Теоретические предпосылки и практика в Узбекистане.
Общеизвестно, что в условиях рыночной экономики главной задачей государства является обеспечение устойчивых темпов экономического роста, повышение уровня жизни населения, создание максимально благоприятных условий для осуществления экономической деятельности, а также обеспечение стабильного поступления денежных средств в бюджет, что необходимо для выполнения государством своих функций.
Однако имеется ряд факторов, которые препятствуют нормальному функционированию экономики. К числу таковых относится «теневая» экономика, которая возникает вследствие неэффективной фискальной и денежно-кредитной политики, непрозрачности системы налогового администрирования, коррумпированности государственного аппарата, чрезмерной налоговой нагрузки и неблагоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Под «теневой» экономикой понимается экономическая деятельность физических и юридических лиц, которая не контролируется и не учитывается компетентными государственными органами. Это сложное социально-экономическое явление, которое охватывает многие аспекты общественных и общественно-экономических отношений.
В условиях большой доли «теневого» сектора в экономике снижается эффективность политики регулирования. Кроме того, налоговая и регулятивная нагрузка приходится на официальную часть экономики в виде высоких ставок налогов и жесткого регулирования, что повышает издержки пребывания в формальном секторе экономики и провоцирует расширение «теневого» сектора.
Сложность феномена «теневой» экономики объясняется тем, что, с одной стороны, «теневая» экономика параллельно функционирует с официальной («белой») экономикой и является ее составной частью, что усложняет процесс определения грани между ними. С другой стороны, решение проблемы «теневой» экономики не связано исключительно с ужесточением контроля и штрафных санкций, а требует разработки широкого комплекса мер, в том числе и политического характера.
Теоретические предпосылки
В научной литературе термин «теневая экономика» (англ. shadow economy, underground economy, black economy) появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. В последующие годы существенно возрос интерес к изучению проблемы «теневой» экономики в научной среде и экономической практике.
«Теневая» экономика включает в себя три укрупненных элемента: неформальную экономику, скрытую (фиктивную) экономику и криминальную экономику.
В качестве причин возникновения и развития «теневой» экономики выступают кризисное состояние экономики, чрезмерно высокие налоги, коррумпированность государственного аппарата, бюрократия и другие. Анализ условий возникновения «теневой» экономики позволяет выделить следующие группы факторов, которые способствуют криминализации и уходу в «тень» некоторых видов экономической деятельности.
Первая группа – финансово-экономические факторы, которые характеризуются:
- несовершенством системы налогового администрирования;
- высокой налоговой нагрузкой, что делает не выгодным ведение легального бизнеса;
- неэффективной системой распределения национального богатства, высоким уровнем коррупции при предоставлении налоговых и бюджетных льгот, преференций для отдельных субъектов.
Вторая группа – правовые факторы, связанные:
- с несовершенством законодательства, способствующего активизации нелегальной деятельности и росту безнаказанности;
- с коррумпированностью судебной и правоохранительных систем, что порождает расширение «теневого» оборота;
- с незащищенностью частной собственности, что снижает уровень доверия к государственным институтам.
Третья группа – административные факторы, для которых характерны:
- относительно низкий уровень эффективности государственного управления и отсутствие дисциплины в средних и низших его звеньях;
- чрезмерное усложнение процедуры получения разрешений на открытие и ведение бизнеса;
- низкий уровень компетентности и профессионализма работников органов государственной власти и управления.
Четвертая группа – общественно-политические факторы, для которых характерны:
- низкий уровень квалификации, а также правовой, экономической и финансовой грамотности населения;
- нестабильность государственной экономической политики, что способствует снижению уверенности бизнеса в завтрашнем дне;
- незащищенность уязвимых слоев населения, особенно в условиях кризисного состояния экономики.
Практика в Узбекистане
Ни для кого не секрет, что Узбекистан входит в группу стран с высоким уровнем «теневой» экономики. По оценке экспертов, доля «теневой» экономики в валовом внутреннем продукте составляет около 50%. А доля неформального сектора в отечественной промышленности до недавнего времени превышала 20%.
Руководством страны был взят курс на сокращение доли «теневого» сектора в экономике. Президентом Республики Узбекистан поставлена задача разработать стратегию по сокращению «теневой» экономики с привлечением экспертов международных организаций.
Налоги
Следует отметить, что главным приоритетом в деле сокращения объемов «теневой» экономики является реформирование системы налогового администрирования. Так, 29 июня 2018 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».
В результате этого с 1 января 2019 года дан старт кардинальным реформам в налоговой политике. Резко снижены налоги на ФОТ и отчисления во внебюджетные фонды. Так, по налогу на доходы физических лиц вместо прежней прогрессирующей ставки была введена плоская шкала (12%). Также была снижена в два раза ставка Единого социального платежа (до 12%). Это способствовало выходу из «тени» большого числа налогоплательщиков, которые до этого получали заработную плату в «конвертах», а также увеличению доходов Государственного бюджета по этим видам платежей почти в 2 раза.
