Налоговые органы нового времени: через пандемию к цифровизации налогового администрирования

Налоговые органы нового времени: через пандемию к цифровизации налогового администрирования

Приоритеты неизменны

Шерзод Давлятович, влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику по итогам 2020 года международные эксперты оценивают по-разному, но негативные тенденции отмечают практически все. Год назад, когда Вы вступили в должность председателя Государственного налогового комитета и столкнулись с незнакомым врагом – распространением коронавирусной инфекции и сопутствующими ей экстремальными обстоятельствами, какие задачи Вы поставили перед собой и что уже удалось сделать за прошедшее время?

– Ваш вопрос напомнил изречение одного философа «Нужда научит изобретательству». Любые трудности испытывают нас и для их преодоления мы вынуждены приложить все усилия, всю свою сущность.

Пандемия научила трем моментам. Человеческий потенциал безграничен, решение всех сложных проблем надо искать снизу, то есть в обычных, на первый взгляд, вопросах, и еще – уплата налогов менее болезненна, а собираемость более высока, если не принуждать налогоплательщиков, а создать комфортную среду с возможностью уплачивать налоги добровольно.

Признаюсь, после назначения столкнулся с новыми вызовами. Да, во многом это последствия внезапной пандемии коронавируса, из-за которой остановились экономики и буквально началась борьба человечества за выживание. При этом сегодня страна понимает, как много значили инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, своевременно принятые им решения, нацеленные на поддержку бизнеса. Оперативные меры позволили сохранить налоговую базу.

Мобилизованы все ресурсы и каждый шаг сконцентрирован на решении возникающих проблем, при этом налоговые органы стали для налогоплательщиков главной опорой и помощником.

Надо ли напоминать, что задачи государственных налоговых органов определяются действующим налоговым законодательством и проводимой государственной политикой, долгосрочной стратегией по обеспечению устойчивости Государственного бюджета Узбекистана. Согласно ей, был оперативно активизирован процесс цифровизации налогового администрирования.

Упрощенное и удаленное исчисление налогов, доступная дистанционная их уплата, оперативная и качественная обратная связь посредством цифровых каналов коммуникации стали нашими приоритетами. Как это претворить в жизнь в сжатые сроки? Можно ли в переломный период не сдать позиции и выполнить возложенные функции – обеспечить стабильность поступлений в Государственный бюджет? Вопросов много. Ответы формировались постепенно и каждый раз мы ощущали ответственность – нельзя поддаваться вызовам, а наша задача – строго следовать основному принципу «Налоговая служба – помощник предпринимателя».

Насколько мы справляемся, можно оценить по цифрам. Уделено особое внимание повышению качества налогового администрирования, в результате которого 95% налогов уплачены добровольно. Не останавливали свою деятельность 406 тысяч юридических лиц и 322 тысячи индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в текущем году по итогам I квартала уже действуют 415 тысяч юридических лиц и 361 тысяча ИП. Большая часть отечественного бизнеса продолжила свою деятельность, причина этому – продуманный план действий по предоставлению налоговых льгот и преференций.

– Действительно, в прошлом году во многих странах бизнесу предоставлены налоговые льготы. В Узбекистане также принят не один нормативно-правовой акт в поддержку сферы предпринимательства. Насколько ощутимой оказалась поддержка государства?

– Для ответа на ваш вопрос приведу некоторую статистику. В 2020 году налогоплательщикам осуществлен возврат (возмещение) налога на добавленную стоимость в размере 9 трлн. сумов. Снижены налоговые ставки, предоставлена отсрочка по некоторым видам налогов. Сумма налоговых льгот и преференций превысила 7 трлн. сумов. В целом, тенденция поступлений в бюджет стабильно сохранилась: в 2020 году обеспечено 103,6 трлн. сумов (выше на 124,4% в сравнении с 2019-м) и в I квартале текущего года – 29,3 трлн. сумов (выше на 123% в сравнении с 2020-м).

