Узбекистан присоединился к GSP+. Что это значит для текстильной индустрии Узбекистана

Узбекистан присоединился к GSP+. Что это значит для текстильной индустрии Узбекистана

С апреля для Узбекистана вступила специальная система преференций Европейского союза (ЕС) для устойчивого развития и эффективного управления (GSP+). Будут отменены тарифы на ряд таких важных экспортных товаров, как ткани, одежда и изделия из пластика.

Джасур Рустамбеков, руководитель исполнительного аппарата Ассоциации «Узтекстильпром» в интервью журналу "Экономическое обозрение" рассказал, что при применении системы общих льгот (GSP+) ожидается, что в 2021 году экспорт составит 142 млн долл., а в 2022 году 242 млн долл.

— Европейский рынок текстильной продукции – один из самых ёмких в мире. Как он регулируется, какие преференции для допуска продукции и из каких стран существуют?

— Европейский Союз является крупнейшим единым рынком мира. Численность населения Евросоюза превышает 510 миллионов человек (2020г.), соответственно среднегодовая ёмкость текстильного рынка составляет более 300 млрд. долл., что открывает дополнительные возможности для экспортеров.

Следует отметить, регулирование осуществляется на принципах ВТО, а также директив ЕС. Данные принципы предусматривают свободное передвижение товаров и капиталов, что способствует развитию не только реального сектора, но и услуг (в т.ч. банковских, логистических, сертификационных, страховых и т.д.). Услуги, в свою очередь, способствуют продвижению товара от производителя до потребителя.

— Как отсутствие преференций на рынках стран ЕС повлияло на конкурентоспособность?

— Узбекистан является страной не имеющей прямого выхода к мировому океану, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции на отдаленных рынках, в том числе стран ЕС, в связи с высокими транспортными издержками. Аналогичный товар стран имеющих выход к морю был более конкурентоспособным.

Снятие таможенных пошлин при ввозе узбекской продукции позволяет частично компенсировать высокие издержки на транспортировку, тем самым повышая конкурентоспособность отечественных товаров на рынках стран ЕС.

— Как выстраивались отношения при выходе узбекской текстильной продукции на европейский рынок раньше и сейчас? Как шли переговоры и чего удалось добиться?

— Одним из важных факторов в увеличении экспорта текстиля рассматривается режим GSP+, при котором узбекская текстильная продукция сможет составить серьезную конкуренцию другим текстильным странам.

Так, в 2017 году Узбекистан ратифицировал «текстильный протокол» с ЕС, согласно данному протоколу, при экспорте товаров текстильной промышленности Узбекистана в страны Европейского союза, предусматривается значительное снижение таможенных платежей. Если раньше узбекский текстиль облагался при въезде на таможенную территорию ЕС таможенными платежами в размере 17%, то теперь платежи снизились до 6%.

Ассоциация «Узтекстильпром» была одним из инициаторов вступления в систему GSP+. На постоянной основе проводились работы с представителями Европейской комиссии, встречи при содействии МИД и МИВТ, в частности были проведены переговоры с Комиссаром по странам ЦА Питером Бурианом.

В целях получения данного статуса Узбекистаном проделана большая работа:

  • ратифицированы 27 международных конвенций,
  • налажено сотрудничество с международными некоммерческими и сертификационными организациями,
  • организованы визиты узбекской делегации в Брюссель.

По их итогам Европейская сторона подтвердила готовность оказать содействие в подготовке и рассмотрении заявки узбекской стороны на получение статуса бенефициара GSP+.

— Что даст отечественной текстильной индустрии присоединение Узбекистана к европейской системе GSP+?

— В первую очередь это повышение конкурентоспособности наших товаров уже сегодня. В рамках GSP+ количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, выросло до 6200. Это вдвое больше, чем было до этого.

В этом смысле статус бенефициара GSP+ поможет не только увеличить экспорт Узбекистана, но и ускорить реформы ряда отраслей, в том числе, внедрить современные стандарты и технологии, приобрести необходимые знания и навыки, обеспечить необходимый уровень качества, одним словом – поменять свои подходы к организации производства и экспорта продукции.

В перспективе статус GSP+ даст возможность накопления опыта работы на рынках с высокими требованиями. Это в свою очередь означает, что отечественные производители поэтапно выйдут на новый уровень организации производственного процесса, контроля качества, отношения к сертификации производимой продукции и к освоению новых маркетинговых приемов в области продвижения товара.

Другими словами, статус бенефициара GSP+ расширил доступ на рынок в настоящем, а в перспективе ожидается освоение новых механизмов продвижения нашей продукции.

Введение международных стандартов на предприятиях, является важным фактором увеличения экспорта. И в рамках этой программы сертификационная компания из Нидерландов Control Union уже начала проводить большую работу в сотрудничестве с Ассоциацией.

«Узтекстильпром» совместно с европейскими международными организациями ведет работу по улучшению качества продукции. Особое внимание уделяется внедрению европейских стандартов, которые в последующем послужат увеличению экспорта. Так например, для всестороннего продвижения отечественного текстиля совместно с Германским сообществом GIZ, международной консалтинговой компании Gherzi ведется работа разработке стратегии продвижения.

Мы ожидаем, что в скором времени увеличится заинтересованность европейских стран к сотрудничеству, так как с получением статуса GSP+ узбекская текстильная продукция увеличит конкурентоспособность.

— О расширении позиции на европейском рынке каких видов отечественной продукции идет речь? Расскажите о прогнозах и перспективах?

— По оценкам экспертов, по состоянию на 2019 год ёмкость текстильного рынка ЕС составляет до 300 млрд. долл., сегодня же мы поставляем продукцию только на 74 млн. долл, что говорит о масштабах перспектив экспорта отечественной продукции на рынки ЕС.

При режиме преференциальной торговли GSP+ ожидаемый объем экспорта текстильной продукции на первоначальном этапе будет составлять 300 млн долл., с последующим его увеличением до 1,2 млрд долл. к 2025 году.

Мы считаем, что получение статуса бенефициара GSP+ создаст основу для отечественных производителей-экспортеров текстильной продукции, что впоследствии позволит обеспечить устойчивый рост и диверсификацию ассортимента экспортной продукции.

В выигрыше будут все: от производителей пряжи до производителей готовой продукции.

По данным Ассоциации «Узтекстильпром», к концу 2020 года 102 предприятия экспортировали текстильных изделий в страны ЕС на 74 млн долл., что на 136,4% больше, чем в предыдущем году (53,3 млн долл. в 2019 году).

С начала 2021 года экспортировано текстильной продукции на 27,5 млн долларов.

В структуре экспорта продукции пряжа 49,1% (13,5 млн долларов США), ткани 21,9% (6 млн долл.), трикотажные ткани 16,7% (4,6 млн долл.), швейные изделия 11% (2,9 млн долл.), чулочно-носочные изделия 1,3% (0,3 млн долл.).

Продукция экспортировалась в 16 стран ЕС, основными странами-партнерами были Польша – 56% (15,4 млн долл.), Италия – 19,1% (5,3 млн долл.), Германия – 7,3% (2, 0 млн долл.). Доля этих стран в общем объеме экспорта составила 82,3% (22,7 млн долл.).

При применении системы общих льгот (GSP +) ожидается, что:

в 2021 году экспорт составит 142,1 млн долл.

в 2022 году экспорт составит 242,2 млн долл.

Интервью подготовлено при содействии пресс-службы Ассоциации "Узтекстильпром".

Поделиться постом

Похожие новости