20-24 апреля прошел ряд важных совещаний под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. 20 апреля обсуждались вопросы развития строительных и промышленных отраслей, 22 апреля рассматривались вопросы обеспечения занятости и недопущения снижения доходов населения на примере Самаркандской и Наманганской областей, 23 апреля обсуждались вопросы обеспечения стабильности текстильной промышленности, смягчения воздействия пандемии на отрасль, а 24 апреля – вопросы обеспечения занятости населения и возобновления деятельности отраслей экономики в Ферганской и Кашкадарьинской областях. Исходя из принятых решений и поставленных задач на этих совещаниях, можно уверенно говорить о том, что в борьбе с пандемией коронавируса в Узбекистане произошел переломный момент и наступает новый этап.
В условиях активного распространения коронавирусной инфекции главным являлось остановить этот процесс, максимально предотвратить возможность новых заражений, предохраняя тем самым жизни людей, и жесткие карантинные мероприятия являлись главным инструментом достижения этой цели. И эта задача эффективно реализована. На прошлой неделе кривая заболевших коронавирусом значительно замедлила рост, свидетельствуя о том, что скорость распространения инфекции снижается, а кривая роста выздоравливающих устремилась вверх, внушая уверенность в том, что Узбекистан уже в ближайшее время справится с коронавирусной инфекцией. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе математического моделирования (SEIR – susceptible-exposed-infectious-recovered) распространения вирусной инфекции в Узбекистане, которое является наиболее используемым в мировой практике в этих целях.
Эта ситуация уже ставит иные приоритеты в проводимой политике. На данном этапе первоочередными задачами становятся постепенный, взвешенный и осторожный выход из режима карантинных мероприятий, чтобы не спровоцировать новые вспышки распространения вируса в тех или иных местах, а также восстановление экономической активности, сдерживаемой ранее рамками карантинных мероприятий. Наряду с этим не менее важным, а даже более актуальным является скорейшее решение социальных проблем, вызванных коронавирусной инфекцией и карантином, – сокращение рабочих мест. И в течение прошлой недели по всем этим направлениям были поставлены первоочередные задачи и приняты меры, направленные на их решение.
Выход из карантина
Осторожный выход из режима карантинных мероприятий был начат на прошлой неделе. По решению Республиканской антикризисной комиссии с 25 апреля разрешена деятельность: пунктов коммерческих банков на различных объектах; рынков стройматериалов; сетевых магазинов крупных производителей, предназначенных для продажи собственных продуктов; ремесленников и мастеров по продаже созданных ими изделий; субъектов предпринимательства, занимающихся химической чисткой, выращиванием и продажей семян и саженцев, продажей автомобильных запчастей; организаций по оказанию сервисного обслуживания автомобилей, сельскохозяйственной и строительной техники; нотариальных контор и страховых компаний, а также разрешено возобновить приостановленные инвестиционные проекты и работы по строительству объектов социальной сферы.
Здесь стоит также отметить, что чуть ранее об ослаблении карантинных мер заявили лидирующие по количеству заражений Испания и Италия, Австрия, вслед за ними Германия, Южная Корея, Иран, Казахстан, Аргентина, Шри-Ланка, но практически во все эти страны пандемия пришла раньше, чем в Узбекистан, и карантинный режим действовал дольше до того момента, когда эти страны решились на его ослабление. Говоря об ослаблении карантинного режима, необходимо также вспомнить об опыте Китая, первым заявившим о победе над коронавирусом и отменившим ограничения, следствием чего стали повторные вспышки инфекции, приведшие к необходимости повторного закрытия некоторых городов. Поэтому смягчение карантинных ограничений должно быть поэтапным по мере улучшения эпидемиологической обстановки, как это было указано Президентом в начале недели.
