Шеринг-экономика в туризме

Шеринг-экономика в туризме

Шеринговая экономика (sharing economy), или экономика совместного потребления (сollaborative сonsumption), – новая культура и экономическая бизнес-модель, когда с помощью технологий и онлайн-платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют. Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им.

В посткризисный период туристическая отрасль переживает не лучшие времена и именно этот новый вид экономики может быть панацеей для решения проблем и инновационного туризма.

Шеринг-экономика

Идея, которая в последние годы явилась своеобразной революцией в мировой экономике сферы услуг, – это шеринг-зкономика, или, как ее еще называют, экономика совместного потребления, экономика деления, сетевая экономика.

Впервые научно обоснованную концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption (Botsman, Rachel, 2010). Эта идея, получившая название sharing economy (экономика совместного потребления), в 2011 г. была отнесена журналом Time к числу десяти идей, которые изменят мир..

Идея данной концепции заключается в том, что потребителю выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. До появления цифровых платформ для совместного пользования товарами и услугами существовали пункты проката оборудования, секонд-хенды, библиотеки, коммунальные квартиры, аренда дач, которые можно считать аналогами шеринг-экономики. С развитием новых технологий, распространением интернета и изменчивостью предпочтений поколений в мире у населения формируются новые паттерны потребительского поведения. В настоящее время модель экономики совместного потребления изменилась, взаимоотношения между экономическими субъектами при максимальном снижении транзакционных издержек распределяются без участия посредников.

Существует много определений экономики совместного потребления, однако можно выделить ее три ключевые специфические черты:

  • наличие недоиспользованных активов, то есть товаров, которые владелец готов отдать во временное пользование;
  • цифровые платформы (интернет-площадки) для соединения продавцов и покупателей, в том числе сайт, мобильное приложение;
  • доверие между экономическими агентами, основанное на отзывах и рейтингах.

В основе экономики совместного потребления лежит ситуация, когда обмен теми или иными товарами и услугами является более эффективным, чем обладание ими. Реализация данной модели обеспечивает доступ к вещам, обладать которыми может быть непрактично и дорого, позволяя, с одной стороны, сократить расходы на их приобретение, а с другой – получить дополнительную выгоду от предоставления их в пользование.

Эксперты Всемирного экономического форума определяют шеринг-экономику как экономическую деятельность на базе онлайн-платформ, основанную на совместном потреблении недостаточно используемых активов на возмездной или безвозмездной основе между людьми равного статуса.

Условия, принципы и факторы развития экономики совместного потребления

Источник: Надежда Батова, Ирина Точицкая. BEROC Green Econ omy Policy Paper Series, PP no.12, 2020 г.

Цифровые веб-платформы позволяют в реальном времени измерять свободные материальные и нематериальные активы и обеспечивают возможность их соединения с теми, кто в них нуждается. Встроенные системы рейтингов, обзоров и отзывов должны мотивировать честность владельцев и потребителей, а также помогать формировать сообщества по интересам. Доверие в данной модели потребления обеспечивается требованиями загрузки в шеринговые приложения персональных данных (данные водительского удостоверения и паспорта, номера кредитной карты), а репутация определяется методом экспертных оценок.

Важность и актуальность данных условий в рамках совместного потребления подтверждается результатами глобального опроса респондентов из 58 стран Trust in Advertising Survey, согласно которому 84% опрошенных доверяют устным рекомендациям друзей и семьи, а 68% респондентов – мнениям незнакомых потребителей, опубликованным в интернете. В исследовании Entering the trust age пользователи BlaBlaCar, при условии наличия у них полного профиля личной информации, получили рейтинг доверия, сопоставимый по уровню с членами семьи, – 88 %.