Меры поддержки продолжены и в текущем году: до 31 декабря продлены сроки по уплате задолженности земельного налога и налога на имущество для субъектов предпринимательства сферы туризма, транспорта и общественного питания по состоянию на 1 января 2021 года.

Приостановлены начисления пени в связи с задолженностью по налогу на имущество и земельному налогу для субъектов, которые испытывают временные трудности. Освобождены от налогообложения доходы физических лиц, получаемые в виде материальной выгоды от благотворительных организаций. Плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц, применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать НДС ежеквартально.

В период коронавирусной пандемии главой страны субъектам предпринимательства были предоставлены суммы беспроцентной отсрочки (рассрочки) остатка налога на имущество и земельного налога (по состоянию на 31 декабря 2020 года) – льгота продлена ровно на год до 31 декабря 2021 года.

Для туроператоров, турагентов, а также средств размещения в период с 1 июня 2020 года до 31 декабря 2021 года снижены ставки налога на прибыль – на 50 процентов от установленных ставок. Продлен мораторий на проведение налогового аудита. Льгота касается субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи.

– В период пандемии в Узбекистане для трудоспособного населения введена самозанятость и обозначено более 60 видов деятельности самозанятых. Такой формат трудоустройства востребован в США, Германии, Российской Федерации и других странах. Как он приживается у нас?

– Льготное налогообложение и право на исчисление пенсионного стажа стали стимулом для физических лиц. В итоге регистрацию в статусе самозанятых прошли 702 тысячи граждан по всему Узбекистану. Желающих работать законно становится все больше. Планируется, что к концу текущего года проект «Самозанятость» легализует более миллиона граждан, работающих на самих себя. Сравним на примере Российской Федерации: к показателю «миллион самозанятых» они шли 4 года.

Основной инструмент, регистрирующий самозанятых лиц и одновременно доступный для дистанционной уплаты налогов, – мобильное приложение Soliq. Во многом это и объясняет высокую популярность нового формата занятости.

Одно из важных новшеств 2021 года – планируется включение электронной коммерции в перечень видов деятельности, доступных для самозанятых лиц. В целом, система администрирования электронной коммерции концептуально пересмотрена для обеспечения регистрации и учета участников электронной торговли товарами (услугами): создается единая платформа по управлению электронной коммерцией, которая позволит осуществлять учет и мониторинг участников электронной коммерции. Государственному налоговому комитету передается формирование Национального реестра субъектов электронной коммерции, 1 сентября 2021 года завершится его модернизация и будет создан Реестр бесплатной единой информационной платформы E-trade по управлению электронной коммерцией.

К новому порядку следует привыкнуть: каждому, кто захочет начать электронную торговлю товарами (услугами) в интернете, в том числе в социальных сетях и мессенджерах, нужно уведомить налоговые органы и получить специальный цифровой код для цифрового пространства.

За I квартал 2021 года обеспечено поступление в бюджет 29,3 трлн. сумов, на 1,7 трлн. сумов увеличилась сумма дополнительных доходов, что в 2,8 раза выше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (599 млрд. сумов). Каким образом в условиях трансформации и реформ обеспечивается стабильность бюджета?

– За счет проведенных и продолжающихся реформ налогового администрирования. Нельзя останавливаться, получая первые положительные результаты. Времени на эйфорию совсем нет. До сих пор как мировому сообществу, так и Узбекистану приходится отвечать на вызовы пандемии. Действия налоговых органов в настоящее время – это государственная стратегия, основанная на международных достижениях и ориентированная на масштабное реформирование налогового администрирования. Созвучные нам функциональные потребности в этом направлении определились в ходе обмена опытом и тесного диалога с экспертами Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также десятками компетентных специалистов налоговых служб зарубежных стран.

Наша цель – сформировать «высокотехнологичную сервисную службу» как «систему бесконтактного, уведомительного и при этом «умного» сбора налогов», что позволит стать ближе к каждому налогоплательщику. Таково требование времени, и с полной уверенностью заявляю – мы изменились и стали открытыми. Дистанционные интерактивные налоговые услуги повысили активность бизнеса. В торговле и сфере услуг уже более 141 тысячи объектов по всей стране применяют онлайн контрольно-кассовую технику и виртуальные кассы. Это позволило обеспечить прирост поступлений налогов, в том числе на 140% с налога на добавленную стоимость и налога с оборота.

