусматривается расширить им все виды деятельности, не запрещенные законодательством. Будет внедрен механизм уведомительной регистрации данной категории работников.

Рассматриваются дополнительные меры поддержки ремесленничества. В настоящее время в республике более 25 тыс. ремесленников, и если учесть и учеников – около 80 тыс. семей. Для расширения этой категории занятых будут организованы дистанционные учебные курсы для начинающих, популяризации опыта мастеров-ремесленников.

Реализуются меры по поддержке труда молодых людей, оказывающих услуги дизайна, перевода, программирования, рекламы, репетиторства и других граждан, которые работают в домашних условиях. Для них будут созданы льготы, оказано содействие в приобретении навыков зарабатывания средств при помощи интеллектуального труда, используя интернет.

В целях обеспечения финансовыми ресурсами проектов, реализуемых в рамках программы «Каждая семья - предприниматель», развития семейного предпринимательства и повышения занятости населения из Фонда реконструкции и развития выделено уполномоченным банкам средств в эквиваленте 100 млн долларов США[5].

С 25 апреля в республике возобновили деятельность отдельные субъекты предпринимательства, включая строительные рынки, крупные автосервисы, нотариусы и некоторые другие (с учетом норм гигиены). Бытовые услуги, пчеловодство и другие структуры.

С 8 мая в стране введен «красный», «желтый» и «зеленый» режимы территорий, но карантин продлен до 1 июня текущего года. С 15 мая по зонам разрешается следующий бизнес:

  • «Красная» - ремесленничество, техобслуж авто и сельхозтехники, ремонт электронных и мобильных устройств, услуги по аренде и лизингу, бухгалтерские услуги. Использование личных авто с 7 до 10 утра и с 5 до 10 вечера.
  • «Желтая» - в дополнении к «красной зоне» - риэлторы, реклама и маркетинг, частные агентства занятости, приготовление блюд в отелях и их доставка в номера, работа парков (за исключением развлекательных объектов и быстрого питания). Использование личных авто с 6 утра до 10 вечера.
  • «Зеленая» - в дополнении к 2 режимам еще: работа открытых стадионов, компьютерные и полиграфические услуги, музеи, ветеринарные услуги техобслуживание зданий и ландшафтные работы. Использование личных авто без ограничений.

Частичное восстановление авиа и жд сообщение внутри страны, открываются парки, стадионы, музеи, частные агентства занятости, риэлторы, ветеринары.

18 мая т.г. Президентом Республики Узбекистан подписал новый нормативный акт (Указ № УП-5996) по поддержке предпринимательства в период пандемии коронавируса[6]. В основном он охватывает меры по оказанию помощи малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Введенные государством ограничения сказались негативно на активности данной сферы экономики. В связи с этим в период ослабления карантина, правительство реализует масштабные меры поддержки бизнесу. Это делается для того, чтобы помочь предпринимателям «перезапустить» свою деятельность и одновременно сохранить рабочие места[7].

В самом начале пандемии основной задачей была борьба с распространением коронавирусной инфекцией. Принимаемые меры направлялись на обеспечение лечебных и других учреждений лекарствами и медицинским оборудованием, защитными препаратами и тестовыми системами. Необходимо было выделить средства на покрытие расходов по содержанию лиц, находящихся на карантине, материальное стимулирование медицинских работников, расходов санитарно-эпидемиологической службы. В этот период финансировались строительство, ремонт, реконструкция и оснащение лечебных и других учреждений, задействованных в мероприятиях по выявлению, профилактике и лечению инфекционных заболеваний.

В марте еще было сложно оценить долгосрочные последствия пандемии и принимались меры по сохранению здоровья и жизни граждан. По мере продления сроков карантинных ограничений и изменения ситуации государством поэтапно принимались все новые и новые меры по поддержке малого и крупного бизнеса.

В соответствии с Указом Президента от 18 мая т.г. субъекты малого бизнеса и многие предприятия сферы услуг на период с 1 июня по 1 сентября 2020 года освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. По этим налогам ранее уже были приняты отдельные послабления. Ранее по налогу на имущество и земельному платежу были предоставлены льготы в виде освобождения от них организаций сферы туризма и отсрочки по уплате налогов до конца года.

Согласно льготам нового нормативного документа, освобождение распространено уже на весь малый бизнес. Как показала отечественная и мировая практика, принятие отсрочек уплаты налогов явно недостаточно для поддержки малого предпринимательства. Во время вынужденных ограничений многие предприятия были вынуждены прекратить свою деятельность или они существенно сократили объемы производства и реализации продукции. Если у предприятия отсутствовала реализация, то, у данного субъекта не возникало обязательств по НДС, акцизному налогу или налогу с оборота. Налогоплательщики, у кого оборот не превышал 1 млрд сумов в месяц, получили право уплачивать НДС ежеквартально, а не ежемесячно.