Модели шеринга

В рамках шеринговой экономики выделяют различные модели совместного ведения бизнеса. В частности, эксперты Credit Suisse выделяют три типа взаимоотношений:

  • частные лица, продающие или арендующие свои собственные товары и услуги (Airbnb, TaskRabbit);
  • платформы членства, которые позволяют людям легко арендовать предметы или получить доступ к услугам (Zipcar, eLance);
  • совместные сайты, на которых люди обмениваются, в основном, нематериальными услугами, такими как обзоры продуктов (TripAdvisor, Yelp) или знания (Wikipedia), а также более материальными ресурсами, включая финансирование (Kickstarter, Lending Club).

В зависимости от того, кто владеет активом, устанавливает цену и определяет условия сделки, выделяют следующие три группы веб-платформ.

  1. Децентрализованные – владелец актива выставляет условия и предлагает актив непосредственно пользователю, в то время как платформа за небольшое вознаграждение позволяет осуществить сделку (Airbnb; BlaBlaCar и др.). Первоначальные капитальные затраты в этом случае невелики, но платформа сама должна привлекать поставщиков, чтобы обеспечить достаточное предложение.
  2. Централизованные – сервис сам является владельцем актива, что позволяет устанавливать цену и контролировать качество предоставляемых продуктов и услуг (DriveNow, Zipcar, Rent the Runway). Высокие затраты на распространение бизнес-модели требуют значительных первоначальных затрат, а обеспечение эффективного функционирования возможно при условии достижения высокой степени использования.
  3. Гибридные – владельцы активов предлагают услугу с ценой и стандартами, установленными сервисом. Ответственность и риск децентрализованы, а стандартизация и уровень обслуживания централизованы (Uber, Lyft и др.). При этом первоначальные затраты невелики, а подбор поставщиков услуг имеет решающее значение.

Шеринг в туризме

В основном направлении новых тенденций шеринг-экономики находится индустрия туризма и гостеприимства, которая не просто принимает принципы шеринга, а способствует их широкому распространению и развитию. Шеринг-экономика как новая экономическая модель, по мнению экспертов туристического бизнеса, является антикризисной мерой, позволяющей решить современные проблемы туризма на основе распределения владений ценностями, разделением затрат и возможностью создания собственных неординарных решений. Появление интернета, смартфонов и приложений Apps, использующих технологию децентрализованных сетей (блокчейн), изменило способ оказания этих услуг, облегчило информационный обмен и взаиморасчеты.

Совместное распределенное владение системой управления деловыми поездками – это путь к созданию по-настоящему устойчивой и работоспособной платформы организаций, где каждый ее участник имеет доступ ко всем ценностям и информации, но при этом несет несопоставимо меньшие расходы на содержание такого решения. При этом каждый из участников наполняет систему собственными компетенциями и получает от других то же самое.

Цифровые платформы туристического совместного потребления становятся необходимыми инструментами агентств, клиентов, поставщиков. Через них все звенья цепи связываются воедино и порождают тесные связи, а принцип открытости платформы позволяет каждому участнику иметь возможность ведения собственных разработок, которые могут быть как индивидуальными и уникальными, используемыми только для себя, так и доступными для других участников. Для этого применяется специальное пространство в цифровом формате.


Некоммерческие платформы – в них люди обмениваются неосязаемыми услугами, такими как отзывы о путешествиях (TripAdvisor). К некоммерческим сервисам относят и гостевые сети – интернет-сообщества по обмену гостеприимством, объединяющие тысячи любителей туризма из разных стран.

Коммерческие платформы используют, в основном, физические лица, продающие собственные услуги или сдающие в аренду собственное имущество: Uber – заказ поездки на личном авто вместо такси; Airbnb – аренда частной квартиры вместо гостиничного номера; Darenta – сервис каршеринга (аренды автомобилей).

Будущее совместного пользования автомобилем в ответах респондентов

«владение автомобилем будет востребовано и останется неизменным».

«владеть и содержать автомобиль станет дорого, и все начнут пользоваться услугами платформ совместного пользования».

«стоимость автомобилей не изменится, но люди будут пользоваться услугами платформ совместного пользования в целях удобства и экономии».