– В борьбе с «теневой» экономикой Государственный налоговый комитет предпринял «решительные меры» – такое мнение неоднократно звучало в предпринимательской среде. Как Вы это прокомментируете?

– После внедрения всех инструментов цифровизации, о которых мы упомянули выше, налоговым органам стали доступны не только «схемы» уклонения от уплаты налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, но и налогоплательщики, намеренно уклоняющиеся от уплаты налогов. Это позволило выяснить, что Государственному бюджету нанесен ущерб в размере 1,4 трлн. сумов.

Программный продукт «Риск-анализ», выявляя сомнительные предприятия, присваивает им высокий уровень налогового риска. Критериев для определения степени налогового риска несколько. В совокупности это признаки, оценивающие риски неисполнения или неполного исполнения налоговых обязательств, которые по итогу сегментируют налогоплательщиков (налоговых агентов) по уровням риска.

Наши действия обозначены рамками действующего Налогового кодекса и нормативно-правовых актов. В результате камеральной налоговой проверки у 2633 субъектов предпринимательства приостановлены свидетельства плательщиков НДС, а документы по 570 субъектам, нанесшим ущерб бюджету в особо крупных размерах, направлены в правоохранительные органы.

Отмечу: назад дороги нет. Борьба будет продолжена, и мы только в начале большой работы. В скором времени будет невозможным скрываться и уклоняться от налогов. Сегодняшние действия налоговых органов приведут к формированию справедливого современного налогового администрирования, которое позволит значительно сократить уровень «теневой» экономики в стране и обеспечить стабильность поступлений в бюджет.

Государственные налоговые органы трансформируются, превращаясь в сервисную, клиентоориентированную службу, которая не терпит непрофессионализма, коррупции, отсталых взглядов и устаревших решений.

Каждый сотрудник государственных налоговых органов сегодня ощущает персональную ответственность за судьбу каждого предпринимателя, обратившегося к нему с проблемой. Цель – предоставлять профессиональную консультацию для всех налогоплательщиков.

Помощь налоговых органов налогоплательщикам заключается также в своевременной реакции на обращения населения. Сегодня в формате «24/7» обратная связь обеспечивается посредством социальных сетей, сall-центра, персонального кабинета налогоплательщика. При появлении какой-либо информации, связанной с налоговыми органами, она немедленно направляется соответствующему исполнителю для подготовки ответа. Так, только во второй половине 2020 года официально опубликованы разъяснения на 642 комментария. Ежедневно в ГНК поступает более 100 обращений, более 1000 звонков в сall-центр ГНК. Каждое из них находится под моим личным контролем.

Консультируя представителей бизнеса, мы тем самым стимулируем налогоплательщиков на добровольное исполнение своих налоговых обязательств.

Мы не вмешиваемся и не будем вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, все функции выполняются за счет цифровизации, внедрения бесконтактных инструментов налогового администрирования и анализа.

Цифровизация – залог стабильности бюджета

Как изменилось обслуживание налогоплательщиков в связи с проведенной цифровизацией системы сбора налогов, позволившей ограничить вмешательство человеческого фактора?

– Меткое замечание трактата Артхашастра от IV века до н.э., актуально и сегодня: «Налоги собираются осторожно, не расстраивая и не беспокоя налогоплательщика. Подобно тому, как пчела не тревожит и не повреждает цветок, собирая нектар, и мы не должны тревожить налогоплательщиков, собирая налоги».

В сложный период в налоговых органах буквально на глазах повысилось качество обслуживания налогоплательщиков. Во многом это происходит за счет внедрения современных форм цифрового взаимодействия и цифровизации в целом.

