Эксперты ЦЭИР считают, что в первую очередь необходимо глубокое изучение характеристик бедных слоев населения, выявление имеющегося экономического, социального, образовательного и инфраструктурного потенциала страны для борьбы с бедностью.
– На совещании, проведенном под председательством президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в начале июня 2020 года, среди основных вопросов повестки дня были рассмотрены приоритетные задачи сокращения уровня бедности и обеспечения занятости населения. Следует отметить, что начиная с 2020 года все действия правительства направлены на борьбу против бедности.
Теория и практика доказывают, что своевременное решение проблем бедности обеспечит стабильность социально-экономического развития на долгосрочный период. Так, в Узбекистане доля бедного населения в 2018 году составляла 11,4%. Вместе с тем, по оценкам Всемирного банка доля населения проживающего ниже, чем на 3,2 доллара в день составляет 9,6%. Данные результаты также совпадают с субъективными мнениями населения, 10% из которых причисляют свои домохозяйства к бедным.
Почему бедные?
Особенностью бедных слоев населения является то, что выйти из этой группы в разы сложнее чем попасть в нее. В большинстве случаев слова «бедность» и «ловушка бедности» используются вместе. Бедная часть населения не только не извлекает пользу из экономического роста, характерного для страны, но и сама не способствуют развитию общества, в силу ограниченности доступа к кругу взаимодействующих социальных, образовательных, здравоохранительных возможностей.
Бедные слои населения также чувствительны к макроэкономическим и природным шокам. Например, высокий уровень инфляции снижает стоимость и без того скромных денежных накоплений бедных, доступ которых к банковской системе обычно ограничен. Кроме того, так как большая часть бедного населения сконцентрирована в сельских районах и зависит от сельскохозяйственной деятельности, непредвиденные природные катаклизмы способны лишить их годового дохода.
Ловушка бедности
Основной причиной бедности может стать как факт появления ребенка в бедной семье, так и пассивное отношение к работе и вредные привычки самого человека. Эти факторы можно рассматривать как системные причины бедности. В первом случае, часть населения нуждается в поддержке со стороны государства в силу фактора сложности самостоятельного выхода из «ловушки бедности».
Вместе с тем, имеют место единичные (несистемные) случаи влияния негативных внешних шоков (непредвиденная смерть кормилица семьи, попадание в случаи задолженности из-за проведения свадеб, потеря имущества в результате природных катаклизмов и др.) на благосостояние людей. Например, случаи родителей-одиночек, воспитывающих ребенка-инвалида. В этой ситуации обеспечение родителя работой не является целесообразным решением сокращения бедности, так как мать или отец, ухаживающие за ребенком-инвалидом не могут оставить ребенка на длительное время.
Факторы сокращения бедности
Изучение опыта наиболее продвинутых стран мира позволяет выявить основные факторы, определяющие успешность принятия мер по борьбе с бедностью. В частности, международный опыт показал, что наиболее важным фактором сокращения бедности является экономический рост. Когда доходы населения растут, это порождает спрос на товары и рабочую силу, в том числе и предложенные бедным населением.
Вторым важным фактором является инклюзивная политика государства. Во многих странах наряду с быстрым экономическим ростом растет и неравенство. Это ограничивает перераспределение плодов экономического развития между бедными и другими слоями населения. В этих случаях политика государства, направленная на создание новых рабочих мест, прогрессивное налогообложение, повышение уровня минимальной заработной платы, поддержка деятельности профсоюзов, социальная поддержка и страхование призваны более равномерно распределить богатство общества.
Немаловажным фактором является развитие сектора сельского хозяйства. Фактические данные свидетельствуют о том, что развитие сельскохозяйственного сектора стало мощным источником сокращения бедности в странах Азии. В частности, политику Китая по предоставлению прав собственности на землю его нынешним пользователям можно интерпретировать как попытку расширить внутренний рынок промышленности среди 800 миллионов домохозяйств, проживающих на селе.
Повышение адресности социальных программ является основной задачей любого государства, так как каждая программа, основанная на использовании бюджетных средств, имеет двойственный характер: с одной стороны, она помогает повышать доходы малоимущих слоев населения, а с другой стороны, ограничивает использование бюджетных средств на другие цели. Следовательно, максимально эффективное использование этих средств, путем повышения адресности социальных программ способствует росту вложений в другие сферы такие, как экономика и образование.