Особенностью ресурсных налогов является то, что они должны уплачиваться вне зависимости от того, есть ли реализация или ее нет. В связи с этим такое пристальное внимание уделено предоставлению отсрочек и льгот по данным ресурсным налогам.

Что касается налога на прибыль, то этот платеж исчисляется по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года (нарастающим методом). При этом, если налогооблагаемая прибыль имеется, то данный налог исчисляется. Если прибыль сокращается, то сумма налога возвращается налогоплательщику.

Основными получателями этих льгот являются микрофирмы и малые предприятия. При этом размер оборота (меньше или больше 1 млрд сум) для освобождения от налогов на имущество и землю значения не имеет. От размера оборота зависит только порядок налогообложения: или уплата налога с оборота (до 1 млрд сумов выручки), или НДС и налога на прибыль (более 1 млрд сумов). Налоги на имущество и землю платят все хозяйствующие субъекты, независимо от размера оборота (если имеется объект налогообложения).

Однако освобождение от их уплаты на срок с 1 июня по 1 сентября 2020 года получили только субъекты малого бизнеса и ряд предприятий сферы услуг, которые могут и не являться малыми предприятиями. К ним относятся рынки и торговые комплексы, кинотеатры, предприятия общепита, общественного транспорта, а также юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов, спортивно-оздоровительные заведения.

В связи с этим, чтобы получить право на использование данной льготы, хозяйствующему субъекту необходимо быть микрофирмой или малым предприятием. Критерием для выбора пользователей этой льготы является среднегодовая численность штатных работников и лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Она определяется по итогам прошлого, т.е. 2019 г. Эту численность необходимо сравнить с предельными значениями, указанными в Классификации организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров № 275 от 24.08.2016 г.)[8]. Если среднегодовая численность ниже или равна указанным в Классификации значениям, то соответствующее предприятие является субъектом малого бизнеса и имеет право на эту льготу. Например, если предприятие занимается оптовой торговлей автомобилями и легкими автотранспортными средствами, и среднегодовая численность у него от 6 до 25 человек, то, независимо от оборота, оно является малым.

Индивидуальные предприниматели также являются субъектами малого предпринимательства и имеют право на получение этой льготы. При этом льготы по налогам на имущество и землю для этой категории предпринимателей распространяются только на объекты, используемые в производственных целях.

Кроме того, в соответствии с новым нормативным актом, принятым 18 мая т.г., в республике списываются суммы налогов на имущество и землю, подлежащие уплате за апрель и май 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) на основании Указов Президента №УП-5969 от 19 марта 2020 года и УП-5978 от 3 апреля 2020 года.

Получателями этой льготы являются субъекты малого предпринимательства, которые получили отсрочку по уплате данных налогов либо через органы государственной власти на местах, либо на основе уведомления налоговых органов. Эта льгота предоставлена тем предпринимателям, которые приостановили свою деятельность и (или) у кого сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50%, по сравнению со среднемесячным показателем I квартала текущего года.

Новым указом из вышеперечисленных отсроченных сумм списываются долги хозяйствующих субъектов по данным налогам за апрель и май. В целом субъекты малого предпринимательства при соблюдении указанных условий освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога на период с 1 апреля по 1 сентября т.г. или на срок в 5 месяцев (отсроченные за апрель и май, а также освобождаемые за июнь и август).

Списание суммы налога на имущество и земельного налога за апрель и май будет осуществлено налоговыми органами.

Также будут списаны пени и штрафы по налогам на имущество и землю по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшиеся с 1 января 2020 года (спишут сами налоговые органы без составления актов списания).

В соответствии с новым Указом с 1 мая по 1 июля 2020 года для микрофирм и малых предприятий снижается ставка социального налога с 12% до 1%. Это снижение распространяется и на отсроченные в этот же период обязательства. То есть отсроченная сумма социального налога на период с 1 мая по 1 июля текущего года будет облагаться по ставке 1%. С 1 июля социальный налог по отсроченным суммам будет начисляться по ставке 12%.

По предварительным оценкам, благодаря принятию данного нормативного акта более 500 тысяч субъектов предпринимательства и около 100 тысяч человек получат дополнительно помощь на 1,7 триллиона сумов[9].

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 19 мая состоялось очередное видеоселекторное совещание, посвященное дополнительным мерам поддержки предпринимательства. В выступлении главы государства было отмечено, что в настоящее время в республике постепенно восстанавливается активность в различных секторах экономики. Благодаря эффективным и своевременным мерам в целом удалось не допустить широкого распространения на территории республики коронавирусной эпидемии и снизить ее негативное воздействие на экономику.