Налогоплательщикам, вне зависимости от их местонахождения, сегодня доступны 45 видов интерактивных и электронных услуг, при этом сокращены (с 15 до 11) и продолжают упрощаться формы налоговой отчетности, а также их приложений. Отправляются отчетности, декларации, электронные счета-фактуры, электронные договоры. В течение 2020 года созданными услугами налогоплательщики воспользовались более 700 миллионов раз.

Проводимые цифровые преобразования базируются на полном обновлении технической структуры с учетом угроз кибер- и информационной безопасности: завершаются модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений, наладка серверов и программного обеспечения, комплекс информационных систем налоговых органов поэтапно переводится на единую платформу.

Еще один показательный пример. Ежедневно между поставщиками и покупателями проходят тысячи счетов-фактур, доверенностей, справок о выполненных работах, товарно-транспортных накладных и других документов. Раньше оформление первичных документов, доставка и передача счетов-фактур занимала от 3 до 10 дней. Теперь, чтобы сформировать электронный счет-фактуру и отправить ее даже самым удаленным партнерам, потребуется всего несколько минут. Экономия в среднем 67,5 млн. сумов для предприятия, которое выставляет 10 000 счетов-фактур ежемесячно. Система электронных счетов-фактур позволяет решать трудоемкие, требующие много времени задачи быстрее, дешевле, удобнее и без посредников. Приведу цифры: сегодня этой доступной и надежной услугой пользуются более 300 тысяч хозяйствующих субъектов. В I квартале 2021 года по товарообороту сформирована налоговая база на 361,6 трлн. сумов, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выше в 2,5 раза (143,1 трлн. сумов).

Цифровизация налогового администрирования обозначена и в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы в Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. В текущем году на два ведомства – Государственный налоговый комитет и Министерство финансов – возложена обязанность обеспечить полноценную реализацию выставления электронных счетов-фактур, регистрацию и обмен электронных договоров (доверенностей) на поставку товаров (работ, услуг). Мы идем к тому, что в Единой информационной системе электронных договоров создается уникальный номер, на основе которого автоматически формируются первичные документы, такие как электронные счета-фактуры, доверенности, акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные.

Продолжается обязательная цифровая маркировка средствами идентификации отдельных видов продукции. С 1 января 2021 года начата обязательная цифровая маркировка табачной и алкогольной продукции. Одно из последних достижений – на 3 крупнейших пивных заводах республики (76,9% рынка) 1 апреля запущено производство маркированной продукции. Следующий этап – лекарственные средства и изделия медицинского назначения, вода и прохладительные напитки, а также бытовая техника. Маркировка – важный инструмент борьбы с контрафактной продукцией. Честные производители улучшают эффективность своих бизнес-процессов и могут наглядно в режиме реального времени наблюдать доставку своей продукции до конечного потребителя, а также планировать дальнейшее производство. Маркированная продукция отражается в национальном каталоге, который пополняется. В каталог включена информация по 1 217 видам продукции (108 видов табака, 1 039 видов алкоголя, 70 видов пива). Следующий шаг – внедрение веб-портала Единого электронного классификатора товаров и услуг Республики Узбекистан – tasnif.soliq.uz. Несмотря на тестовый режим, веб-порталом пользуются более 37 тыс. человек и свыше 550 тысяч подписчиков, создано более 900 тысяч ЭСФ.

Замыкает процесс цифровизации автоматизированная система – программный продукт «Риск-анализ», позволяющий сегментировать налогоплательщиков по уровню риска уклонения от уплаты налогов. Таким образом, формируется закольцованный и при этом прозрачный процесс налогообложения, который в будущем освободит налогоплательщиков от необходимости самостоятельно исчислять и уплачивать налоги.

Цифровизация налоговой сферы, автоматизированный расчет налогов, их уплата, оперативная и качественная обратная связь между налоговыми органами и налогоплательщиками обязательно отразятся на снижении «теневого» оборота, уменьшении случаев уклонения от уплаты налогов. И это только начало.

В стране/Налоговая политика

Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №4 (254) 2021

Поделиться постом

Похожие новости