Восстановление начинается со строительства
На совещании 20 апреля Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев дал поручение Специальной республиканской комиссии поэтапно смягчить карантинные ограничения в областях, районах и городах, в которых не были выявлены случаи коронавируса или эпидемиологическая обстановка улучшилась. На совещании отмечалось, что будет разрешено продолжить все виды строительных работ при условии полного соблюдения правил карантина. Министерству внутренних дел поручено создать условия для передвижения транспорта отраслевых предприятий и производителей стройматериалов.
В Узбекистане одним из ведущих секторов экономики, обеспечивающим экономическую стабильность и занятость населения, является строительная сфера, в которой занят 1 миллион 325 тысяч человек и которая также обеспечивает занятость в других отраслях промышленности. Видимо, поэтому именно ей и было уделено первоочередное внимание в ходе процессов восстановления экономической активности в экономике.
В первом квартале текущего года объем строительных работ вырос на 6,5 процента, но это на 4 процентных пункта ниже, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, в текущем году планируется построить многоэтажное жилье на 30 тысяч квартир. Поэтому в целях недопущения снижения объемов строительства в период карантина в отрасль направлено дополнительно 3,6 триллиона сумов. Для стимулирования строительства жилья внедряется механизм, согласно которому Государственный фонд по поддержке развития предпринимательской деятельности будет предоставлять частным подрядным организациям частичную компенсацию расходов по процентам кредитов и поручительство в размере до 50 процентов от суммы кредита. Также на совещании была отмечена необходимость продления ипотеки, выдаваемой по новому порядку, с 15 до 20 лет, повышения верхней границы суммы ипотеки на основе рыночных требований.
Строительная отрасль неразрывно связана с рынком строительных материалов, вопросы развития которого также обсуждались на совещании. В период карантина объем производства на предприятиях стройматериалов сократился. С учетом этого перед акционерной компанией «Узкурилишматериаллари» была поставлена задача довести в первом полугодии производство продукции до 10 триллионов сумов до 22 триллионов сумов до конца года. В Узбекистане имеется 275 перспективных залежей необходимого для этого сырья. Президент отметил необходимость увеличения числа новых эффективных проектов за счет освоения этих месторождений.
Текстильные планы на перспективу
На совещании, прошедшем 23 апреля, рассматривались вопросы обеспечения стабильности текстильной промышленности, смягчения воздействия пандемии на отрасль. Эта сфера также является одной из ключевых в Узбекистане как с точки зрения занятости населения, так и в связи с ее высоким экспортным потенциалом. В текстильной промышленности действует более 2 тысяч предприятий, на которых заняты 365 тысяч человек. Благодаря предпринимаемым мерам, ее экспортный потенциал за последние три года увеличился вдвое. В прошлом году была экспортирована продукция на 1,6 миллиарда долларов. Но этого недостаточно, так как Узбекистан располагает ресурсами и средствами, достаточными для переработки выращенного хлопка в полном объеме, доведения экспорта готовой продукции до 15 миллиардов долларов и обеспечения занятости более 3 миллионов человек.
На совещании был принят ряд важных решений, направленных на развитие отрасли. В первую очередь, было уделено внимание вопросу обеспечения предприятий оборотными средствами для стабильного функционирования отрасли в условиях карантинных ограничений и сокращения рынков сбыта. С этой целью было дано указание продлить с 90 до 150 дней срок окончательной оплаты за хлопок-волокно, реализованный до 1 апреля текущего года. Министерству финансов было поручено внедрить механизм моментального возврата суммы налога на добавленную стоимость на таможне, что поможет предприятиям сохранить стабильный уровень оборотных средств.
Особое внимание на совещании было уделено развитию отрасли на перспективу, особенно ее высокого экспортного потенциала. Глава государства поручил в течение пяти лет нарастить производство готовой продукции в 4-5 раз, освоить внешние рынки посредством повышения конкурентоспособности товаров. Были даны указания по организации крупных экспортных предприятий с участием зарубежных компаний, производству востребованной продукции под известными брендами. В этих целях в Наманганской, Самаркандской и Ташкентской областях будут организованы новые предприятия по экспорту готовой продукции. На реализацию этих проектов будет выделено 300 миллионов долларов в рамках кредитной линии Фонда реконструкции и развития. Министерству инвестиций и внешней торговли, ассоциации «Узтукимачиликсаноат» была поставлена задача получить статус бенефициара системы GSP+ для беспошлинной торговли на рынке Евросоюза.
