Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) станет важным событием в экономическом развитии Узбекистана. Это событие приведёт не только к реформам во внешнеэкономической деятельности, либерализации внешней торговли, но и к комплексной трансформации экономической и правовой систем страны, а также к институциональным изменениям, требующим осмысления и времени.
Опыт многих развивающихся стран за последние десятилетия свидетельствует о том, что более открытая торговля в результате либеральной торговой политики ускоряет развитие, стимулирует экономический рост и эффективность. В этой связи активизация процедуры вступления Узбекистана в ВТО может стать дополнительным импульсом проводимым полномасштабным социально-экономическим реформам в республике. При этом для того чтобы выгоды от участия в ВТО превосходили потери (затраты), необходимо, чтобы в период, предшествующий вступлению, происходила фундаментальная подготовка экономической структуры страны и её хозяйствующих субъектов к условиям высокой конкурентной среды на мировых рынках. От результатов и достижений этого периода во многом будут зависеть будущее положение страны в ВТО, состояние секторов и отраслей экономики, выгоды производителей и потребителей.
Успешное вступление предполагает выстраивание такой стратегии и экономической модели развития страны, которые позволили бы максимально эффективно использовать шансы, которые при этом открываются. Для этого сопутствующая вступлению реформа внешнеэкономической деятельности должна обеспечить не только открытость торговли и соответствие правилам ВТО, но, главное, должна сопровождаться изменениями институциональной среды, включая:
•обеспечение высокой концентрации экспортоориентированных производств. Этому будет способствовать создание системы государственного стимулирования экспорта, внедрение системы предэкспортного финансирования;
•создание системы обеспечения правовой информацией (цены, условия торговли, разрешение споров и т.д.), доступной всем субъектам экономики;
•подготовку достаточного числа квалифицированных специалистов или структур, способных обслуживать интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности по линии ВТО. Например, специалистов, способных инициировать проведение расследования по факту осуществления иностранными поставщиками экспорта с использованием демпинга или субсидий, понимать тонкости подготовки обращений и доказательных материалов, направляемых в органы расследования и т.д.;
•обеспечение правовых основ для расширения круга полномочий отраслевых и территориальных союзов, способных авторитетно представлять в ВТО интересы отдельных слоёв бизнеса;
•постоянный мониторинг возникающих дискриминационных мер со стороны иностранных партнёров, а также торговых барьеров, создаваемых политикой отдельных стран.
Эти факторы должны определенным образом изменить модель поведения субъектов экономики и отношения государства с частным сектором. Только в этом случае выгоды от участия в ВТО будут превосходить возможные отрицательные эффекты.
Процедура принятия в члены ВТО
Процедура присоединения к ВТО основана на статье XII Соглашения об учреждении ВТО. Присоединяющаяся страна извещает генерального директора ВТО о своём намерении стать членом ВТО. После рассмотрения заявления страны-кандидата Генеральный совет учреждает Рабочую группу (РГ). Вслед за учреждением РГ секретариат ВТО информирует заявителя о процедуре РГ и предлагает представить меморандум о торгово-политическом режиме. Кроме меморандума страна-кандидат передаёт секретариату ВТО информацию о тарифах, законах, распоряжениях, регулирующих торговлю товарами и услугами, и другие материалы, имеющие отношение к торгово-политическому режиму. РГ изучает торгово-политический режим страны-кандидата, её законодательство и практику его применения. Члены РГ в устной и письменной форме задают вопросы по полученным материалам. После завершения стадии вопросов-ответов или информационного этапа начинаются двух- и многосторонние переговоры по присоединению. В ходе двусторонних переговоров страна-кандидат обсуждает с каждым членом РГ условия доступа на рынок товаров и услуг (т.е. степень открытия своих рынков после присоединения к ВТО). По итогам этих переговоров подписываются двусторонние протоколы. Далее обязательства, зафиксированные в протоколах, распространяются на всех членов ВТО в соответствии с принципами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР).
На многосторонних переговорах с членами РГ обсуждается торгово-политический режим страны-кандидата после её присоединения к ВТО. Этот режим отражается в итоговом докладе РГ об условиях присоединения данной страны к ВТО. В итоговый пакет документов по присоединению входит протокол о присоединении со списком обязательств будущего члена в сфере доступа на рынок товаров и услуг и доклад РГ. Принятие нового члена происходит либо на конференции министров стран-членов ВТО, либо на заседании Генерального совета. После завершения процедуры в рамках ВТО пакет документов о присоединении подлежит ратификации национальным парламентом страны-кандидата. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после ратификации пакета документов национальным парламентом.
Вступление в ВТО трансформирует экономику
Вполне очевидной является целесообразность вступления Узбекистана в ВТО, потому что потери для нашей страны от неучастия в этой организации куда более высоки, нежели от участия в ней. Вопрос лишь в том, когда и на каких условиях Узбекистан вступит в ВТО?
