В период с 2017 по 2024 годы в Республике Узбекистан проводилась последовательная макроэкономическая политика, направленная на обеспечение устойчивого роста, повышение занятости и доходов населения, а также развитие предпринимательской активности.
Начав с демографической основы, следует отметить, что численность населения за семь лет увеличилась с 32 млн до 37,5 млн человек, что эквивалентно приросту на 12,7%. Среднегодовой темп прироста составил 2%, или плюс 690 тыс. человек ежегодно. Рост численности населения создаёт как вызовы, так и новые возможности для экономики, в частности, стимулируя спрос на рабочие места и социальную инфраструктуру.
На фоне роста населения наблюдается уверенное повышение уровня жизни. ВВП на душу населения вырос с $1781 в 2018 году до $3093 в 2024 году, со среднегодовым приростом в 24,7%.
Одновременно с расширением экономической базы происходило улучшение ситуации на рынке труда. Если в 2020 году уровень безработицы составлял 10,5%, то к 2024 году он снизился до 5,5%. Это стало результатом роста производительности, привлечения инвестиций и расширения внутреннего потребления.
Всё это отразилось на доходах населения. За рассматриваемый период реальные совокупные доходы граждан увеличились на 83%. Рост доходов обеспечивался как за счёт расширения занятости, так и благодаря росту заработной платы, развитию предпринимательства и внедрению систем адресной социальной поддержки.
Несмотря на внешние инфляционные шоки, Узбекистану удалось удерживать инфляцию в управляемых пределах. В 2024 году её уровень составил 9,8%, что ниже среднего по региону Ближнего Востока и Центральной Азии (16,7%) и соответствует уровню ряда развивающихся экономик.
Существенную роль в макроэкономической стабилизации сыграла активизация предпринимательской активности. Число действующих предприятий увеличилось с 268 тыс. до 485 тыс., что отражает усилия по дерегулированию бизнеса, цифровизации разрешительных процедур и расширению доступа к финансированию.
Следствием активизации деловой активности стал рост инвестиций в основной капитал, объём которых увеличился в 2,8 раза — с $14 млрд до $39 млрд. Существенную долю в структуре вложений заняли проекты в сфере инфраструктуры, энергетики, производства и логистики, что закладывает основу для долгосрочного роста.
Не менее важным направлением стала борьба с неформальной экономикой. За счёт внедрения цифровых кассовых аппаратов, системы электронных счетов-фактур и риск-ориентированного налогового контроля доля теневого сектора в ВВП снизилась с 45,1% до 34,8%. Это повысило собираемость налогов и улучшило условия для честной конкуренции.
Завершая макроэкономический обзор, следует отметить стратегическое стремление к дальнейшему укреплению роли частного сектора в экономике. В рамках целевых ориентиров к 2030 году предусмотрено доведение его доли в ВВП до уровня 85%. Для достижения этой цели последовательно реализуются меры по приватизации государственных активов, развитию партнёрств с бизнесом, либерализации рынков и повышению инвестиционной привлекательности.
Таким образом, за 2017–2024 годы Узбекистан смог обеспечить не только количественный рост ключевых макроэкономических показателей, но и качественные структурные сдвиги, формирующие фундамент для устойчивого и инклюзивного развития в будущем.
Новая структура экономики: отраслевой сдвиг
В 2017-2024 гг. в структуре экономики Узбекистана наблюдались кардинальные изменения. Отмечается значительный отраслевой сдвиг, отражающий процессы модернизации и диверсификации, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из самых заметных изменений стало укрепление обрабатывающей промышленности. За семь лет её доля в ВВП выросла с 14% в 2017 году до 20% в 2024 году. Объём производства увеличился с $28 до $62 млрд. Этот рост стал возможен благодаря технологической модернизации, привлечению инвестиций и активному развитию экспортно-ориентированных производств.
Особенно выделяется текстильная отрасль. Переход к кластерной модели привел к качественным изменениям: оптимизации затрат, переходу к полному производственному цикла от сырья до готовой продукции. С 2017 по 2024 год количество хлопково-текстильных кластеров выросло с 2 до более чем 130. Как результат экспорт текстиля и одежды увеличился с $1,1 млрд до $3 млрд. Это свидетельствует и о повышении качества продукции, способной успешно конкурировать на международных рынках.
Химическая промышленность также демонстрирует устойчивую динамику. Экспорт химической продукции удвоился — с $0,9 млрд в 2017 году до $1,8 млрд в 2024 году. Это подтверждает усиление производственного потенциала и расширение продуктовой линейки отрасли.
Кроме того, формируются и новые драйверы экономики. В их числе можно отметить ИКТ-сектор значительно усилил своё присутствие в экономике, увеличив долю в ВВП с 1,7% до 2,5%. Экспорт ИКТ-услуг вырос почти в шесть раз — с $161 млн до $900 млн. Это стало результатом поддержки стартапов, цифровизации государственных услуг и создания инновационной среды для IT-компаний.
