Одним из основополагающих принципов интеграции с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) является свобода перемещения товаров, достигаемая путем упразднения фискальных барьеров (отмена таможенных пошлин) и таможенного контроля, а также либерализации налогового контроля за счет внедрения информационных технологий в рамках ЕАЭС. Эти выводы в своей статье делает А. Азизов, заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
В свою очередь, такие аспекты интеграции характеризуются выравниванием и унификацией условий применения косвенных налогов (например, выравнивание ставок акцизов, взимаемых при ввозе и внутри страны) во внешней торговле между странами ЕАЭС и передачей функций по их взиманию от таможенных к налоговым органам.
В таких условиях ключевую роль приобретают вопросы проекции налогового администрирования, поскольку товары в рамках ЕАЭС перемещаются свободно в ускоренном режиме без соответствующего досмотра, и как следствие, возникает необходимость в обеспечении эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства.
Такую эффективность можно достигнуть за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Зона высокотехнологического налогового администрирования
Лидерские позиции ЕАЭС в цифровизации бизнес-процессов делают его сегодня зоной высокотехнологического и инновационного налогового администрирования, способного находить решения на современные вызовы и обеспечивать фискальный суверенитет Евразийского пространства.
Этому свидетельствует и функционирующая в рамках ЕАЭС система контроля за уплатой косвенных налогов, базирующаяся на информационном обмене налоговых органов, электронных сервисов и автоматизированных информационных систем.
Информационный обмен предусматривает представление сведений по каналам коммуникаций налоговых органов ЕАЭС о вывозе и ввозе товаров, а также об уплате косвенных налогов.
Механизм работы технологичен и достаточно прост. Полученная информация о перемещении товаров и уплате косвенных налогов формирует единый банк больших данных, которые посредством специальных программных продуктов проходят несколько стадий глубокого анализа и передаются в налоговые орган государств-членов ЕАЭС.
Главной целью здесь является создание бесконтактной системы обслуживания и контроля, позволяющей снизить риски уклонения от уплаты налогов.
Подобный механизм для налогоплательщиков с точки зрения временных и административных издержек менее затратный, способствует увеличению скорости и объемов торговли.
Достигается данная цель за счет создания системы прослеживаемости товаров.
Как работает система прослеживаемости?
Система прослеживаемости товаров заменяет таможенный контроль в рамках ЕАЭС и обеспечивает переход на риск-ориентированную модель налогового администрирования, минимизируя тем самым контакты налоговых органов с налогоплательщиками.
Данная система базируется на информационных технологиях и требует создания соответствующей IT-инфраструктуры, способной обеспечивать дистанционный контроль за перемещением товаров от стадии ввоза или производства до стадии потребления.
Развитие системы прослеживаемости товаров будет предоставлять ряд преимуществ, а именно способствовать повышению собираемости налогов; и защите добросовестных налогоплательщиков от недобросовестной конкуренции.
В качестве примера, можно привести систему маркировки товаров, которая успешно апробирована в странах ЕАЭС. Маркировка осуществляется путем физического чипирования либо цифрового кодирования товаров уникальным идентификатором, по которым можно получить всю необходимую информацию о продукте.
Важный шаг в электронную бизнес-среду
Также стоит отметить, что Узбекистан в прошлом году запустил проект по переходу на электронные счета-фактуры.
Порядка 150 тыс. налогоплательщиков уже присоединились к данному сервису, который окольцевал транзакции на 254 трлн. сум. Электронный сервис позволяет налоговым органам ежедневно обрабатывать более 1 млн. счетов-фактур.
Это огромный шаг в развитии налогового администрирования, который обеспечивает сегодня Узбекистану соответствие всем необходимым правилам налогового администрирования в ЕАЭС.
Функциональные возможности электронных счетов-фактур позволяют выстраивать полную картину создания добавленной стоимости и движения товаров, особенно, это ярко проявляется в администрировании налога на добавленную стоимость, когда за счет электронных счетов-фактур удается сформировать дерево разрыва.
Только в 2019 году налоговые органы Узбекистана за счет совершенствования налогового администрирования выявили 16 тыс. случаев нарушения правил применения НДС на 997,5 млрд. сумов.
Еще одним инструментом создания системы прослеживаемости товаров является внедрение онлайн контрольно-кассовых машин, обеспечивающие не только фискальный мониторинг, но и общественный контроль.
Этот проект достаточно успешно реализуется в нашей республике. В текущем году ожидается переход порядка 61 тыс. субъектов предпринимательства на онлайн-кассы.
Подобные цифровые инструменты позволяют налоговым органам сформировать карту рисков и отказаться от физических посещений налогоплательщика, работая только с сегментом, находящимся в зоне риска уклонения от уплаты налогов.
По сути, такие интеграционные процессы, предусматривающие упразднение фискальных барьеров и переход на современное налоговое администрирование, способствуют созданию прозрачной и умной системы налогового контроля.
Резюмируя, следует отметить, что совокупность приведенных инструментов создания системы прослеживаемости товаров в рамках интеграции с Евразийским экономическим союзом, позволяет не только снизить уровень контактирования налоговых органов с налогоплательщиками, но и упростить процесс исполнения налоговых обязательств.
К примеру, в связи с переходом на электронные счета-фактуры и внедрением онлайн-касс, Государственный налоговый комитет рассматривает возможность отмены налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и налогу с оборота.
А. Азизов,
заместитель председателя
Государственного налогового комитета
Республики Узбекистан
Оставить комментарий