В европейских странах доля респондентов, которые продали автомобиль или отказались его приобретать, составила 22%, в Северной Америке — 21% и 34%, соответственно. В Китае 50% пользователей каршеринга отложили покупку личного автомобиля.

Источник: «Экономика совместного потребления как новая экономическая модель». Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, выпуск № 47, август 2019 г.

Оптимальность и эффективность платформ шеринг-экономики и бизнес-моделей состоит в следующем.

Во-первых, шеринг-платформы позволяют осуществлять заказ услуг значительно дешевле в сравнении с бизнесом, работающим в рамках традиционных моделей и схем.

Во-вторых, шеринг-сервисы предоставляют возможность получения дополнительного дохода в случае самостоятельного оказания услуг, исключая тем самым посредников в качестве промежуточного звена между потребителем и поставщиком услуги.

В-третьих, увеличение скорости оказания услуги и широкий спектр их предоставления. Например, онлайн-сервисы по заказу автомобилей сокращают до нескольких минут время ожидания или у туриста с помощью шеринг-сервиса появляется возможность выбора любого жилья, исходя из располагаемого бюджета.

В-четвертых, шеринг-сервисы позволяют эффективно использовать ресурсы и снижать воздействие на окружающую среду благодаря надежности распределенного решения и его устойчивости перед рисками. Система, в бесперебойном функционировании которой заинтересован весь рынок, гораздо с большей вероятностью сможет сопротивляться внешним вызовам, так как никто не захочет потерять свой надежный инструмент. Такой формат взаимодействия может в значительной мере обезопасить всех его участников от внешних угроз, начиная от прихода новых сильных игроков на рынок, диктующих новые условия, и заканчивая пандемиями и экономическими кризисами.

Фактором широкого использования платформенных решений в работе с корпоративными клиентами является также возможность работы с системой из любой точки мира в любое время суток. Система всегда в курсе всех лимитов и изменений в туристической политике, предпочтений клиентов, собирает в одном месте информацию обо всех доступных вариантах поставщиков и прямых договоров.

Возможности и преимущества

Результатами использования данных систем, бизнес-моделей и платформ экономики совместного потребления могут быть следующие.

  1. Появление новых возможностей для всех участников экосистемы, объединяющей экономику совместного потребления. Корпоративный клиент имеет возможность создания собственной среды для круглосуточной, доступной из любой точки, работы, интегрировать ее с внутренними CRM, ERP и бухгалтерскими системами, развернуть систему в своей внутренней инфраструктуре, обеспечивая тем самым независимость от внешних агентств. Это важно в условиях критической неопределенности. Когда любая туристическая компания может оказаться в сложном финансовом положении, клиенту важно иметь надежное решение, которое позволит подстраховаться и работать с несколькими провайдерами услуг или оперативно их сменять без сложных технических процедур – такое может обеспечить только нейтральная открытая распределенная система (Сorteos Platform).
  2. Использование этих платформ и бизнес-моделей для агентств туризма увеличивает их возможности для сокращения собственных издержек и повышения качества и скорости обслуживания клиентов через внедренные онлайн-системы бронирования. Чем больше транзакций делается клиентом, тем меньше операций выполняют сотрудники агентства, т.к. необходимо только предоставлять качественный сервис, корректный документооборот и прочие смежные процедуры.
  3. Другим способом экономии для туристического агентства является перевод сотрудников, отвечающих за оформление услуг, на работу в онлайн-системе. Сотрудник получает возможность работать удаленно, при этом для него нет острой необходимости иметь доступ к пультам GDS, т.к. система подключена ко всем необходимым провайдерам и интегрируется с мид- и бэк-офисными системами агентства, что позволяет полностью автоматизировать процесс обработки заявок.

