Фото: eurasian-studies.org
Дискутируя и обсуждая аргументы за и против вступления Узбекистана в ЕАЭС мы не должны излишне политизировать столь важный для экономики Узбекистана стратегический вопрос - эксперт.
Как известно, о разных проблемах, связанных с экономической интеграцией говорят начиная со 2-й половины ХХ века. Несмотря на это до сегодняшнего дня в мире высказываются различные мнения за и против интеграционных отношений. Здесь уместно вспомнить слова немецкого экономиста Л.Эрхарда о том, что «Мир уже слишком интегрирован, слишком связан друг с другом, чтобы какая-либо страна могла сама решать свою судьбу». Эти слова лишний раз утверждают, что в условиях современного мирохозяйствования странам в одиночку очень тяжело конкурировать с успешными и быстро развивающимися экономиками.
Из вышесказанного следует, что стратегическим и жизненно важным шагом на пути дальнейшего роста и развития экономики Узбекистана является интеграционный путь развития, в том числе вступление в ЕАЭС. И, на наш взгляд, Узбекистан обладающий достаточным политическим, экономическим и интеллектуальным потенциалом, должен самостоятельно решать стоящие перед ним непростые задачи, исходя из своих национальных интересов.
При этом следует подчеркнуть, что ЕАЭС в течение нескольких лет смог показать себя устойчивой международной организацией, с которой можно эффективно сотрудничать. Так, сегодня ЕАЭС способствует созданию сети зон свободной торговли с широким кругом стран и экономических блоков. Подписан договор о ЗСТ с Вьетнамом, достигнуто Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном и непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Подписаны Меморандум о взаимопонимании с АСЕАН. Прорабатываются соглашения о формировании зоны свободной торговли с Сингапуром, Таиландом, Индией, Египтом и Израилем.
На сегодняшний день странами - членами ЕАЭС усиливается политика протекционизма с целью защиты собственного рынка. В результате Узбекистан сталкивается с проблемами в виде тарифных и нетарифных барьеров со стороны торговых партнеров, входящих в ЕАЭС. По оценкам экспертов, указанные нетарифные барьеры увеличивают себестоимость узбекских экспортных товаров в среднем на 30 процентов. В результате предприниматели и экспортеры Узбекистана теряют порядка 1,1 миллиарда долл. США потенциальной прибыли.
Возможные плюсы членства в ЕАЭС, вот некоторые из них:
- это получение свободного доступа к единому рынку ЕАЭС численностью 184 млн. человек, а также перспективы увеличения взаимной торговли. Снятие таможенных постов и снижение нетарифных барьеров;
- участие в ЕАЭС может позволить Узбекистану преодолеть географическую замкнутость за счет увеличения "континентальной связанности" и создания общего транспортного рынка Союза. ЕАЭС может предоставить упрощенный доступ к континентальным транспортным узлам с выходом к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и ЕС;
- участие в ЕАЭС может упростить условия пребывания трудовых мигрантов - граждан Узбекистана на территории ЕАЭС. Снятие барьеров рынка труда приведет к упрощению процедуры легализации занятости;
- также членство в ЕАЭС может позволить наращивать сотрудничество в сфере науки, технологий, инноваций, содействует цифровизации национальной экономики. Формирование "территории инноваций" и стимулирование научно-технических прорывов включены в число ключевых направлений дальнейшего развития ЕАЭС;
- возрастают перспективы развитие промышленной кооперации;
- с целью преодолеть слабость перед хозяйством развитых стран члены ЕАЭС сокращают расчетные операции в долларах и евро. Соглашения по взаимному экспорту и совместному производству между союзниками помогают решить проблемы сбыта. Продукты стран союза находят покупателей в общей экономической зоне, ведь реализуются они на более выгодных условиях, по доступной стоимости.
Собираясь вступать в ЕАЭС мы также должны помнить, что главная причина неудач большинства интеграционных опытов в мировой экономике заключались в том, что этим странам не хватало двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поэтому только инновационная индустриализация, достижение равноправных торговых отношений со странами-партнерами, путем совершенствования структуры экспорта и импорта, может обеспечить Узбекистану стабильный уровень экономического роста и эффективную деятельность в рамках данной организации.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что дискутируя и обсуждая аргументы за и против вступления Узбекистана в ЕАЭС мы должны глубоко проанализировать, осознать возможные экономические, научно-технологические и другие преимущества от предстоящей интеграции, а также излишне не политизировать столь важный для экономики Узбекистана стратегический вопрос.
Юлдашев Ш.Г.
доктор экономических наук, профессор
Национального университета Узбекистана
Оставить комментарий