В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 год, особое внимание уделено поиску новых подходов к расширению масштабов инновационного обновления не только в ключевых отраслях национальной экономики, но и в каждом отдельно взятом регионе страны. Для решения этой сложной проблемы требуется институциональное укрепление механизмов инновационного развития регионов за счет формирования в них центров инновационного роста.
Как это сделать и что этому препятствует – детально рассматривается в статье Валентина Котова, к.э.н, доцента кафедры «Теория и практика менеджмента» Академии государственного управления, которая выйдет в 10 номере журнала «Экономическое обозрение».
Наиболее перспективными платформами становления и развития центров инновационного роста в Республике Узбекистан в последние годы выступают свободные индустриальные экономические зоны, первыми из которых стали индустриальные экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак», созданные на стратегически важных территориях Узбекистана. Если в течение 2008-2016 годов в республике было создано всего три СИЭЗ, то за последние три года их число достигло 20. При этом сегодня в республике функционирует 10 свободных индустриальных экономических зон, 8 – фармацевтических зон и по одной свободной экономической зоне в сфере туризма и агропромышленного сектора.
Помимо свободных экономических зон, к числу центров инновационного роста республиканского масштаба следует отнести созданные в сфере информационно-компьютерных технологий национальные технические парки «Мирзо Улугбек», «Яшнабад», а также недавно введенный в г. Ташкенте парк «IT-Uzbekistan», призванные решать сложные проблемы в области цифровизации национальной экономики.
Эффективной формой пространственной организации инновационного бизнеса на отраслевом уровне выступают производственные кластеры, отраслевые центры высоких технологий, а также испытательные полигоны, получающие широкое распространение в сельском хозяйстве, текстильной, легкой и пищевой промышленности Узбекистана. Ярким примером успешной кластеризации в нефтегазохимическом комплексе Узбекистана служит строящийся в Кашкадарьинской области завод «GTL», предназначенный для выпуска более 20 видов топлива и новейших видов химической продукции из углеводородного сырья.
Третий иерархический уровень центров инновационного роста в Республике Узбекистан представлен такими формами пространственной организации инновационного бизнеса на уровне регионов, как малые промышленные зоны, большинство из которых созданы на базе исторически сложившихся центров деловой активности в областных центрах, малых городах и поселках городского типа. Ярким примером успешной деятельности может служить МПЗ «Ахангаран» в Ташкентской области.
К числу других форм пространственной организации центров на уровне территорий следует отнести областные центры инновационного развития при Мининноваций РУз, технопарки на базе высших учебных заведений, бизнес-инкубаторы, а также стартап-акселераторы, оказывающие широкий круг услуг для начинающих или действующих инновационных предприятий. Ярким примером регионального центра служит инновационо-экологический центр «Приааралье», созданный в конце 2019 года на проектной основе и предназначенный для вывода этого сложнейшего региона страны на траекторию инновационного роста.
Представленный выше обзор позволяет получить определенное представление о большом потенциале центров инновационного роста и важной роли их финансовой составляющей в качестве драйверов региональной экономики. К сожалению, затянувшееся решение проблемы институционального укрепления механизма финансирования потребностей развития центров инновационного роста уже сейчас негативно сказывается на темпах и качестве их деятельности, становясь наиболее уязвимым звеном и существенным барьером на пути расширения масштабов инновационного обновления территорий Узбекистана.
Оставить комментарий