Социальные приоритеты
На видеоселекторном совещании, состоявшемся 22 апреля по председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, рассматривались вопросы обеспечения занятости и недопущения снижения доходов населения в условиях пандемии и связанных с ней карантинных мероприятий. Было откровенно сказано, что в Узбекистане в результате карантина временно приостановили свою деятельность более 95 тысяч индивидуальных предпринимателей, в результате карантина естественным образом выросло число безработных. В период карантина налоговые поступления снизились в ряде областей и отдельных районах.
Для смягчения ситуации в сфере падения доходов населения и роста безработицы принимаются решительные меры. Согласно принятым месяц назад двум постановлениям, число семей с детьми, которым положены пособия и материальная помощь, увеличено с 595 тысяч до 655 тысяч, то есть на 60 тысяч. Вместе с тем, продлены сроки выплат по кредитам населения на сумму 3 триллиона 260 миллиардов сумов. В период карантина за счет Фонда содействия занятости и Фонда общественных работ обеспечена занятость 141 тысячи 800 безработных граждан, им выплачена заработная плата на сумму 43 миллиарда 225 миллионов сумов. При этом центрами общенародного движения «Доброта и поддержка» 219 тысячам семей розданы продукты питания и санитарно-гигиенические товары.
Однако этих мер недостаточно. Государство, как было сказано на совещании, предоставит отсрочку или рассрочку по налогам либо кредиты тем фермерам и предпринимателям, которые будут помогать бедным семьям вести хозяйство на приусадебных участках, выделять наделы в своих землях для выращивания повторных культур, содействовать надомному труду. Для эффективной организации этих мероприятий будет создан оперативный штаб Министерства экономического развития и сокращения бедности и Государственного налогового комитета по координации деятельности министерств и хокимиятов.
Призыв к предпринимателям оказать помощь населению не принуждение. Инициатива будет реализовываться исключительно на добровольной основе. Более того, любые действия, направленные на принуждение деловых кругов оказать помощь против своей воли, будут пресекаться. На сегодняшний день большое количество предпринимателей выразили готовность или уже оказывают содействие государству в оказании помощи уязвимым слоям населения. Данная модель успешно применяется в мире и доказала свою результативность. По данным международной благотворительной организации Charities Aid Foundation, предприниматели на 12% больше жертвуют на благотворительные цели, в случае, если государством предоставляются соответствующие налоговые и кредитные льготы, а также другие преференции.
Благотворительная деятельность предпринимателей будет осуществляться по территориальному принципу. Данная мера позволит усилить адресность оказываемой помощи, снять лишние бюрократические препоны на этом пути и исключить коррупционные проявления на местах, а также позволит предпринимателям трудоустроить безработных и временно потерявших работу в условиях карантина. Более того, создается возможность для налаживания взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом и населением путем создания консолидированной цепочки производства.
Кроме того, Президентом было указано на возможность создания 14 тысяч новых рабочих мест за счет организации сельскохозяйственных кооперативов и домашних теплиц. Имеется возможность создания 52 тысяч рабочих мест за счет расширения садов, виноградников и теплиц на 26 тысячах гектаров, 785 тысяч рабочих мест в шелководческой отрасли, 75 тысяч рабочих мест в сферах строительства и инфраструктуры. Была поставлена задача охватить сезонными работами 110 тысяч человек, общественными работами 167 тысяч. Также были даны указания по составлению точного перечня оставшихся без работы и нуждающихся в помощи граждан по районам и городам, адресной организации работ в рамках общенародного движения «Доброта и поддержка».