Основное преимущество этой модели – исключение человеческого фактора:

  • сотрудник не будет делать ошибок, связанных с туристическими процедурами, так как все заносится в систему и проверяется автоматически;
  • экономия времени – сотруднику не нужно вручную заносить выполненную заявку в мид-офис;
  • снижаются издержки на технологическую составляющую – можно сократить число оплачиваемых агентством пультов, а также площади в офисе, занимаемые удаленными сотрудниками;
  • снижаются издержки на оплату труда, так как обрабатывать простые заявки с помощью онлайн-системы могут сотрудники без специфических навыков и углубленных знаний GDS. Необходимо правильно перераспределить поток обработки заявок и выделить достаточное количество супервайзеров, которые бы контролировали работу.

Барьеры регулирования

Как и у всех инновационных экономических систем, в процессе развития шеринг-экономики появляются проблемы, связанные с ее регулированием.

Во-первых, главным препятствием для регулирования экономики совместного пользования является необходимость быстрого реагирования на происходящие изменения, что зачастую фактически невозможно в связи с требованиями законодательного процесса. В результате, когда необходимые изменения вступают в силу, в отрасли появляются новые тенденции, требующие дополнительного регулирования.

Во-вторых, поскольку в экономике совместного потребления стороной предложения выступают независимые подрядчики (например, водители в Uber или арендодатели в Airbnb), сервис фактически не несет ответственности за качество предоставляемых услуг, увеличивая тем самым прибыль за счет сокращения издержек необходимого контроля. Тем не менее, сервисы вводят собственные формы мониторинга и гарантии безопасности (например, регистрацию в профиле только при предъявлении документа, удостоверяющего личность), тем самым функции государства частично переносятся на частные компании.

В-третьих, данная бизнес-модель сокращает налоговые сборы, так как сервисы зачастую рекомендуют сторонам оплачивать налоги самостоятельно (например, арендодателей в Airbnb), однако не принуждают и не контролируют. Дополнительной особенностью налогообложения в данной системе является тот факт, что в ряде стран (США, Великобритания) лица, оказывающие услугу (независимые подрядчики), рассматриваются государством как представители малого бизнеса.

Это приводит к более высоким для них ставкам налогообложения, по сравнению со ставками подоходных налогов, что увеличивает социальную незащищенность бедных слоев населения, так как часто именно они выступают в роли независимых подрядчиков (например, таксисты или курьеры). Деятельность части компаний, относящихся к экономике совместного потребления, не облагается налогами, типичными для традиционных предприятий. Так, например, компании, которые предоставляют места для временного проживания, не оплачивают туристический сбор.

В-четвертых, большую сложность для централизованного регулирования представляют особенности установления цены. Часть сервисов устанавливает стоимость услуг централизованно (например, службы такси), в то время как другие предоставляют пользователям свободу для договоренностей ( аренда жилья).

На основании этой модели появилось множество бизнесов: поиск машин с водителем (Uber и Lyft), кратковременная аренда автомобилей (каршеринг), совместное использование автотранспорта (карпулинг), совместное финансирование проектов (краудфандинг), кратковременная аренда квартир для деловых поездок и путешествий (Airbnb), совместная аренда офисов (коворкинг), продажа ставших не нужными вещей, наем фрилансеров на проекты и многое другое.

Таким образом, отличительной чертой шеринг-сервисов является саморегулирование качества услуг. Механизмом обеспечения хорошего качества услуг являются отзывы и оценки пользователей, влияющие на рейтинг исполнителя. Исполнитель, который оказывает услуги не надлежащего качества, не только останется без клиентов, но и рискует быть исключенным из шеринг-сообщества.

Заключение

Сегодня шеринг-экономика выступает катализатором трансформации бизнеса в глобальную онлайн-площадку, где создаются сообщества людей, заинтересованных в использовании принадлежащих им ресурсов. Рост числа пользователей шеринг-сервисов ежегодно увеличивается, что свидетельствует о растущей востребованности этого нового сегмента экономики.

Умидахон Нарзуллаева, Институт Бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан

В мире/Туризм

Журнал «Экономическое обозрение» №4 (256) 2021

Поделиться постом

Похожие новости