Поддержка инклюзивных бизнес моделей является основным из распространенных подходов по борьбе с бедностью. Малообеспеченные, как экономически активная часть общества, могут участвовать в процессах роста экономики в лице работников или же предпринимателей, если расширить возможности их участия в производственной деятельности. Поэтому, решение проблемы отсутствия необходимого уровня знаний и навыков и инвестирование в образование бедных слоев населения является ключевым фактором развития.
Повышение качества образования является фактором сокращения межпоколенческой бедности. Существует взаимосвязь между уровнем доходов и уровнем образования. Доступ малоимущего населения к качественному и высшему образованию ограничен в силу ограниченности их возможностей оплатить учебу. В этом случае, обеспечение одаренных детей из таких семей создает возможность выхода целых семей из зоны бедности.
Текущее состояние борьбы против бедности
Следовательно, учитывая важность фактора трудоустройства, во время совещания президентом было поручено восстановить 810 тыс. рабочих мест, а также создание новых 310 тыс. постоянных и 633 тыс. сезонных и временных рабочих мест. Также, отмечалось, что количество видов самозанятости увеличилось с 24 до 67, это означает создание еще 100 тыс. новых рабочих мест.
На основе подворового обхода семей по всей стране сформирован перечень из 540 тыс. малообеспеченных семей («темир дафтар» перевод «железная тетрадь»), которые получили помощь на сумму 306,8 млрд. сум. Более того, 37,7 тыс. безработных обеспечены постоянной работой, 93,2 тыс. человек – сезонной работой, 7,2 тыс. человек – арендованной землей. Кроме того, малообеспеченным семьям доставлено продовольственных товаров на 110,1 млрд. сум, лекарств на 544,5 млн. сум., домашнего скота на 14,8 млрд. сум, птиц на 2,4 млрд. сум.
Приоритетные меры по борьбе с бедностью
Вместе с тем, в условиях таких развивающихся стран как Узбекистан, в силу ограниченности ресурсов против борьбы с бедностью, стратегия борьбы против бедности должна быть максимально нацелена на «очаги» феномена бедности. Это, в первую очередь, требует глубокого изучения характеристик бедных слоев населения, выявления имеющегося экономического, социального, образовательного, инфраструктурного потенциала у страны против борьбы с бедностью.
При этом, необходимо исходить из профиля бедности страны, который содержит всю характеристику бедных слоев населения. В частности, важно учитывать следующие моменты:
- избыток рабочей силы и значительная доля бедного населения сконцентрирована в сельской местности;
- низкий уровень урожайности в фермерских хозяйствах и возможность перераспределения земельных ресурсов в пользу бедных домохозяйств;
- значительная часть дохода бедного населения тратится на покупку лекарственных средств (10% всех своих доходов, что в 5 раз выше аналогичных затрат не бедных).
Учитывая эти и другие немаловажные обстоятельства, президентом страны были предложены меры борьбы против бедности.
В частности, введение единого социального реестра в разрезе "Министерство-регион-район-махалля", позволит согласовать между всеми заинтересованными сторонами определение понятия бедности. Например, если ранее государство, махалля и люди под определением бедности понимали различные критерии, то сейчас эта проблема разрешится и вместе с тем, расширится охват предоставления помощи бедному населению.
Разработка методологии расчета «прожиточного минимума» и «минимальной потребительской корзины» и апробация в 5 регионах создадут основу для внедрения справедливой системы начисления заработной платы, пенсий, пособий, что, в первую очередь, положительно скажется на состоянии малообеспеченных семей.
Меры по обеспечению занятости населения, поддержке семейного предпринимательства, восстановлению производств в основных отраслях будут способствовать обеспечению людей, живущих за чертой бедности, постоянными источниками доходов и, следовательно, помогут вывести их из бедности. Так, правительством запланировано трудоустройство населения через Единую национальную систему труда, привлечение к общественным работам, предоставление субсидии и бесплатное обучение безработных граждан.
Особое внимание уделяется женщинам, так как их доля в бедных семьях относительно выше и в отдельных случаях кормильцем семьи являются также женщины. В частности, намечается организация кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции и обеспечение в них занятости женщин.
Кроме того, предлагается принятие и реализация Стратегии сокращения бедности в Республике Узбекистан до 2030 года, которая будет нацелена не только на улучшение состояния бедных слоев населения, но и на создание широких возможностей расширения их вклада в развитие общества.
Бахтишод Хамидов и Малика Жуманиезова, ЦЭИР
для Подробно.уз
Оставить комментарий