Еще одно точкой роста является сектор туризма, который также демонстрирует впечатляющие темпы развития. Если в 2017 году экспорт туристических услуг составлял $0,5 млрд, то к 2024 году он достиг $2,1 млрд. Количество иностранных туристов выросло с 1,9 млн чел. в 2021 г. до 8 млн человек в 2024 г. Это стало возможным благодаря улучшению инфраструктуры, развитию внутреннего туризма и продвижению страны как привлекательного туристического направления.
Увеличение доли промышленности в экономике сопровождалось сокращением удельного веса сельского хозяйства с 28% до 19% ВВП. В тоже время сельское хозяйство также было трансформировано. В секторе также была внедрена кластерная модель, количество агрокластеров увеличилось с 2 до 669. Экспорт плодоовощной продукции вырос более чем в 2 раза до 2 млн тонн.
Параллельно продолжается либерализация рынков хлопка и пшеницы, открывая фермерам новые возможности и снижая уровень административного вмешательства.
В 2022–2024 годах в долгосрочную аренду было передано 269 тыс. гектаров посевных площадей, в основном молодёжи и малообеспеченным семьям — за счёт сокращения площадей под хлопок и пшеницу.
Таким образом, с 2017 по 2024 год экономика страны претерпела значительную структурную трансформацию. Рост обрабатывающей промышленности, развитие сельского хозяйства, туризма и ИКТ, а также переход к кластерной модели обеспечивают устойчивый и сбалансированный рост. Эти изменения закладывают прочный фундамент для дальнейшего экономического развития и повышения уровня жизни населения.
Новый экономический курс Узбекистана
С 2017 года в Узбекистане реализуется новый экономический курс, основанный на либерализации валютного и товарного рынков, реформировании налоговой системы и устранении барьеров для предпринимательства.
Свободная конвертация валюты, введённая в 2017 году, стала фундаментальным шагом в рыночной трансформации. Были отменены валютные ограничения для бизнеса и населения, узаконена покупка и продажа иностранной валюты через банки, а также устранён двойной валютный курс, что обеспечило прозрачность расчётов и повысило доверие к национальной валюте.
В рамках внешнеэкономической либерализации произошло снижение средней ставки импортных пошлин с 15,3% в 2017 году до 8% в 2024 году, в том числе были введены нулевые ставки пошлин на ввоз 59 наименований продовольственных товаров, включая мясо, молочную продукцию, овощи и фрукты. Это позволило снизить инфляционное давление и расширить доступ населения к импортным товарам первой необходимости. В совокупности эти меры позволили ускорить интеграцию Узбекистана в мировую экономику. С 2021 года страна получила преференции GSP+ от Европейского союза.
На региональном уровне Узбекистан выступает с инициативой создания Единой инвестиционно-торговой зоны в Центральной Азии. За последние 8 лет товарооборот со странами региона вырос более чем в 3 раза, достигнув $13 млрд, и эта тенденция сохраняется.
Важным направлением стало постепенное сокращение перечня товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Если в 2017 году регулированию подлежали 21 вид товаров и услуг, то к 2024 году от регулирования освобождены более 10 позиций, включая пшеницу, хлеб, хлопковую продукцию и ряд коммунальных и информационных услуг. Это открыло возможности для развития конкуренции и частных поставщиков.
Налоговая реформа стала центральным элементом улучшения деловой среды. В 2020 году был принят Налоговый кодекс в новой редакции, направленный на упрощение системы, снижение фискальной нагрузки и цифровизацию администрирования.
Количество налогов сокращено с 16 до 9 путём отмены и объединения аналогичных сборов. Сокращены налог на инфраструктуру, отчисления в госфонды, налог на сверхприбыль, объединены с другими налогами – налог на потребление нефтепродуктов, единый земельный налог.
Одновременно снижены ставки по ключевым налогам:
- НДС: с 20% до 12%,
- НДФЛ: с до 22,5% до 12% (единая ставка),
- Социальный налог: с 25% до 12%,
- Налог с оборота: установлен на уровне 4% (до этого 5%).
Это позволило снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда в 1,5 раза.
Несмотря на снижение ставок, доля налоговых поступлений к ВВП выросла с 13,5% в 2017 г. до 18,9% в 2024 г. благодаря расширению базы и росту добровольной уплаты.
С 2025 года ставки по НДС и налогу на прибыль закреплены на текущем уровне сроком на 3 года, что обеспечивает стабильность и предсказуемость для бизнеса.
Особое внимание уделено оптимизации регулирования бизнеса:
- отменено 114 видов лицензий и разрешений,
- упразднены 33 вида деятельности, подлежащие обязательному лицензированию,
- в 2 раза сокращены сроки получения разрешительных документов.
Для поддержки предпринимателей создан Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности (с 2023 преобразован в АО Компанию по развитию предпринимательства (КРП), через который в 2017–2023 годах было профинансировано 47 тыс. проектов малого и среднего бизнеса на общую сумму 17 трлн сумов.
В заключение следует отметить, что реализуемый с 2017 года новый экономический курс заложил прочную основу для устойчивого роста, усиления частного сектора и интеграции Узбекистана в мировую экономику. Проведённые реформы способствовали формированию открытой и предсказуемой деловой среды, укрепляя экономическую устойчивость страны.
Оставить комментарий