Благодаря реализованным мерам за последнюю неделю потребление электроэнергии субъектами предпринимательства увеличилось на 13 процентов. В течение последних двух недель продажи цемента на бирже увеличились на 104 тысячи тонн, топлива – на 74 тысячи тонн, строительного стекла – на 60 тысяч кв. метров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца.

Разделение регионов на «зеленые», «желтые» и «красные» зоны исходя из эпидемиологической ситуации, позволило ослабить уровень вынужденных ограничений. В результате около 110 тысячам субъектов предпринимательства возобновили деятельность и более 600 тысяч человек вернулись на работу.

В связи с улучшением ситуации Республиканской комиссии поручено постепенно разрешить деятельность более 40 тысяч субъектов предпринимательства исходя из динамики эпидемиологической ситуации в отраслях и регионах. В то же время необходимо строго соблюдать правила карантина, так как 38 районов страны сегодня остаются в «красной» зоне.

Ожидается, что из-за пандемии число бедных и безработных в текущем году увеличится, а доходы семей уменьшатся. Поэтому и в дальнейшем предусматривается реализовывать меры, направленные на поддержку малого бизнеса и семейного предпринимательства для создания новых рабочих мест.

В ближайшей перспективе в целях поддержки предпринимательства предусматривается решить нижеследующие приоритетные задачи:

  • обеспечение гарантий прав предпринимателей и неприкосновенности их имущества (усиление ответственности за нарушение неприкосновенности собственности, обеспечение полноценного исполнения решений суда о компенсации имущества предпринимателей, оценка деловой активности в каждом районе и городе на ежемесячной основе);
  • внедрение новой системы для создания достойных условий для самозанятых граждан (так, парикмахеры, сапожники, пекари, кузнецы, плотники, портные, таксисты, переводчики, дизайнеры, программисты – самозанятые представители более 60 профессий будут освобождены от уплаты подоходного налога)[10]. Чтобы воспользоваться этой льготой, достаточно будет уведомить налоговые органы по телефону или зарегистрироваться через специальное мобильное приложение;
  • дальнейший перевод отдельных видов деятельности в частную сферу, на примере частной нотариальной практики, что позволило сэкономить около 200 млрд сумов бюджетных средств (подготовка кадастровых документов, топографическая съемка и др.);
  • вводится порядок, согласно которому в случае санирования предприятия его задолженность по налогам и другим платежам может быть погашена после окончания карантина;
  • улучшение процедуры реализации государственных активов предпринимателям (в настоящее время 53 % выставленных на торги земельных участков и объектов недвижимости долгое время остаются не проданными из-за обременительных инвестиционных обязательств и отсутствия вокруг развитой инфраструктуры);
  • совершенствование механизма организации малых промышленных зон (отныне малые промышленные зоны будут организованы по принципу права собственности, а частный сектор будет активно участвовать в управлении). В 2020 г. из Антикризисного фонда будет выделено 200 миллиардов сумов для подключения этих промышленных зон к инфраструктуре;
  • продление срока погашения 1 трлн сумов кредитов, выделенных на программу «Каждая семья - предприниматель» (на полную реализацию программы из Фонда реконструкции и развития выделено 100 млн долларов);
  • снятие всех ограничений, установленных для предпринимателей при получении кредитов на продукцию, оборудование, сырье и оборотные средства (упрощение условий кредитования малого бизнеса и семейного предпринимательства);
  • в целях создания спроса на продукцию будут реализованы меры, направленные на стимулирование торговли, расширение потребительского кредитования для увеличения покупательных возможностей населения.

Литература:

[1] https://www.gazeta.uz/ru/coronavirus-stat/

[2] https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33476

[3] https://cbu.uz/ru/press_center/news/268593

[4]Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан. www.stat.uz; review.uz/post/

[5] О дополнительных мерах по финансированию программы «Каждая семья - предприниматель». Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.05.2020 г. № ПП-4720.

[6] Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5996 от 18.05.2020 г.

[7] https://www.norma.uz/nashi_obzori/kakie_novye_mery_prinyaty_po_podderjke_malogo_biznesa

[8] https://www.norma.uz/nashi_obzori/kakie_novye_mery_prinyaty_po_podderjke_malogo_biznesa

[9] https://president.uz/ru/lists/view/3576

[10] В соответствии с ПКМ «О введении временного трудового удостоверения для самозанятых граждан» от 9.07.2019 г. № 566 самозанятые освобождены от уплаты НДФЛ.

Сергей Воронин, главный специалист, д.э.н.

Институт бюджетно-налоговых исследований

при Министерстве финансов Республики Узбекистан

Поделиться постом

Похожие новости