В своем Послании Парламенту на 2021 год Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что выход на новые экспортные рынки останется одним из главных приоритетов нашей экономической политики. За последние годы были предприняты важные меры по поддержке отечественных экспортеров. Была введена конвертация, либерализован режим внешнеэкономической деятельности, снято множество заградительных барьеров. И это способствовало расширению торгово-экономических связей с нашими торговыми партнерами.
Новые меры по поддержке отечественных экспортеров и расширению их доступа к новым экспортным рынкам, предложенные в Послании Президента носят беспрецедентный характер. Так, глава нашего государства предложил в 2021 году из Фонда поддержки экспорта выделить предприятиям 100 миллионов долларов на закупку сырья и производство экспортно-ориентированной продукции. Кроме того, экспортерам будет возмещено 50% затрат на открытие торговых домов и магазинов за рубежом и рекламу. В совокупности все меры поддержки должны способствовать увеличению экспорта товаров и услуг как минимум на 20%.
Под действием реформ ситуация в узбекской экономике существенно изменилась, что сделало очевидным необходимость глубокой интеграции Узбекистана в мировую экономику и углубления взаимодействия как с международными организациями, такими как Всемирная торговая организация (ВТО), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), так и с отдельными странами.
Активизация работы по вступлению в ВТО связана с тем, что проводимые в Узбекистане реформы способствуют наращиванию экспортного потенциала и страна заинтересована в более широком выходе своих товаров на международные рынки, чему будет способствовать членство в данной организации. Вступление в ВТО носит комплексный характер, затрагивает все сферы экономики и внесет изменения не только во внешнеторговый режим страны (таможенные ставки, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры и др.), но и в регулирование таких сфер, как сельское хозяйство (государственная поддержка сельского хозяйства, регулирование цен и др.), интеллектуальная собственность, услуги (услуги со стороны иностранных компаний), государственные закупки, государственное регулирование экономики и др.
В 2020 году Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС, что является первым этапом интеграционного процесса нашей страны. Это дает Узбекистану уникальную возможность глубокого анализа положительных и отрицательных аспектов членства в ЕАЭС, изучения его влияния на национальную экономику, подготовки изменений и дополнений в национальное законодательство в соответствии с законодательством Союза. По словам главы нашего государства, это позволит выйти на качественно новый этап практического и многопланового взаимодействия, глубже и лучше понимать важные процессы, происходящие в ЕАЭС.
В Послании Парламенту Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул необходимость ускорения работы в 2021 году по полной гармонизации национальных технических регламентов с требованиями ЕАЭС, чтобы в полной мере участвовать в рынках стран-участниц Союза.
Несмотря на то, что в последние годы произошло увеличение взаимной торговли между Узбекистаном и ЕАЭС, все еще сохраняется нереализованный потенциал для наращивания экспорта отечественной продукции в страны Союза. В настоящее время Узбекистан торгует беспошлинно со странами ЕАЭС в рамках договора о зоне свободной торговли СНГ. Вместе с тем, адаптация национальных технических регламентов (стандартов) к требованиям ЕАЭС позволит сократить действие нетарифных барьеров и будет способствовать наращиванию экспорта Узбекистана.
В 2020 году Еврокомиссия досрочно приняла решение предоставить Узбекистану статус бенефициара Всеобщей системы преференций плюс «GSP+». Это позволит Узбекистану удвоить число товаров, беспошлинно поставляемых в Евросоюз. Данное решение было принято на основании отчетов мониторинговых групп Еврокомиссии о выполнении Узбекистаном положений 27 международных конвенций в области защиты прав человека, соблюдения трудовых стандартов, защиты окружающей среды и эффективного управления. С получением статуса бенефициара «GSP+» количество товарных позиций, которые узбекские производители смогут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, вырастет до 6200. Вместе с тем, опыт ряда стран показывает, что получение статуса бенефициара «GSP+» не решает автоматически вопросы наращивания экспорта и получения свободного доступа узбекских экспортеров к новым рынкам стран Евросоюза без решения вопросов сертификации экспортной продукции. Учитывая данные обстоятельства, Президент поручил разработать отдельную программу эффективного использования системы «GSP+» в Узбекистане.
Таким образом, в своем послании Парламенту Президент однозначно выражает намерение нашего государства осуществить в 2021 году прорывные действия в вопросах вступления в ВТО, дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС, эффективного использования преимуществ всеобщей системы преференций «GSP+» и всестороннего сотрудничества с Евросоюзом.
Обид Хакимов,
директор Центра экономических исследований и реформ
Оставить комментарий