По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева с 1 октября 2018 года была снижена ставка налога на добавленную стоимость до 15% и была внедрена электронная система ведения счетов-фактур, что позволило выявить до 20% предприятий, ранее уклонявшихся от уплаты НДС. В результате этого количество предприятий, уплачивающих НДС, заметно увеличилось. С 1 января 2019 года были упразднены некоторые виды налогов с оборота (отчисление в государственные целевые фонды). Несмотря на упразднение и существенное снижение ставок по многим видам налогов и обязательных платежей, налоговая реформа положительно отразилась на экономике страны. В 2019 году объем налоговых поступлений в бюджет увеличился почти в 1,5 раза, по сравнению с 2018 годом.
Цифровые технологии
Необходимо отметить, что широкое внедрение цифровых технологий не только позволяет повысить производительность труда, но и способствуют выводу из «тени» субъектов предпринимательства. Учитывая данное обстоятельство, предусматривается внедрение цифровых технологий в системе таможенного контроля. В результате исключения человеческого фактора будет устранена практика контрабанды и искусственного занижения таможенной стоимости товаров. Предусматривается координация посттаможенного контроля посредством интеграции базы по импортным товарам с системой налоговых органов. Кроме того, предложено создание непрерывной цепочки поставки товаров потребителям путем привязки импортной таможенной декларации к электронному счету-фактуре. Внедряется система Таможенного аудита.
Борьба с коррупцией
Учитывая, что коррупционные преступления и «теневая» экономика тесно взаимосвязаны между собой, борьба с коррупцией рассматривается в качестве действенной меры по сокращению «теневой» экономики. В качестве одного из первых шагов в этом направлении считается принятие Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 3 января 2017 года. Данный закон был принят в целях регулирования отношений в области противодействия коррупции и предусматривает нормы прямого действия, а также определяет основные направления государственной политики по борьбе с коррупцией.
В целях обеспечения эффективного исполнения положений этого закона 2 февраля 2017 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». Данным Постановлением утверждена государственная программа по противодействию коррупции и образована Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции. Следующими важными шагами в этом направлении стали принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» от 29 июня 2020 года, а также организация деятельности Агентства по противодействию коррупции.
Благодаря принятым мерам в этом направлении, в текущем году Узбекистан поднялся на пять позиций в международном рейтинге по борьбе с коррупцией.
Рынок труда
Во многих странах мира рынок труда является наиболее привлекательной сферой для функционирования «теневой» экономики. Значительную часть рынка труда составляет т.н. «теневая» занятость, которая проявляется в виде уклонения от налогов и статистического учета, несоблюдения трудового законодательства. В Узбекистане до недавнего времени из 10,5 миллиона людей, занятых в экономике, лишь 4,9 миллиона являлись плательщиками подоходного налога. Большая часть неформальной занятости, в основном, приходится на сферы строительства, торговли, общественного питания, транспорта и другие виды сервиса и услуг.
В текущем году было существенно упрощено регулирование самозанятости с расширением доступных для самозанятых видов деятельности с 24 до 67. Данное обстоятельство способствовало выходу из «тени» этой категории людей, которые составляли одну третью часть занятых в частном секторе, и дало возможность охватить их системой пенсионного обеспечения. Планируется дальнейшее упрощение процедуры выдачи разрешений и лицензий на осуществление предпринимательской деятельности. Имеется возможность сократить 100 видов лицензий и 34 вида разрешений с переводом их в уведомительный порядок, упростить ряд процедур и сократить в два раза время выдачи 14 видов документов. Благодаря этим мерам предприниматели могут сэкономить 125 млрд. сумов в год.
Заключение
Узбекистан, взявший курс на сокращение «теневой» экономики, подходит к этому вопросу достаточно осторожно. Проводимая политика исходит из стремления не допустить снижения экономической активности и опирается, в первую очередь, на создание благоприятных условий и стимулов для ведения легального бизнеса.
Благодаря положительным изменениям, происходящим в сферах либерализации валютного рынка, системы налогового администрирования, борьбы с коррупцией, сокращения видов лицензируемой деятельности, за последние пять лет удалось сократить долю неформального сектора в промышленности с 20% до 6%.
Представляется целесообразным продолжение работы по дальнейшему реформированию и либерализации налоговой системы и упрощению таможенных процедур, созданию максимально благоприятной и гибкой системы регистрации и налогообложения индивидуальных предпринимателей и самозанятых людей, а также на основе передового опыта зарубежных стран организовать кампанию по проведению амнистии капитала и легализации доходов для вывода из «тени» предпринимателей, осуществляющих неформальную (не зарегистрированную) деятельность.
В стране/«Теневая» экономика
Азизбек Рустамов, Саидвали Юсупов,
Таможенный институт ГТК
Экономическое обозрение №11 (251) 2020
Оставить комментарий