Региональные решения
24 апреля на очередном видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения занятости населения и возобновления деятельности отраслей экономики рассматривалась работа, проводимая в этом направлении в Ферганской и Кашкадарьинской областях. На совещании констатировалось, что в период карантина резко сократилось производство на 10 тысячах предприятий в Фергане и 11 тысячах в Кашкадарье. В результате значительно выросло число безработных. Кроме того, в Фергане проживают 56 тысяч, в Кашкадарье – 91 тысяча нуждающихся семей. Государством в нынешнем году было выделено на строительство и реконструкцию 130 объектов в Ферганской области 632 миллиарда сумов, 132 объектов в Кашкадарье 536 миллиардов. Однако в первом квартале освоение средств и реализация проектов отстали от намеченных показателей.
Основное внимание на совещании уделялось бесперебойному обеспечению населения продуктами питания и сохранению стабильных цен на внутреннем рынке, что может быть решено путем расширения выращивания продовольственных культур в пространстве между рядами садов и виноградников, площади которых в Фергане и Кашкадарье составляют 34 тысячи гектаров и более 22 тысяч гектаров, соответственно. Но обычно засаживается лишь 20 процентов междурядий. С учетом этого хокимиятам областей поручено организовать полную засадку междурядий садов и виноградников различными культурами и обеспечить тем самым занятость населения.
С целью расширения сельскохозяйственных угодий для сооружения колодцев на выведенных из оборота и богарных землях было выделено 15 и 11 миллиардов сумов в Фергане и Кашкадарье соответственно. Освоенные за счет этого земельные участки будут разделены среди населения. Отмечена целесообразность возделывания 50-60 процентов освободившихся от зерна площадей самими фермерами и распределения остальной части между населением, временно оставшимся без работы и нуждающемся в помощи в условиях карантина. Также на совещании были даны поручения по обеспечению работой малообеспеченных семей посредством раздачи скота, домашней птицы и пчелиных ульев, увеличению заготовки продукции.
Укрепляя стратегические преимущества
Некоторые зарубежные эксперты считают, что пандемия ставит перед правительствами дилемму: остановить распространение вируса, вводя жесткие ограничения, жертвуя при этом экономикой, или же, спасая экономику, не вводить жестких мер, жертвуя при этом жизнями людей. На самом деле дилеммы здесь нет. Без необходимых ограничений бесконтрольное распространение коронавируса может привести к разрушительным для экономики масштабам жертв. Об этом свидетельствует начальный период пандемии в Китае, когда экономика начинала свое падение еще до введения жестких ограничений. И Узбекистан вполне своевременно ввел необходимые ограничения.
Поэтому более верно сформулировать задачу так: как минимизировать негативные последствия карантинных ограничений на уровень жизни населения, на экономику, на потенциал экономического развития страны. И эта задача в Узбекистане решается путем очень взвешенного своевременного ослабления карантинных ограничений. При этом особое внимание уделяется поддержке именно тех секторов, которые наиболее важны с точки зрения значения и перспектив для экономики страны. В этом плане сектор строительства наиболее важен в плане стимулирования внутреннего спроса, что поможет повысить доходы многих людей и в других секторах экономики. А текстильный сектор, обладающий конкурентными преимуществами, весьма важен в плане реализации экспортного потенциала страны, в привлечении валютных поступлений. То же можно сказать и про сельскохозяйственный сектор, решения по которому были приняты ранее, еще 14 апреля.
То есть можно констатировать, что в последней декаде апреля начался процесс поэтапного выхода из режима карантинных ограничений, который осуществляется по стратегически проработанному плану, ориентированному не просто на возобновление экономической активности, а на сохранение и укрепление экономического потенциала Узбекистана, его конкурентных экспортных преимуществ в мировой экономике.
Обид Хакимов, директор ЦЭИР
Экономическое обозрение №4 (244) 2020
Оставить комментарий