Пока нет точного ответа, сколько времени может занять процесс присоединения к ВТО и как он будет проходить. Всё зависит от качества переходного или подготовительного этапа. Вместе с тем опыт стран, вступивших с наибольшими для себя выгодами, показывает, что вступление в ВТО это комплексный, трудный и длительный процесс. Согласно ст. XII Соглашения об учреждении ВТО, любая страна или отдельная таможенная территория может присоединиться к ВТО на условиях, согласованных с членами ВТО. Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер и зависят от договорённостей, которые достигаются в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, а также от взятых обязательств в рамках соглашений ВТО. Успешное вступление страны в ВТО зависит не только от высокого экономического потенциала, но и от наличия организационного и правового обеспечения процесса вступления, силы и качества институтов, наличия кадров, способных вести переговоры, отстаивать и защищать интересы государства и бизнеса в сложной системе ВТО, и эффективного использования преимуществ и возможностей, открывающихся после вступления.
Несомненно, вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию предполагает комплексную трансформацию всей структуры экономики. При этом торговая реформа и изменение тарифных режимов являются лишь частью процесса. В новых условиях торговая политика должна стать более прозрачной и базироваться в первую очередь на тарифах, применяемых на не дискриминационной основе. При вступлении в ВТО торговая политика, основанная на использовании преимущественно тарифных инструментов, будет давать отечественным фирмам возможность использовать чёткие сигналы о мировых ценах. Подобная торговая политика, будучи менее подверженной коррупции, препятствует контрабанде и уклонению от уплаты налогов. По экспертным оценкам, позитивные эффекты и благоприятные последствия от вступления Узбекистана в ВТО проявятся только в средне- и долгосрочной перспективе (5-6 и более лет после вступления), в то время как в краткосрочном периоде неизбежны определённые издержки и потери.
Вступление как стратегия
Узбекистан не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Скорее всего, Узбекистан будет вступать в ВТО в статусе развивающейся страны с правом на переходный период. Это даст право на поэтапное открытие внутреннего рынка, снижение импортных пошлин, изменение законодательства, осуществление рыночных реформ и т.д. Обязательства по тарифам в области сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, по системным вопросам, которые возьмёт на себя Узбекистан, с одной стороны, должны приниматься с учётом реального состояния экономики, а с другой – с точки зрения перспектив её дальнейшего развития. Это позволит защитить отдельных отечественных производителей и обеспечить адекватный уровень конкуренции, а также защитить потребителей от недобросовестных иностранных производителей. Тем не менее снижение негативных последствий от вступления в ВТО для экономики Узбекистана, а также дальнейшее успешное развитие страны в качестве члена ВТО будет во многом зависеть от изначально продуманной стратегии вступления. Поэтому следует не форсировать это событие, а рассматривать процесс вступления в ВТО в качестве стратегического плана развития.
В выработке успешной стратегии поможет понимание мотивов стран, входящих в рабочую группу, а также знание особенностей торговой политики и переговорной тактики стран-оппонентов или участников переговорного процесса. Полезными могут оказаться консультации с недавно присоединившимися к ВТО странами по этому вопросу. Вместе с тем данная стратегия должна учитывать необходимость поддержки отраслей промышленности в переходный период, субсидирование сельского хозяйства, эффективную защиту прав интеллектуальной собственности и др. Её эффективность будет зависеть от экономической политики, от согласованных действий центральных и региональных органов власти, от слаженного (эффективного) межведомственного взаимодействия и только при соблюдении интересов собственного населения. Только тщательно выверенный подход к выбору приоритетных отраслей промышленности, методов поддержки сельского хозяйства, а также эффективная подготовка и имплементация тарифных уступок по доступу на рынок товаров, специфических обязательств по доступу на рынок услуг способны определить будущее успешное пребывание Узбекистана в ВТО.
Итоговый эффект от вступления Узбекистана в ВТО оценить крайне сложно, поскольку он не складывается из отдельных положительных и отрицательных эффектов по отраслям. Здесь необходима интегральная, межотраслевая оценка. Более того, различные последствия могут иметь сложный временной график в силу поэтапного снижения тарифов в будущем и применения разных инструментов в торговой политике на том или ином этапе в процессе вступления. Однако вполне очевидно, что при либерализации торговли в краткосрочном периоде вырастет торговый оборот, при этом в большей степени – импорт. Произойдёт снижение цен на потребительские товары.
Так, анализ по 74 товарным субпозициям в структуре внешней торговли Узбекистана показал, что в среднем однопроцентное снижение тарифов приведёт к увеличению импорта на 2,5-2,7%, снижению доходов от сборов пошлин и др. на 1,1-1,5% и к большому дефициту платёжного баланса. При девальвации обменного курса для корректировки образовавшегося дефицита платёжного баланса импортозамещение сократится более чем на половину, а в экспортных секторах, таких как хлопок-волокно, минеральные ресурсы, плодоовощная продукция и др., увеличится объём их производства. В этой ситуации однопроцентное сокращение всех тарифов приведёт к увеличению импорта лишь на 0,4-0,6%, увеличению экспорта на 0,5-0,7% и к 1,6-1,8-процентному снижению доходов от сборов пошлин.
Нодира КУРБАНБАЕВА, главный научный сотрудник
Центра экономических исследований и реформ
при Администрации Президента
Республики Узбекистан
для Бизнес Дейли
Оставить комментарий